Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Информационно-коммуникативные технологии на занятиях по развитию речи"
    консультация (старшая группа) на тему

    Татьяна Петровна Шпехт

    Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как  позволяет  средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_informatsionnye_tekhnologii.docx15.64 КБ

    Предварительный просмотр:

     Информационно-коммуникативные технологии

    на занятиях по развитию речи

    Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как  позволяет  средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

    Эмоциональные, яркие занятия, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей – все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

    Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии –универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями – на примере сочинения рассказов по картинке. Это задание можно выполнить 3 –мя способами.

    1.  На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ. (1 – начало, 2- продолжение, 3 – конец) Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

    2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

    3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.  Далее мы рассмотрим пример с использованием 4- х картинок.

    Аналогично можно провести пересказы  авторских произведений по сюжетным картинкам в соответствии с программой по которой работает ДОУ ( К примеру «Под грибом» Сутеева ). Расставить картинки в нужной последовательности, после чего составить рассказ.

     

    Рассмотрим вторую особенность - возможность работы воспитанников в режиме диалога– данная возможность компьютерных технологий обусловлена их интерактивностью. Что такое интерактивность? Рассмотрим на примере фрагмента занятия по развитию речи старших дошкольников   

     « Путешествие на морское дно».  Краткое содержание занятия:  Ребята получают письмо от Черной каракатицы, определяют какой звук она похитила. Ребятам предлагается отправиться на морское дно. Игра Голова-Плавник-Хвост на определение местонахождения звука в слове

    ( начало, середина, конец) Можно усложнить это задание, если дети будут на просто отвечать на вопросы, а показывать голова – руки на поясе -хвост. Также в занятии использовались загадки соответствующей тематики.

    Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

    Еще один пример возможности работы воспитанников в режиме диалога на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками – дифференциация звуков. У Зои и Саши день рождение. Зое подарили…. Какой звук чаще встречается? Саше подарили….. Какой звук чаще встречается? Подарки перепутали требуется помощь ребят. Они называют, что именно подарили Зое, а Что Саше.

    Используемые анимационные возможности поощрения, подсказки активизируют практическую деятельность ребенка.

    Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Активно пополняется словарный запас.

    Результаты проведенных занятий с применением компьютерной программы, в данном случае PowerPoint, дают положительную динамику развития речи детей. Показ диагностики детей.

    Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование  используется  в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

    Третья особенность использования ИКТ в детском саду - доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа. Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ  и воспитателю и воспитаннику к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема. Например  Стихи для малышей; Азбука для самых маленьких и др. В своей работе воспитатели могут использовать программы по которым работают в виде презентаций.

     

    Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.

    И, в заключение, использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать  все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационно- коммуникационные технологии на занятиях по развитию речи

    Сегодня Информационно  -коммуникационные технологии прочно входят в систему непрерывного образования. Материал данной статьи познакомит читателей с системой прменения ИКТ в дошкольном учреждении ...

    Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи в ДОУ

    Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...

    Использование интерактивных технологий на занятии по развитию речи в средней группе ДОУ.

    Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, демонстрируемой при помощи интерактивных технологий.Задачи: 1) Способствовать развитию умения наблюдать....

    Использование ТРИЗ и РТВ технологий в занятиях по развитию речи

    Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями....

    Использование ТРИЗ и РТВ технологий в занятиях по развитию речи и РЭМП

    Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи.Ситуативные задачи по сюжетам сказок...

    Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии на занятиях по развитию речи"

    Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии на занятиях по развитию речи"...