Сценарий итогового мероприятия по правовому воспитанию “Путешествие в Правдилию” в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гранкина Мария Александровна

Описания материала: Предлагаю вам сценарий итогового мероприятия для детей подготовительной группы ( 6-7 лет) по теме “ Путешествия в Правдилию”.Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Это сценарий-конспект познавательного характера, направленного на обобщения знаний детей по правовому воспитанию и развитию любознательности у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий итогового мероприятия по правовому воспитанию “Путешествие в Правдилию” в подготовительной группе.

Автор: Гранкина Мария Александровна, воспитатель МБДОУ№ 48

 город Ковров

Описания материала: Предлагаю вам сценарий итогового мероприятия для детей подготовительной группы ( 6-7 лет) по теме “ Путешествия в Правдилию”.Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Это сценарий-конспект познавательного характера, направленного на обобщения знаний детей по правовому воспитанию и развитию любознательности у старших дошкольников.

 Цели: Обобщить знания детей об их правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, помочь детям осознать необходимость иметь жильё, дом.

        Задачи:
1) Продолжать формировать представление о правах человека, в соответствии с возрастными особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2) Продолжать знакомить детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международного документа по защите прав человека            «Конвенция о правах ребенка).
3) Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам человека.
4) Направить работу на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в социуме на основе литературных произведений.

5) Способствовать умению детей взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых.

6) Развивать воображение, память.

       Материал: Большая книга, календарь, семь букв Я, цветок счастья с разноцветными лепестками, на которых с обратной стороны написаны права, игрушка в форме сердца, иллюстрации или записи сказок “Кот, лиса и петух” ,” Заюшкина избушка” запись мелодии для игр, фланелеграф или магнитная доска, костюмы лисы, зайца, Буратино, Бабы Яги ,свидетельство о рождении ,цветы для полянки, подарок от цветка.

Предварительная работа: Чтение художественного произведения «Приключения Буратино» Ш.Перро,  чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка», рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, беседы о правах детей, рассматривание журналов, иллюстраций и книжек-раскладушек по правам детей, разыгрывание ситуаций “Я имею право” “О правах ребенка играя”, краткосрочный проект по правовому воспитанию в подготовительной группе “ Маленьким детям - большие права”.

        Список используемой литературы:

  • Антонов В.А . Изучаем права ребёнка. –«Вита-Пресс», 1997.
  • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребёнок, и я имею право. – М.: Издательство Скрипторий 2002, 2007. – 97с.
  • Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Ребёнок и право: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям. -Ульяновск: УИПКПРО, 2005.
  • Антонов В.А. Изучаем права ребёнка. –«Вита-Пресс», 1997.
  • Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. Изд. 2-е переработанное./ Сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей».-112с.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка, - М.:ТЦ Сфера, 2008.-114с.

Ход

Буратино:  Здравствуйте ребята и дорогие гости.

Воспитатель: Здравствуй Буратино. Какая красивая у тебя книга это, наверное, та самая азбука, которую тебе купил папа Карло?

Буратино:   Да эту книгу мне купил папа Карло, но это не азбука. Мы вчера целый вечер ее рассматривали с папой, но так ничего в ней не разобрали. Поэтому я и решил прийти к вам на занятие, чтобы вы мне помогли и объяснили, что же в ней такого интересного написано и зачем она нужна детям.

Воспитатель: Буратино мы с большим удовольствием поможем тебе, а заодно и сами узнаем, о чем же говориться в этой книге. Буратино ты присаживайся и слушай внимательно. Ребята, эта книга называется - Конвенция о правах - ребенка и ее  специально написали взрослые для вас. Ведь они заботятся о вас, и решили все ваши права записать вот в эту книгу, чтобы вы были защищены от многих неприятностей. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права. И сегодня мы с вами поговорим, какие же права  есть у всех детей на нашей планете.

Буратино:  Я все картинки в ней посмотрел.

Воспитатель: Картинки - это хорошо. А что ты в книге прочитал?

Буратино:  Ничего, ничего. Читать я совсем не умею.

Воспитатель: Не грусти ты, Буратино, право

Есть у нас на это право.

Ребята, какое это право?

Буратино:  Право на образование.

Воспитатель: Одно из правил: дети имеют право на образование. Да скоро вы пойдете в школу, где вы многому научитесь.

Буратино:  А что это такое?

Воспитатель: Это Буратино такое дело:

Сел за парту смело,

Взял ручку и тетрадь,

И начал писать.

Буратино:  И это все? Это я смогу.

