Система взаимодействия родителей и педагогов дошкольных учреждений по формированию социально-значимой личности ребёнка
статья на тему

Машкова Алёна Анатольевна

Основной целью данной работы является не передача родителям той или иной информации, а превращение их в единомышленников, в сотрудников, совместно с которыми можно обеспечить условия для полноценного психического и личностного развития дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система взаимодействия родителей и педагогов дошкольных учреждений

по формированию социально-значимой личности ребёнка  

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо всё время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, досуговую, общественную и др. Социальная грамотность – важный феномен сознания.

Семья и дошкольное учреждение – два значимых института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие, а чтобы оно было продуктивным, конструктивным, следует продумывать систему работы с родителями. Именно поэтому содержание и формы работы с семьями отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

Семья – это своеобразный коллектив, играющий в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Согласно  теории, психическое и личностное развитие ребенка происходит в особой развивающей среде. Родители - семья ребенка создают такую развивающую среду, а, учитывая, что дошкольник значительное время проводит в семье, что даже те места, которые он посещает, он во многом воспринимает и оценивает через семью и с помощью семьи. Роль семьи и целенаправленной, систематической работы с ней, становится очевидной.

В связи с этим возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка.

Основной целью данной работы является не передача родителям той или иной информации, а превращение их в единомышленников, в сотрудников, совместно с которыми можно обеспечить условия для полноценного психического и личностного развития дошкольника.

И мы, воспитатели группы предшкольной подготовки, делаем много для того, чтобы работа с родителями была насыщенной и интересной. И в первую очередь, эта работа начинается с раздевалки. С одной стороны, мы сохраняем всё лучшее и проверенное временем, а с другой  - ищем и стремимся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между группой и семьёй. В нашей группе ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составляются таким образом, чтобы они отвечали задачам школы, группы, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Формы и методы различны. Они объединяют усилия родителей и воспитателей для обеспечения эмоционального комфорта в группе и дома.

Условно работу с родителями мы обозначили так:

  1. Педагогическое просвещение и наглядно- текстовая информация
  2. Включение родителей в деятельность группы
  3. Досуговая деятельность
  • Педагогическое просвещение и наглядно-текстовая информация: родительские собрания, работа с родительским комитетом, индивидуальные консультации, собеседования, анкетирование, тестирование, клуб «За чашкой чая».

Цель работы этого блока раскрыть перед родителями важные стороны психологического развития ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. Мы предлагаем родителям информацию, а перед этим заинтересовываем их в её получении, и пытаемся понять, какой именно информации недостаёт им. Для этого (помимо диагностического этапа) вместе с учителем логопедом и педагогом психологом разрабатывается тема предстоящей встречи. А так же родительские собрания включают в себя и организационные вопросы. Консультации, советы, ответы на вопросы –  эта текущая, повседневная работа при встречи с родителями. Общаясь, мы обсуждаем успехи и проблемы детей, выясняем, чем живёт ребёнок, что его интересует, радует, огорчает. Каждый родитель хочет побольше услышать конкретно о своём ребёнке – в этом помогают собеседования. Индивидуальные беседы проводим в удобное для родителей время, в спокойной обстановке, так как беседы наедине делает родителей более откровенными и разговорчивыми. На наш взгляд, общение будет успешным, если  оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах.

Наглядно - текстовая информация основана на оказании своевременной информационной помощи родителям по тому или иному вопросу воспитания. Она оригинально и красочно оформлена в раздевалке нашей группы.

Творчески оформлен паспорт группы в виде большой книги. Где родители могут узнать: о программе, по которой мы работаем, сведения о педагогах, летопись школы, наши традиции и т.д.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогами и родителями, мы пришли к мысли о создании клуба, работающего в нетрадиционной форме. Так впервые в нашей школе начал свою работу клуб «За чашкой чая». Задачи этого клуба, в непринужденной обстановке, своевременно разрешить возникшие проблемы; оказать помощь родителям в вопросах воспитания или ещё раз пережить  приятные моменты (достижения наших детей). И уже видны первые результаты. Родители понимают, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными.

  • Включение родителей в деятельность группы: портфолио ребёнка, совместные проекты.

Цель работы этого блока пытаться убедить родителей, в том, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. И на наш взгляд, это нам удаётся.

