«Развитие мелкой моторики у дошкольников нетрадиционными методами и средствами»
методическая разработка (младшая, средняя группа) на тему

Ученые подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. На начальном этапе жизни ребенка именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети со слабо развитой моторикой плохо держат карандаш или ложку, не могут зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы. Ребенок чувствует себя несостоятельным в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на психику, эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_detey_netraditsionnymi_metodami.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

     «Развитие мелкой моторики у дошкольников нетрадиционными методами и средствами»

Актуальность темы. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина,) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

На начальном этапе жизни ребенка именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети со слабо развитой моторикой плохо держат в руке карандаш или ложку, не могут зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся мелкие детали, работать с мозаикой, счетными палочками.

 Ребенок часто чувствует себя несостоятельным в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на психику, эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Отсюда нежелание ходить в детский сад, а в дальнейшем формирует школьные трудности.

Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные нетрадиционные  методы и средства для развития мелкой моторики. В своей работе я ставлю следующие задачи:

  1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  3. Улучшить общую двигательную активность;
  4. Содействовать нормализации речевой функции;
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.  

     Система работы по формированию мелкой моторики

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

  - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений  использую  разные методы и приемы работы:

  1. Пальчиковый игротренинг
  • массаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
  • пальчиковые игры, с использованием нетрадиционного оборудования;
  • пальчиковый театр;

  1. Использование элементов ТРИЗ

  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, пробкой от фломастера и т. д.
  • конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
  • различные виды аппликаций

  1. Развитие графической моторики
  • рисование по трафаретам
  • штриховка
  • дорисуй по точкам

  1. Дидактические игры
  • шнуровки М. Монтессори
  • игры с мелкими предметами
  • пазлы, мозаика

Для эффективного результата в развитии мелкой моторики я использую  двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

- массажные мячики;

- платочки;

- коврики;

- крупные бигуди;

- прищепки;

- счетные палочки;

- эспандеры»

- длинные бигуди;

- решетки;

- зубные щетки;

- бусы;

- резинки для волос;

- шестигранные карандаши; 

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря  которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Это замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности, он позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной; дает немалую нагрузку на пальчики при размазывании пластилина.

Нетрадиционные методы рисования  привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Эта методика позволяет избегать копирования, так как педагог вместо готового образца демонстрирует только способ действия с нетрадиционным материалом. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности. К тому же рисование с использованием нетрадиционные методик не утомляет, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Аппликация из салфеток не только развивает детей, но и доставляет огромное удовольствие. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающую группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.  

  Во время совместной и самостоятельной деятельности детей использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

 Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

  Также детей привлекала возможность делать поделки совместно с воспитателем из бумаги (оригами), которые они использовали в играх, инсценировках.

 В совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений и в самостоятельной деятельности детей используется  методика плоскостного моделирования (рисунки, составленные из ограниченного количества плоских геометрических фигур), упражнения со счетными палочками. При этих видах деятельности развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность. Здесь предлагались возможности для творчества детей: сам придумал, сам выложил.

  Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий было собирание пазл, нанизывание пуговиц на леску.

    Еще один из приемов, который я использую в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь. 

    Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использую наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма».

   Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

     В дальнейшем  буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

 

     

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

Будут пальчики дружить

  1. Разглаживание

скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

2."Найди на ощупь» - игры с сухим бассейном.

3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

4. Пальчиковая гимнастика " Шарик"

1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

 

2.Упражнение с массажными мячиками "Орех"

3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

5. Игры с мозаикой

ОКТЯБРЬ

Овощи и фрукты

Перелетные птицы

1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2.Игры с зубной щеткой

«За ягодами»

3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу

4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить на  веревке и прицепить прищепкой

1. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток

2.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов

3. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки

4.Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

3.Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку"

4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

1. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками на  манке.