Воспитатель: Нет ,не все. Ты обязан не спать, на вопросы отвечать. Ребята, а какие обязанности есть у ученика?

Дети: Во время занятий уроков нужно быть дисциплинированным, не мешать воспитателю и другим детям

Буратино:   Ой, наверное, у меня никогда не получится учиться

Воспитатель: Да, Буратино, учиться – это очень важно и долго. А пока давай, почитаем, что же написано в твоей любимой книг.

( Воспитатель открывает книгу достает оттуда календарь и задает вопрос)

Воспитатель: Ребята кто знает, что это такое?

Ответы детей

Воспитатель: А почему в календаре одни числа – черные, а другие красные?

Дети: Красные числа это праздники, а черные числа это будни.

Буратино:  Я думаю, что все эти праздники придуманы для взрослых. А есть ли праздники для детей?

Дети: Да есть .1 июня - День защиты детей.

Буратино:  Какие вы молодцы. Правильно, но до этого праздника еще далеко. Что же нам делать? Кажется, я придумал. Давайте устроим праздник прямо сегодня сейчас? И назовем его- День прав ребенка.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?

Ребенок:

Мамы папы всей страны

Это знать давно должны

Есть права у их детишек

Например, на чтенье книжек.

Также на заботу, ласку

И на жизнь ,как будто в сказке,

Еще право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире.

Воспитатель: одно из правил есть у меня на доске. Сколько букв Я. Верно семь. СЕМЬ-Я. Что у нас получается?

Дети: семья.

Воспитатель: Расскажите мне, что это за право?

Дети: каждый ребенок имеет право на семью.

Каждый ребенок имеет право жить с мамой и папой.

У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку ,бабушку и дедушку.

Ребенок: Я люблю свою семью

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка и кошку Мусю.

 Все ,кого я так люблю

Имеют права на семью.

Буратино:  Я все понял, у детей есть право на семью, и у меня есть право на семью.

Воспитатель: Совершенно верно, но у каждого члена семьи есть еще и обязанности. Ребята расскажите, какие обязанности есть у вас?

Дети: Я убираю за собой игрушки после игры

Дети: Я заправляю постель

Дети: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Дети: Я слушаюсь своя маму и своего папу.

Воспитатель: В книге записано что “ каждый ребенок имеет право проживать в семье. Со своими родителями имеет право на любовь и понимание со стороны родителей и семьи”.

Когда рождается ребенок,

Ему так нужен теплый дом

С коляской, с ворохом пеленок,

Игрушки, чтобы были в нем

И сильный папа очень нужен

И умной мамы нежный взгляд

 И хлеб, и масло всем на ужин,

И сказка на ночь для ребят

Буратино:  Как интересно. Я так люблю сказки.

Воспитатель: Ребята, Буратино я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых.  А еще в этой  стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по особенному, трепетно. Берегли его,  потому что это был ЦВЕТОК СЧАСТЬЯ. У ЦВЕТКА СЧАСТЬЯ были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила права. Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы……..

Однажды над страной нависла черная пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались, кто куда чтобы переждать несчастья. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на ЦВЕТКЕ СЧАСТЬЯ не осталось не одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто нибудь им поможет отыскать их.

Воспитатель: Ребята как, по-вашему, нужно ли помогать людям зверям попавшившим в беду?

Почему?

А сможем ли мы помочь жителям Правдилии?

Я думаю, сможем. Поможем найти лепестки цветка Счастья, а заодно и узнаем правила этой страны. Но для оказания помощи мы должны знать много сказок. Д давайте перед путешествием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.

Дети встают в круг.

Дети: (по кругу) Итак, в Правдилию вперед

Цветок счастья там живет.

Должны мы многое узнать

И лепестки там отыскать.

Нам будут в этом помогать

Герои разных сказок.

По извилистой дорожке

Шли по миру, чьи то ножки.

Вдаль глядя широкими глазами,

Шли ребята знакомиться с правами

 Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают нас на свете.

Воспитатель: А вот и первая сказка, присаживайтесь, ребята.

Инсценировка отрывка из сказки “Кот лиса и петух” или иллюстрации на фланелеграфе или отрывок сказки в записи

Воспитатель: Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Что ею нарушено? Лиса нарушила право? но какое же? Как это узнать?

Звучит голос: найдите мой лепесток красного цвета, и узнаете ответ на вопрос.

Воспитатель: Это же голос ЦВЕТКА СЧАСЬЯ. Давайте ,ребята, быстро отыщем красный лепесток, ведь на нем написано одно из правил

Дети ищут в группе и находят лепесток.

Воспитатель (зачитывает содержание на обратной стороне): “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность жизнь и свободу”. Вот, оказывается какое право, нарушила лиса плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Давайте вернем ЦВЕТКУ СЧАСТЬЯ красный лепесток, чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать право на личную неприкосновенность жизнь и свободу.

Воспитатель: вспомните, в каких еще сказках нарушилось право на жизнь и свободу героев?

( Гуси – лебеди, Маша и медведь, Волк и семеро козлят, Колобок, Красная шапочка)

Воспитатель: И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но соблюдается ли оно? Вспомните драки среди мальчиков. Хорошо это или плохо? А когда вы деретесь, вы какими становитесь? А не лучше ли вашу злость и отрицательные эмоции направить в игру “ Петушиные драки”. А для этого два драчуна должны превратиться в “ петухов» (приседают, обхватывая колени руками). Петухи  боком подпрыгивают друг к  другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен тот выбывает из игры.

Игра “ Петушиные драки”.

Дети играют в игру.

Воспитатель: А теперь я предлагаю сказать друг другу побольше добрых слов, чтобы стать еще добрее по отношению друг другу.

Воспитатель: У меня есть  это волшебное сердечко, это сердечко вы будете передавать друг другу и говорить ласковые слова.

Все встанем в круг так, чтобы видеть глаза друг друга и передавать сердечко говоря, какое нибудь ласковое слово своему соседу. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.

Игра “Скажи другу комплимент” или “Назови друг другу ласково”

Воспитатель: Ребята после ваших ласковых и добрых слов в группе стало радостнее, веселее и теплее, спасибо вам за эти слова. Ну, а нам надо продолжать.

Воспитатель: Молодцы. А к нам спешит другая сказка. Присаживайтесь.

( Выставляется на фланелеграф иллюстрации из сказки Заюшкина избушка или запись отрывка сказки)

Воспитатель: Ой, избушка. Давайте заглянем. Кто в ней живет?

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну. Пойдут клочки по закоулочкам.

Воспитатель: Так кто же это? Правильно. Из какой сказки? Из русской народной сказки Заюшкина избушка.

А где же сам зайчик?

(Появляется плачущий зайчик)

Зайчик: Как  же мне быть, где я буду жить? А-а-а

Воспитатель: Мы знаем о твоем горе. Но знаешь ли ты, заинька, мы сейчас в стране Правдилии. И стоит нам отыскать синий лепесток и произойдет чудо. Ребята давайте поищем его.

Дети ищут синий лепесток

Лиса: Что вы ищете, ребята? Лучше бы зайцу помогли жилье найти.

Дети находят синий лепесток, выходит лиса из избушки.

Лиса: Заинька дружок, проходи в свою избушку, ведь я и не думала тебя выгонять, я просто пошутила.

Воспитатель: Вот так чудо. Ай, да волшебный цветок. Ай, да лепесток. Интересно, какое же здесь право написано? “Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь”.

Оказывается лиса, нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята вспомните еще, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища?

(Теремок, Зимовье зверей, Три поросенка)

Воспитатель: У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека.

Воспитатель: Молодцы, синий лепесток мы отдаем ЦВЕТКУ СЧАСТЬЯ, а сами отправляемся на встречу к новой сказке, но давайте немного отдохнем

Проводится физкультминутка

Дети садятся на стульчики.

Появляется Баба Яга

Баба-Яга: Кто такие? Чего явились? Почему без дозволения по моему лесу гуляете?

Воспитатель: Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком распугала.

Баба-Яга: Хватит разговоры разговаривать. Зачем явились??

Воспитатель Баба-Яга, а ты сегодня в страну Правдилию летала?

Баба-Яга: Ну, летала. А вам то что?

Воспитатель. А цветок счастья там видала?

Баба-Яга: Ну, видывала. А дальше то что?

Воспитатель. И разноцветные лепестки с него сорвала?

Баба-Яга: Ну, сорвала. (Испуганно хватается за голову)

Ой, голова старая садовая проболталась таки. ( С догадкой спрашивает)

Вы это что, за ними пришли?

Воспитатель. Да , за ними. Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется. Баба Яга верни, пожалуйста, лепестки.

Баба-Яга: Ишь, размечтались. У вас тоже никаких прав на них нет. Да и на все прав, которые на лепестках записаны, могут рассчитывать только внуки царя Салтана и Соловья – разбойника. А еще дети, верящие в Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, справедливо ли то, что нам говорит Баба Яга?

Конечно, нет. Ведь все вы имеете равные права. И не важно кто ваши родители, какой у вас цвет кожи в кого вы верите.

