Главные вкладки

    Статья "Правовое воспитание детей дошкольного возраста как один из факторов успешной социализации"
    статья на тему

    Белобородова Марина  Владимировна

    Данная статья  предназначена для воспитателей работающих в системе общественного воспитания

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста как один из факторов успешной социализации

    Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. С наступлением 21 века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин:  социально – экономическая ситуация современного мира отражается,  прежде всего, на детях.   Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне  зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка?

        Не одно поколение  специалистов ставило перед собой вопрос:  с какого возраста надо знакомить ребёнка с правами человека?   По рекомендации ЮНЕСКО эту работу предлагается начинать ещё в дошкольном возрасте, однако, это процесс долгосрочный.

        То, что знания детей в области их прав и обязанностей в основном являются поверхностными и часто не соответствует их возрасту, препятствует впоследствии их успешной социализации  после выпуска из детского учреждения. Проанализировав  опыт социальных педагогов, воспитателей, работающих в системе  общественного воспитания, мы пришли к выводу, что данную работу необходимо начинать с дошкольного возраста.  Это период наиболее важный для становления будущего человека и гражданина страны, в которой он родился.

        Начав работу по правовому воспитанию детей дошкольного возраста, мы столкнулись с тем, что научно-методической литературы в этой области оказалось недостаточно, а необходимые пособия и наглядный материал были в  недостаточном количестве, и не соответствовал возрасту детей.

    Проанализировав уровень знаний детей дошкольного возраста в области их прав и обязанностей, а также имеющуюся научно-методическую литературу по данной тематике, был разработан проект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста, воспитывающихся в системе общественного воспитания.  

       Главной целью данного проекта стало воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, окружающей природе, Родине, семье.

       Данная работа  предусматривает взгляд на ребёнка как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества.  Специфика этой работы предполагает чёткое реагирование на изменение социальной ситуации в современном мире, варьирование, интеграцию и постоянное совершенствование.

    Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста.  Структура данного проекта предоставлена блоками, органично связанными друг с другом:

    Старшая группа (5-6 лет)

    Блоки:

    1. «Я и мои права»
    2. «Моя безопасность»
    3. «Я живу в социальном мире»
    4. «Быть здоровым – моё право»

    Подготовительная группа (6—7 лет)

    Блоки:

    1. «Родина моя – Алтай»
    2. «От Руси до России»
    3. «Я – гражданин России»
    4. «Земля - наш общий дом»

    Процесс ознакомления детей с  их правами и обязанностями включает в себя работу на занятиях, работу вне занятий (сюжетно – ролевые, дидактические игры), а также предметную  деятельность  (рисование, лепка, аппликация) и чтение детской художественной литературы с обсуждением поступков тех или иных героев.

    Данный проект был апробирован на дошкольной группе детского дома и пользовался большим интересом у детей.  Ребята с удовольствием занимались на занятиях, с нетерпением ждали новых и оказывали посильную помощь при изготовлении различных дидактических игр, пособий и раздаточного материала.  Так, как даже самый минимальный вклад в изготовлении тех или иных пособий,  вызывал у них чувство собственной значимости, способствовал более бережному отношению к пособиям и раздаточному материалу.  А совместная деятельность способствовала большему сплочению детского коллектива и повышала их значимость в глазах друг друга.  Дети с удовольствием делились полученными знаниями с приходившими в группу гостями и старшими детьми, с гордостью показывали свои поделки.

      Следует отметить , что  работа по правовому воспитанию детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детских домах, не должна заканчиваться после их перехода в старшие группы – семью, а должна продолжаться не только на занятиях в рамках школьной программы, но и закрепляться в семейных мероприятиях и беседах.  Только комплексность и преемственность в работе воспитателей дошкольных и старших групп – семей поможет нам воспитать законопослушного человека и достойного гражданина нашей страны, умеющего отстаивать свои права и уважительно относиться к правам других людей м не нарушать действующие законы.

    Знания, полученные в детстве и закреплённые в старшем возрасте, помогут ребёнку не «потеряться» в окружающей жизни и чувствовать себя полноценным членом современного, динамично развивающегося общества.

    Литература:

    1. Международная конвенция ООН «О правах ребёнка»
    2. Конституция РФ, - М.: Проспект, 2000
    3. Семейный кодекс Р.Ф. – Барнаул, 1996
    4. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах /А.Лопатина, М.Скребцова, -М.;Амрита – Русь, 20008.
    5. Шабельник Е.В. ,Каширцева Е.Г. Ваши права/ Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева- М.; Вита – Пресс, 1996.
    6. Соловьева Е.В.,   Данилина Т.А.  Знакомим дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребёнка / Е.В. Соловьева,  Т.А. Данилина. – М.; Логос, 2004

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего возраста, как один из аспектов социально- личностного развития детей.

    Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации. Содержание о...

    Развитие речи как один из факторов успешной адаптации детей раннего возраста.

    Влияние развития речи на процесс адаптации детей в ДОУ....

    Создание здоровьесберегающей среды в детском саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения»

    Доклад "Оздоровление детей в условия селького ДОУ. Создание здоровьесберегающей среды в детком саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения"...

    «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста как одно из ведущих направлений работы современной дошкольной организации»

    Формирование патриотического сознания одна из важнейших проблем современного общества, это процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Массовая культура не ориентирует детей в нравс...

    Консультация для воспитателей: « Экологического воспитание детей дошкольного возраста как один из приоритетных направлений ФГОС»

    Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как: формирование первичных п...

    Развитие творческих способностей как один из факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.

    laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...

    Мастер-класс "Формирование зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников как один из факторов успешной подготовки к школьному обучению"

    В мастер-классе представлены материалы по формированию зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников как один из факторов успешной подготовки детей к школьному обучению....