Это совместная деятельность над проектами такими как:

  • Фото летопись «Дети Сталинграда – Волгограда» - эта работа помогла подвести детей к пониманию того, что жизнь страны меняется. Дети начали осознавать, что каждое поколение живёт в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе, что люди, события, вещи имеют своё прошлое, настоящие, будущее. Так формируются первые представления о связи между поколениями.
  • «С мамой, папой я гулял, и здоровье укреплял» - такие моменты в жизни малыша, как семейные выезды за город, оставляют глубокий след в душе ребёнка. Эти прогулки сближают детей и взрослых, способствуют созданию между ними дружеских отношений, взаимопонимания.
  • Портфолио воспитанника, как одна из форм работы с родителями ребёнка – дошкольника. Портфолио -  это, прежде всего, копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Достижения детей во многом зависят от компетенции их родителей в вопросах воспитания. Всё, что интересует мам и пап находит отражение в разделах «Вы спрашиваете – мы отвечаем», «Посоветуйте нам». Например, вопросы: «Самостоятелен ли мой ребёнок?», «Откуда застенчивость у моего малыша?» свидетельствуют о развивающейся родительской рефлексии.
  • «Сегодня отмечаем День семьи…» - цель этого проекта подвести детей к осознанию понятия семьи как группы близких родственников, а взрослые в этой группе заботятся о детях, что они главные помощники и защитники ребёнка.
  •  «Когда-то мы все были детьми» - рассказывая детям о жизненном цикле семьи, рассматривая фотографии, подвели детей к пониманию, что все люди когда-то были детьми, а сами они станут когда-нибудь родителями, бабушками и дедушками.
  • « Вокруг света»

Путешествия – это всегда интересно, а рассказы детей о том кто, где побывал – вдвойне увлекают! Наша задача помочь детям сформулировать их мысль так, чтобы было понятно, прежде всего, окружающим дошколятам.

  •  «Папы разные нужны, папы всякие важны!»

Рассказы детей о своих папах (об их работе, значимости в семье,  традиционные совместные мероприятия с папой и т.д.) фиксируются в мини сочинениях и выносятся на стенд вместе с фотографиями.

  • Составление родословной «Древо моей семьи» - этот проект нам помог наладить тесный контакт со старшими членами семьи. Такая работа эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
  • Досуговая деятельность: оказание помощи в организации праздников, дней рождения, выезда на природу, в театры.

Работа данного блока  заключается не только в оказании родителями  материальной помощи, но и сами они являются активными участниками. Такие формы взаимодействия с семьями важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, каков он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной от семейной. Понаблюдать за его общением со сверстниками и воспитателями, открыть в нём новые способности. Родители по-настоящему становятся  нашими помощниками, творчески развиваются вместе с детьми.

  • Гордостью нашей группы является проведение сезонной благотворительной Ярмарки (осенней, или весенней). Это стало уже традицией. Дети искренне радуются, наблюдая, за подготовкой к празднику дома и в группе, приобщаясь к истокам народной культуры.
  • Отмечаем День рождения. Для  радостного  праздника привлекаем выступление взрослых (аниматоров). Такие выступления всегда неожиданны и сюрпризны, а участие родителей поднимает авторитет в глазах детей.
  • Так же родители принимают активное участие в организации выездов на природу. Такие прогулки за пределами школы способствуют развитию кругозора, накапливанию чувственного опыта, воспитания любознательности и удовольствия от общения с природой, одновременно закаливают детей.

Радует то, что родители с удовольствием откликаются на сотрудничество.

Мы убеждены в том, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов, если она предусматривает единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости

Данная методическая разработка включает в себя теоритическую часть,в которой указаны мтоды приемы обучения по данной теме,а так же предлагается перспективный план работы на год с детьми по ознакомлени...

Сообщение из опыта работы по теме «Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений

цель - формировать социально-значимые качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений....

Статья "Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе"

Л. А. Венгер     Взаимодействие семьи и педагогов – это процесс, при котором создаются положительные условия для развития ребенка. Успешное решение  проблемы воспитания ...

Статья- взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе.

Статья- взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе. Автор: Мингалеева Елена Николаевна     Взаимодействие семьи и педагогов &nd...

«Совершенствование взаимодействия родителей и педагогов в деятельности по развитию личности каждого ребёнка»

В настоящее время идет перестройка системы домашнего воспитания, и в центре этой перестройки стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а сво...

Проект : развитие социально-значимых качеств личности дошкольника посредством трудового воспитания

В проекте анализируются педагогическое условия для воспитания позитивного отношения детей дошкольного возраста к труду, основные формы, и методы организации труда дошкольников, позволяющие получать ре...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости

МБДОУ «Красномаяковский детский сад»Воспитатель: Анисимова Ж.С2020-2021 уч.годДолгосрочный проектФормирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его цен...