Консультация для педагогов "Роль театрализованных игр в развитии речи детей"
консультация на тему

У детей недостаточно развиты наблюдательность, творческая выдумка,  фантазия и воображение. Отсюда следует равнодушие, черствость, ограниченность интересов, а также отсутствие навыков произвольного поведения, самостоятельности. У детей плохо развиты память, внимание, связная речь. У них нет четкой дикцией, разнообразной интонационной выразительности, эмоциональности в чтении стихов, пересказов.

Верным путем  решения этих проблем является это театральная деятельность, театральные игры и упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_teatralizovannyh_igr_v_razvitii_rechi_detey.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

В современном обществе наблюдается повышение социального престижа интеллекта и научного знания. Поэтому взрослые стараются научить детей как можно раньше читать, писать, считать, но забывают  развить способность чувствовать, думать, творить.

У детей недостаточно развиты наблюдательность, творческая выдумка,  фантазия и воображение. Отсюда следует равнодушие, черствость, ограниченность интересов, а также отсутствие навыков произвольного поведения, самостоятельности. У детей плохо развиты память, внимание, связная речь. У них нет четкой дикцией, разнообразной интонационной выразительности, эмоциональности в чтении стихов, пересказов.

Верным путем  решения этих проблем является это театральная деятельность, театральные игры и упражнения.

Театральная деятельность - это важное психотерапевтическое средство эстетического восприятия через музыку, танцы, литературу, актерские игры. С помощью театральных игр развивается фантазия, воображение, все виды памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Поэтому я включила в свою работу театральные игры, игровые упражнения и театральные постановки для развития связной речи.

Данные игры я включаю не только в работу театрального кружка, руководителем которого я являюсь в детском саду, но и на занятиях, повседневной жизни детей группы, что очень важно.

Дети занимаются группой, подгруппами, в парах, тройках. Плюсом такой формы организации работы является то, что дети учатся подчинять себя предлагаемой другими детьми формой общения. Именно с помощью малых групп меняется характер поведения детей при опоре друг на друга, у них возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу.

Внутри микрогруппы складываются по-человечески благоприятные условия для раскрепощения детей, самостоятельности и сравнения своих знаний, умений и возможностей. В основу реализации театральной деятельности положен индивидуальный подход и психологические особенности ребенка.

 Он используется на занятиях театрального кружка, на занятиях по развитию речи, комплексных и в повседневной жизни.

Для реализации целей и задач по обучению чувственно-художественному воображению, развитию связной речи детей, коммуникативности, я, знакомлю детей с разными видами сказок, их названием, содержанием. Происходит знакомство с героями сказок, характерными данными (внешним видом, характером, особенностями жизни, повадками и т.п.), волшебниками и их волшебством, волшебными вещами и их действиями, видами кульминаций, особенностями содержания каждой сказки. Использую развлекательные, театральные игры, которые помогают детям закрепить знания о сказках: “Волшебная палочка”, “Лови-скажи”-  игра с мячом, “ “Что? Где? Когда?”, “Счастливый случай”, “Найди и расскажи”, “Вопрос-ответ”.

В своей работе  использую просмотр художественных веселых фильмов, мультфильмов по сказкам, чтение юмористических рассказов и стихотворений.  Это позволяет детям сочинять свои собственные веселые рассказы.

С использованием таблиц – сказариумов провожу театральные игры и упражнения:

  • “Из какой я сказки”,
  • “Найди самого веселого (доброго, вежливого, злого, трудолюбивого, хитрого, сильного) героя сказки”,
  • “Найди, что на самом деле не бывает?”,
  • “О чем беседуют герои сказки”,
  • “Какую волшебную вещь нашли, и как она помогла героям”,
  • “Чья волшебная вещь?”,
  • “Чей предмет, из какой сказки?”
  • “Старая сказка на новый лад” и др.

Дети с удовольствием рассказывают, какого волшебника видели, и что он показал им. Выбирают группу персонажей и рассказывают, о чем они говорят, составляют веселый (грустный) диалог группы персонажей. Подбирают песню для группы персонажей и поют ее. В игре “Вопрос-ответ” подбирают эпитеты, название сказок, характерные особенности героев и т.п. Дети составляют описательные рассказы, составляют веселые, грустные, страшные рассказы, подбирают загадки к определенному персонажу.