2."Крылышки для птички" упражнение с прищепками ( силуэт птички, крылья из прищепок)

3. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

                                                        НОЯБРЬ

Мебель

Одежда и обувь

1. Упражнения «Это мебель»-выкладывание из палочек предметов мебели

2. "Нарисуй на манке стол, шкаф, стул»

3."Волшебные жгутики» -выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру.

4. Игра с разрезными картинками (2-3 частей)

1. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

2.Игры с решеткой

«Помощники»

3. Работа с тактильной дощечкой из спичек

1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию

3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

4. Рисование горошков на платье

1.Разложи пробки  по цвету

2. Работа со шнуровками

3. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

4.пальчиковая игра "Ладошки"

        

        ДЕКАБРЬ

Город

Транспорт

Дикие животные зимой

Зима, зимний лес

1. Строим дом из кубиков

2.Выкладывание дома из геометрических фигур

3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне

4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков

2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру

3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины

4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя

1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных

2. Работа с тактильными дощечками

3."Новогодний подарок для белочки"

Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь

1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

3."Снежная баба" -лепка из пластилина

ЯНВАРЬ

Дикие животные и их детеныши

Птицы зимой

1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги . детям надо определить где мама, где детеныш

2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

1."Собери семью" наложи трафарет на контур

2."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем

3."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги

2. работа с тактильными дощечками

3."Угощение для птиц" - сортировка семян

4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

                                                        ФЕВРАЛЬ

Семья

Профессии

1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне

1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

3. "Научим дочку шнуровать ботинки"

4. "Для кого подарок" - волшебный мешочек

5. Самомассаж ладоней

1. "Построим дом из кубиков"

2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги

4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету"

1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем"

2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина

3."Собери машину" из геометрических фигур

4."Разрезные картинки из 4 частей"

МАРТ

Праздник мам

Весна

Игрушки

1. Изготовление подарка для мамы

(Из шариков из салфеток)

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

1."Следы от капели" рисуем точки на манке

2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

4.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

1.Собери пирамидку

2."Мячи для котят" лепка из пластилина

3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных

4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

1. Штриховка и обводка по контуру игрушек

2. Пальчиковый театр "Репка"

3. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

4.Рисуем на песке большие и маленькие предметы

АПРЕЛЬ

Одежда

Дикие и домашние животные

Птицы весной

Растительный мир

1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали"

2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

1."Собери картинку из 4 частей"

2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек

4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

1."Червячки для грачей" лепка из пластилина

2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой

4. Пальчиковая гимнастика "Червячки"

1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3.Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину

4. Пальчиковые игры, разученные раннее

МАЙ

Труд весной на даче

Мы подросли и повзрослели

1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

2."Закрути бутылочки"

3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур

1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех"

2."Строим дачный дом" из конструктора

3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

1.Пальчиковый театр "Колобок"

2. Игры и упражнения, изученные ранее

3.Шнуровки, липучки

4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками

5. Заключительное наблюдение за детьми

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

             г. Мурманска детский сад комбинированного вида №105

     ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

  Кондрашкиной Натальи Петровны

                    воспитатель

«Развитие  мелкой моторики  у дошкольников нетрадиционными методами и средствами»

         Начало изучения темы -  2013 г.

       Окончание изучения темы –

                           

                           Мурманск 2013

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у дошкольников нетрадиционными приёмами

Тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму....

МАСТЕР – КЛАСС «Средства развития мелкой моторики у дошкольников как метод активизации речевой сферы ребенка»

Затронут вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики. Представлены педагогические находками по данной теме....

МАСТЕР – КЛАСС «Средства развития мелкой моторики у дошкольников как метод активизации речевой сферы ребенка»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастер...

МАСТЕР – КЛАСС «Средства развития мелкой моторики у дошкольников как метод активизации речевой сферы ребенка»

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсом...

Развитие мелкой моторики у дошкольников нетрадиционным методом.

Нетрадиционная методика в развитии мелкой моторики проста и увлекательна. ...

МАСТЕР – КЛАСС «Средства развития мелкой моторики у дошкольников как метод активизации речевой сферы ребенка»

ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развит...