Воспитатель: Давайте с вами разберемся, что же такое право на гражданство. После рождения вы получили первый в своей жизни документ- свидетельство о рождении, где указано ваше имя, а также национальность. Вы не просто человек, а гражданин своей республики своего государства.

Воспитатель Ребенок имеет право на имя и гражданство. Вам нравятся ваши имена? Известно ли вам что имена растут вместе с вами. Вы подрастаете, и ваше имя вырастает. Например, Таня- Татьяна. У каждого человека есть свое имя. Поэтому обращаясь, друг к другу нужно вежливо ласково по имени. И, конечно же, недопустимо называть человека грубым словом ,давать ему кличку, обзывать. Это нарушение его права на имя.

Воспитатель: Давайте представимся Бабе Яге, а эхо нам в этом поможет

Игра “Эхо”

Дети становятся в круг, называют свои имена остальные, хором их повторяют.

Воспитатель: Ну что, Баба Яга, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя?

Баба-Яга: Придется согласиться. Признаю теперь за вами это право.

Воспитатель Баба Яга, теперь верни нам, пожалуйста, лепестки

Баба-Яга: Верну, если у кого нибудь из вас мама в библиотеке работает?

Воспитатель. Это  почему?

Баба-Яга: Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться только дети врачей.

Воспитатель Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала Баба Яга? Конечно, нет. Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение

Баба-Яга: Опять со мной спорите. Не отдам лепестки.

Сердитая уходит, топает ногами, ворчит.

Воспитатель Мне, почему то стало жалко Бабу Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботиться?

 Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и все вы. Ее даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем, сорвем по цветочку и подарим ей.

Дети собирают цветы на поляне, зовут Бабу Ягу. Она появляется, дети дарят ей цветы. Баба Яга благодарит и возвращает детям лепестки. Дети тоже благодарят и прощаются с Бабой Ягой.

Воспитатель: Ребята, мы собрали все лепестки, давайте вернем их ЦВЕТКУ СЧАСТЬЯ

Голос цветка: Спасибо вам добрые и смелые дети. За ваш труд я хочу вас наградить еще одним  правом, правом на отдых. Умеете ли вы отдыхать и как?

Дети отвечают.

Голос цветка: Я вам дарю эту веселую музыку, потанцуйте и повеселитесь у себя в детском саду.

Дети благодарят.

Воспитатель: ребята у вас есть не только права, но и обязанности перед обществом. Вы должны вести себя так чтобы ваши права и свободы не мешали правам и свободам других людей. Об этом мы еще будем говорить, но в другой раз.

Воспитатель Буратино, мы возвращаем твою книгу и надеемся, что ты все понял и  запомнил права.

Воспитатель: А теперь пора возвращаться в детский сад

Мы ЦВЕТКУ СЧАСТЬЯ помогли

И лепестки его нашли.

Теперь нам в детский сад пора.

До встречи добрые друзья.

Лиса:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие по экологическому проекту "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЯ" в подготовительной группе

закрепление знаний детей о камнях, минералах и природных ископаемых....

Конспект занятия по правовому воспитанию «О правах - играя» в подготовительной группе

Программное содержание: продолжать развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры-драмматизации к знакомым сказкам. В интересной и занимательной форме познакомить детей с основам...

Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию "Мой Красноярск" для старших, подготовительных групп.

Сценарий составлен так,что в игровой форме, педагоги создают проблемную ситуацию, активизируют знания детей о родном городе и его достопримечательностях....

Конспект занятия по правовому воспитанию «О правах - играя» в подготовительной группе

Развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры-драмматизации к знакомым сказкам. В интересной и занимательной форме познакомить детей с основами человеческих прав, отраженных во ...

Сценарий итогового мероприятия по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе логопедической группы «Путешествие с Буратино» (квест-игра)

     Образовательное мероприятие разработано с целью закрепления у детей подготовительной логопедической группы представлений по основам финансовой грамотности посредством исполь...

Сценарий итогового мероприятия по теме недели "Путешествие в мир музыки"для детей с ТНР

Интегрированное занятие (учитель-логопед, музыкальный руководитель) по закреплению знаний по теме недели "Волшебный мир музыки" у детей с ТНР старшего возраста....

Сценарий итогового мероприятия по экологическому воспитанию «В гостях у царя Лесовода»

Цель: закрепление имеющихся знаний у дошкольников о лесных - диких животных Смоленской областиЗадачи:Уточнить представления у дошкольников об образе жизни основных признаках, характеризующих понятие ...