Такие игры, как “Найди и расскажи” (Каждая подгруппа согласованно ищет в комнате предмет или “волшебную вещь” из определенной сказки, забирает его и составляет свой рассказ), “Волшебная корзина” (Из “Волшебной корзины” каждая пара отыскивает определенную вещь или предмет из знакомой народной сказки и составляет описательный рассказ; игра – упражнение “Не остановись!” (В полукруге дети поочередно подбирают прилагательное или глагол к предмету, который попал им в руки, потом передают предмет другому и распределяются на подгруппы – составляют маленький красочный рассказ об игрушке или предмете).

На занятиях по обучению рассказыванию добиваюсь от детей, чтобы рассказ был полным (начало рассказа, кульминационный момент, конец рассказа), чтобы было диалог между персонажами, чтобы дети использовали эпитеты, составляли рассказы в микрогруппах и рассказывали каждому поочередно, драматизировали в ролях. Когда оценивают  рассказы ровесники,  становится видно соблюдались эти правила, или нет.

Для того, чтобы рассказы детей стали яркими и интересными я использую театрализованные игры - “Какая волшебная вещь помогла?”, “Какой волшебный предмет увидели?”.

Также на занятиях и вне занятий выполняем с детьми театральные упражнения, например “Режиссер”. Дети не только сочиняют, но и выбирают “режиссера” из своей микрогруппы. Они сами распределяют роли, репетируют, а после чего показывают свою сказку.

Используем такие игры, как “Цветик-семицветик”, “Развлекательный цветок”, “Кубик Рубик”. С помощью них появляется желание с интересом составлять рассказ. В своей работе с детьми обязательно использую упражнения, повышающие двигательную активность.

Даже в импровизированных подвижных играх используются элементы театрализации. В игре “Мороз” дети с помощью жестов, мимики изображают холод, озноб, тяжесть, легкость и радость. В игре “Море волнуется раз” - фантазия движений тела, “Лягушки и цапли”, “Гуси-лебеди”, “Теремок” - изображения жестами, мимикой. Все эти игры способствуютна развитию игрового поведения, способности творчески относиться к любому делу.

Театральные игры, игровые упражнения используются при заучивании и чтении стихов. Такие упражнения используются для развития дыхания, умения владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией.

Пытаюсь донести до детей, что речь должна быть четкой, звучной, выразительной и неторопливой. Это необходимо каждому.

Стараюсь включать в занятия речевые упражнения и игры в режимных моментах. В таких играх, как  “Мыльные пузыри”, “Колыбельная” формируется произношение звуков с закрытым ртом на определенный мотив.

Произношение стихов формируют четкую, грамотную речь, потому что в стихах присутствуют образы, которые интересныедетям, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными разные игры и задания. Очень полезными являются диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Когда ребенок говорит от имени определенного персонажа, он легче раскрепощается, общается с партнерами. С помощью стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов, важно научить их пользоваться интонациями. Игровое упражнение “Скажи по-другому” - одно и тоже слово дети произносят с различной интонацией. В игре “Фраза по кругу”- дети объясняют, где, кому, при каких обстоятельствах они произносят данную фразу с определенной интонацией. В игре “Ручной мяч” нужно быстро произнести скороговорку с разной интонацией, которая предложена воспитателем.

Особо вдохновляет детей заучивание и чтение стихов с использованием не только интонации, но и жестов. Большое значение для детей имеют театральные игры и упражнения вне занятий.

Подобранные театральные игры и пособия к ним, помогают мне включить детей в интересный мир театра, подготовить к творческой деятельности в любой области.

У детей ярко отражается самостоятельность, когда они свои творческие замыслы в сюжетно-ролевых, театральных играх, мини спектаклях.  С удовольствием и знанием дела они показывают кукольные театры и участвуют в драматизациях.

Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т. к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием....

Консультация для родителей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей в которой рассказывается о роли театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ТЕАТРА И ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие  детей дошкольного возраста....

Консультация "Роль театрализованной игры в развитии речи детей"

Театрализованные игры очень хорошо развивают речь детей....

Консультация для воспитателей «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни р...