«Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников»
материал на тему

Сообщение на методическом объединении воспитателей МБДОУ "Детский сад №10 г. Калининска Саратовской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование  - как средство интеллектуального развития дошкольников»

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее выражены процессы целе  -образования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самореализации дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным с креативным мышлением.

Экспериментирование может использоваться в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравиться вместе со взрослыми совершать первые открытия, где они учатся объяснять и доказывать. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, вызывает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

                 Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что у них наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  Объединяя игру с экспериментированием, получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Самое главное – заинтересовать каждого ребёнка, пробудить его творческую активность.

   В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. Опыты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.    

   Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и играми  по развитию речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словестном рассказе об увиденном. Общаясь в процессе деятельности, у детей развивается диалогическая речь, умение четко  выразить свою мысль, они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признать правду товарища. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда идет непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности пробуждает к творческой активности детей.

       Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.  

        Дети  знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается словарь.  

          В ходе проведения экспериментальной деятельности следует научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

    Связь детского экспериментирования  с изобразительной деятельностью также очень важна для развития детей.  Чем глубже ребенок изучает объект в процессе ознакомления в природе, тем точнее он передаст его детали во время изображения. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее результат эксперимента будет отображен на бумаге. Все проводимые опыты ребенку нужно зарисовать. Работа над развитием технических навыков в изображении моделей часто проводится на НОД по рисованию: рисование изогнутых линий, приемы штрихования, графические наброски и т. д..

    Также имеется связь с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.

Проводя, экспериментирование, используется также т театральная деятельность: работа в «лаборатории», встреча с волшебником. Путешествие.

     Из всего изложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности. Таким образом – экспериментирование, как специально организационная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира и развитие его интеллектуальных способностей.

           

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование –как средство интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в ...

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения»

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольниковв условиях внедрения ФГОСв образовательный процессдошкольного учреждения»...

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения&qu...

Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольника

В дошкольном возасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - единственным способо познания мира. Экспериментрование детей дает толчок к развитию у ребенка многих необходимых для об...

Детское экспериментирование – как средство интеллектуального развития дошкольников.

Материал содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей, помогающие детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное &nda...

Экспериментирование в детском саду как средство интеллектуального развития дошкольников. Тема: «Апельсиновая лаборатория»

Познание мира - это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытст...

Консультация для педагогов "Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников"

Работа педагога по организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками....