«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»
статья на тему

Маракаева Ирина Вячеславовна

В данной статье предстален матерал по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада с учетом гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»

Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение.

Поэтому важно, чтобы все пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было разнообразным по содержанию, подталкивающим детей к изучению объектов среды, доступным для понимания.

Предметно–развивающая среда выполняет определенные функции.

Информационную - каждый предмет несет определенные сведения. Стимулирующую функцию - интерес, действия, исследование.

 Развивающую функцию - принцип сочетания привычных и непривычных элементов, принцип учета возрастных и половых различий детей.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

При создании развивающей среды группы педагоги учитывают особенности детей, посещающих эту группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.

Развивающая среда в дошкольном учреждении создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и оформляется таким образом, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело, чувствовал себя комфортно.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, что необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

Взрослые, сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируют его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой.

Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.
Особенно это заметно в игровой деятельности.

При совместном воспитании детей очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организации совместных игр, в процессе которых дошкольники могли действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Аналогичным образом должна строиться образовательная среда ДОУ.

Ведь различия между мальчиками и девочками существуют не только в поведении, но и в специфическом поэтапном «созревании». Мальчики приобретают сложные вербальные умения в среднем почти на год позже, чем девочки.

Мальчики медленнее осваивают навыки чтения и письма. Поэтому среда для мальчиков должна быть ориентирована в меньшей степени на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию, а должна быть представлена зрительными стимулами, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения.

Мальчики уже в раннем детстве проявляют уже более высокую исследовательскую активность, которую надо ориентировать в среде, направлять на её конкретные компоненты, которые они могут использовать или реорганизовывать и содержательно наполнять их исследовательскую активность. Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь. 


Предметно-развивающая среда ДОУ не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые постоянно изменяют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для развития каждого ребенка, для ежедневной организации увлекательной и содержательной жизни детей. Очевидно, что грамотно подобранная педагогами ДОУ предметно-развивающая среда для девочек является залогом формирования активной личности этих девочек, помогая им стать успешными людьми на всём их дальнейшем жизненном пути, но остаться при этом истинными Женщинами.

Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОУ, направленные на общее развитие детей, должны поддерживать естественное развитие детей с учетов пола и возраста ребенка, только таким образом можно достигнуть наилучшего результата.

Таким образом, предметно-развивающая среда является одной из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников – она основа его самостоятельной деятельности с учетом гендерной также при подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что девочки и мальчики еще не совсем могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты.

Мальчики младшего дошкольного возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя какую-то роль, если возьмут соответствующие атрибуты.

Девочки, играя в «дочки-матери» используют посуду, которую видят дома. Также в игровом уголке находится раковина с краном, стол, стулья или кресло, полотенце для вытирания посуды и т.д. 

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.

Сначала это действия с игрушками. Потом с заменителями игрушек, потом речевые и воображаемые действия. В совместных играх дошкольники воссоздают действия взрослых и приобретают опыт взаимодействия со сверстниками.

Создавая игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения, нужно учитывать, что мальчики и девочки ведут себя абсолютно по - разному в обществе, что социализация мальчиков проходит более сложно, чем у девочек.

Поэтому, беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, надо подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение и это использовать в совместных играх определенную социальную функцию, дифференцированную по полу.

 
Таким образом, предметно-развивающая среда является одной из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников – она основа его самостоятельной деятельности с учетом гендерной принадлежности.

Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:

Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;

Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС".

Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение. Поэто...

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада

выступление на тему: «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада» на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды в современном д...

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах.Цель смотра-конкурса: создание о...

Круглый стол с педагогами ДОУ "СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА"

Круглый стол состоит из двух взаимосвязанных частей: как организовать музыкальную развивающую среду в группе и как помочь детям в этой среде осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность....

Создание музыкальной ,предметно развивающей среды в группах детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20359776","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада

ect;Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим муз...

"СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ"

Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности ...