Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольника
консультация по развитию речи на тему

Макарова Светлана Владимировна

В дошкольном возасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - единственным способо познания мира. Экспериментрование детей дает толчок к развитию у ребенка многих необходимых для обучения в школе качеств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_eksperimentirovaniyu.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольника

Речь – явление социальное и служит средством общения детей друг с другом. В современном дошкольном образовании речь рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка.

В настоящее время неуклонно растёт число дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Поэтому, одной из форм интеллектуального и речевого развития является экспериментирование. Именно через него дети знакомятся с окружающим миром. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Значение исследовательской деятельности для детей:

1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает запоминать многое и это у него откладывается в памяти естественно.

2. Развивается речь ребёнка, каждый месяц, каждый год и постоянно, не смотря на то, чем бы он не занимался.

3. Происходит накопление фонда умственных приёмов операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения., прежде чем что-то сказать, сообразить, сделать.

4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата. Это естественно для исследовательской деятельности и экспериментов, потому что ребёнок по большей части проводит все эти исследования самостоятельно, т. е. без участия взрослых.

Детское экспериментирование — это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Детское экспериментирование тесно связано с развитием речи – речь развивается в детском саду очень быстро, без этого не строится ни один эксперимент. Также есть связь с изобразительной деятельностью, чем сильнее будут развиты изобразительные навыки, способности у ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. Чем глубже ребёнок изучает объект, тем точнее он его изобразит. Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.

Проведение опытов и экспериментирование дают детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения гипотезы. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

1            Видеть и выделять проблему

2            Принимать и ставить цель

3            Анализировать объект или явление

4           Выделять существенные признаки, связи

5          Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

6        Отбирать материал для самостоятельной деятельности

7        Делать выводы

Основная цель экспериментального обучения может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.

Для создания  проблемных ситуаций педагогу нужно использовать следующие методические приёмы:

1    Подведение детей к противоречию и предложению самостоятельно найти способ его разрешения.

2   Изложение разных точек зрения на один и тот же вопрос.

3   Предложить детям рассмотреть явления с разных позиций.

4   Побуждать детей к сравнению, к обобщению, к выводам.

5   Постановка конкретных вопросов на обобщение и логику.

6  Постановка проблемных задач, что это значит: это неопределённость вопроса, противоречивые данные, специально допущенные ошибки, ограничение времени выполнения эксперимента.

Познавательно-речевое развитие детей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Оборудование для детской творческой лаборатории: лупы, компас, магниты, весы, медицинские материалы и прочее, руководствуясь критериями безопасности. Природный материал для исследований готовим совместно с ребятами: летом собираем тополиный пух, разные виды почв; осенью плоды каштана, дуба; необыкновенной красоты камушки и ракушки ребята привезли с морского отдыха, пополнили лабораторию собственными энциклопедиями.

Экспериментирование детей дает толчок к развитию у ребенка многих необходимых для обучения в школе качеств. Здесь можно говорить о всех видах мышления, свойствах внимания и других.

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.  В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил  Л. С. Выготский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Детское экспериментирование –как средство интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в ...

«Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников»

Сообщение на методическом объединении воспитателей МБДОУ "Детский сад №10 г. Калининска Саратовской области"...

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения»

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольниковв условиях внедрения ФГОСв образовательный процессдошкольного учреждения»...

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения&qu...

Детское экспериментирование – как средство интеллектуального развития дошкольников.

Материал содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей, помогающие детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное &nda...

Консультация для педагогов "Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников"

Работа педагога по организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками....