ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ДОУ
консультация (средняя, старшая группа) на тему

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ДОУ

 

Принято выделять три этапа полового развития человека:

1 Этап – формирование полового самосознания (от рождения до 6 лет)

2 Этап – усвоение половой роли (от 5-6 до 13 лет)

3 Этап – формирование психосексуальных ориентаций (от 13 до 18 лет)

По мнению А.Г.Хрипковой и Д.В.Колесова, знание собственной половой принадлежности в полной мере развивается у ребенка к трем годам, в процессе осознания своего «Я», важную роль при этом играет непреднамеренное обучение – например, мать и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают: «Ты – мальчик» или «Ты – девочка»

Дети в среднем и старшем дошкольном возрасте  безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: «Девочки носят платья, у них косички и заколки, они любят кукол, а мальчики ходят в штанах, играют с машинками любят пистолеты, у них короткие волосы». В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности,

Мальчики традиционно  проводящие больше времени с матерью, в будущем станут перед необходимостью изменения первоначально женской идентичности на мужскую. При решении этой задачи мальчик сталкивается с рядом трудностей:

-  Большинство окружающих его людей (воспитатели, учителя, врачи) женщины, в итоге он гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли.

- Мальчик испытывает сильное давление со стороны социума при формировании у него полоспецифического поведения, стереотипы мужского поведения оказываются более узкими и категоричными.

- Возможность проявлять свои маскулинные качества (настойчивость, самостоятельность, двигательную активность и др.) у мальчиков ограничена, поскольку взрослые относятся к подобным проявлениям как к источнику беспокойства. Мальчикам часто говорят «Как тебе не стыдно плакать?», «Нельзя драться», «Не будь девчонкой!» и т.д,, при этом мужские ролевые модели поведения, в том числе способы реакции на обиду, не предлагаются. В результате ребенок оказывается в ситуации, когда от него требуются делать что-то, что для него недостаточно ясно, по причинам, которых он не понимает в силу возраста. И лишь к началу подросткового возраста мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «женского» мира.

Девочки- с раннего детства наблюдают соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем им не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины (воспитатели, учителя, врачи и др.) только помогают им сформировать адекватный образ себя как женщины. Становление позитивной полоролевой идентичности у детей возможно в том случае, если педагог (воспитатель) учитывает психологические особенности детей разного пола.

 

Психологический портрет мальчиков и девочек

 

Девочки

Мальчики

В центре внимания девочки с раннего возраста находится человек, взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь), чаще привлекают домашние дела, ее пространство территориально мало, но   тщательно до мелочей продуманно и отражено в сознании.

Сфера интересов связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразовательной деятельности. Многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчиков и не достаточно отражены в их сознании, поэтому в быту они беспечны, меньше уделяют внимания домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.

Девочки больше склонны к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу.

Мальчики не склонны опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер и девочек вообще

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают свои «богатства» - кукол, украшения  и играют в ограниченном пространстве, в уголке.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, для полноценного развития мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам, если горизонтальной плоскости не хватает они осваивают вертикальную - лазают по лестницам и др.

 

Девочки

Мальчики

Девочки лучше чувствуют и понимают назначение вещи, ее пользы в быту.

У мальчиков отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности.

Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как негодную вещь, так как использует игрушки как правило по назначению.

Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей, они могут приспосабливать игрушку для различных целей, находя ей неожиданные применения

В конструктивных играх  девочки чаще действуют по образцу, который чаще всего служит ограничением их творческой свободы

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Чаще встречаются различные свободные конструкции и проекты

Нравственные понятия у девочек формируются несколько раньше, они более конформны, более чувствительны к межличностным отношениям. Девочки весьма себялюбивы и обидчивы, чувствительны к критике. Проявляют больший  интерес к своей внешности

Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок и границ,  чаще их переступают, причем не из сознательного стремления нарушить запрет или не уважения к старшим, а из свойственной представлениям мужского пола склонности к активной деятельности.

Девочки чаще склонны апеллировать к взрослым, жаловаться на мальчиков

Мальчики реже жалуются

Девочки склонны верить авторитетам, они более исполнительны, им достаточно внушить, что «так надо»

Для мальчиков преклонение перед авторитетом менее характерно, они должны сами убедиться в необходимости определенных действий

Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков.

Мальчики «раскачиваются» дольше, они более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях.

Девочки

Мальчики

Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. Девочки менее точно передают события, происшествия, порой не в состоянии отделить объективный ход событий от собственных переживаний в этот момент.

У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчиков более склонен к обобщениям, менее конкретен, мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные решения, но качество исполнения, аккуратность или точность оформления часто «страдают»

Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятия. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель

Мальчики легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие. В свободное время виды деятельности более разнообразны, но менее организованы

 

         Следовательно, основная задача воспитателей – формирование андрогинной личности, в которой разумно сочетаются маскулинные и феминные черты. Андрогинная личность имеет богатый набор способов полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от изменяющихся социальных ситуаций. Знание психологических особенностей очень важна для воспитателей, и должно расцениваться как положительно профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл гендерное воспитание в ДОУ816.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности полоролевого развития мальчиков и девочек в ДОУ Сазонтова Е.А.

Слайд 2

Принято выделять три этапа полового развития человека: 1 Этап – формирование полового самосознания (от рождения до 6 лет) 2 Этап – усвоение половой роли (от 5-6 до 13 лет) 3 Этап – формирование психосексуальных ориентаций (от 13 до 18 лет)

Слайд 3

По мнению А.Г.Хрипковой и Д.В.Колесова, знание собственной половой принадлежности в полной мере развивается у ребенка к трем годам, в процессе осознания своего «Я», важную роль при этом играет непреднамеренное обучение – например, мама и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают: «Ты – мальчик» или «Ты – девочка»

Слайд 4

Дети в среднем и старшем дошкольном возрасте безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: «Девочки носят платья, у них косички и заколки, они любят кукол, а мальчики ходят в штанах, играют с машинками любят пистолеты, у них короткие волосы» В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности

Слайд 5

Мальчики традиционно проводящие больше времени с матерью, в будущем станут перед необходимостью изменения первоначально женской идентичности на мужскую. При решении этой задачи мальчик сталкивается с рядом трудностей: - Большинство окружающих его людей (воспитатели, учителя, врачи) женщины, в итоге он гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли. - Мальчик испытывает сильное давление со стороны социума при формировании у него полоспецифического поведения, стереотипы мужского поведения оказываются более узкими и категоричными.

Слайд 6

- Возможность проявлять свои маскулинные качества (настойчивость, самостоятельность, двигательную активность и др.) у мальчиков ограничена, поскольку взрослые относятся к подобным проявлениям как к источнику беспокойства. - Мальчикам часто говорят «Как тебе не стыдно плакать?», «Нельзя драться», «Не будь девчонкой!» и т.д,, при этом мужские ролевые модели поведения, в том числе способы реакции на обиду, не предлагаются.

Слайд 7

В результате ребенок оказывается в ситуации, когда от него требуются делать что-то, что для него недостаточно ясно, по причинам, которых он не понимает в силу возраста. И лишь к началу подросткового возраста мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «женского» мира.

Слайд 8

Девочки - с раннего детства наблюдают соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем им не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины (воспитатели, учителя, врачи и др.) только помогают им сформировать адекватный образ себя как женщины.

Слайд 9

Становление позитивной полоролевой идентичности у детей возможно в том случае, если педагог (воспитатель) учитывает психологические особенности детей разного пола.

Слайд 10

Психологический портрет мальчиков и девочек

Слайд 11

В центре внимания девочки с раннего возраста находится человек, взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь), чаще привлекают домашние дела, ее пространство территориально мало, но тщательно до мелочей продуманно и отражено в сознании.

Слайд 12

Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразовательной деятельности. Многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчиков и не достаточно отражены в их сознании, поэтому в быту они беспечны, меньше уделяют внимания домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.

Слайд 13

- Девочки больше склонны к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу. - Мальчики не склонны опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер и девочек вообще - Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают свои «богатства» - кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. - Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, для полноценного развития мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам, если горизонтальной плоскости не хватает они осваивают вертикальную - лазают по лестницам и др.

Слайд 14

Девочки лучше чувствуют и понимают назначение вещи, ее пользы в быту. У мальчиков отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как негодную вещь, так как использует игрушки как правило по назначению. Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей, они могут приспосабливать игрушку для различных целей, находя ей неожиданные применения

Слайд 15

В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу, который чаще всего служит ограничением их творческой свободы В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Чаще встречаются различные свободные конструкции и проекты

Слайд 16

Нравственные понятия у девочек формируются несколько раньше, они более конформны, более чувствительны к межличностным отношениям. Девочки весьма себялюбивы и обидчивы, чувствительны к критике. Проявляют больший интерес к своей внешности Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок и границ, чаще их переступают, причем не из сознательного стремления нарушить запрет или не уважения к старшим, а из свойственной представлениям мужского пола склонности к активной деятельности.

Слайд 17

Девочки чаще склонны апеллировать к взрослым, жаловаться на мальчиков Мальчики реже жалуются Девочки склонны верить авторитетам, они более исполнительны, им достаточно внушить, что «так надо» Для мальчиков преклонение перед авторитетом менее характерно, они должны сами убедиться в необходимости определенных действий Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. ` Мальчики «раскачиваются» дольше, они более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях.

Слайд 18

Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятия. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель Мальчики легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие. В свободное время виды деятельности более разнообразны, но менее организованы

Слайд 19

Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. Девочки менее точно передают события, происшествия, порой не в состоянии отделить объективный ход событий от собственных переживаний в этот момент. У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчиков более склонен к обобщениям, менее конкретен, мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные решения, но качество исполнения, аккуратность или точность оформления часто «страдают»

Слайд 20

Следовательно, основная задача воспитателей – формирование андрогинной личности, в которой разумно сочетаются маскулинные и феминные черты. Андрогинная личность имеет богатый набор способов полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от изменяющихся социальных ситуаций.

Слайд 21

Знание психологических особенностей очень важна для воспитателей, и должно расцениваться как положительно профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием детей.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие полоролевых отношений мальчиков и девочек

Игры, способствующие развитию полоролевых отношений мальчиков и девочек.Работа с родителями по воспитанию мальчиков и девочек....

Буклеты для родителей "Особенности физического развития мальчиков и девочек"

Буклеты для родителей "Особенности физического развития мальчиков и девочек"...

Конспект занятия по полоролевому воспитанию «Мальчики и девочки»

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении....

консультация для родителей "Особенности речевого развития мальчиков и девочек"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития мальчиков и девочек"...

Особенности психологического развития мальчиков и девочек.

1.Отношение к предметам. 2. Дисциплина.  3.Общение.4.Активность . 5. Развитие речи. 6. Интересы. 7. Характеристика личности. 8. Изобразительная деятельность.      ...

консультация для педагогов на тему " О полоролевом воспитании мальчиков и девочек"

Известно: дошкольный возраст - период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Данные ...