картотека опытов по теме "Вода"
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

Масленникова Валентина Миннахметовна

описание опытов по теме "Вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_vodoy.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

                     КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ПО ТЕМЕ

                                  «ВОДА»

                    1.Прозрачная вода

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две не прозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Кто такая  Капелька?  С чем она любит играть?

    На столе две непрозрачные банки закрыты крышками. Одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их.

Одинаковы ли они повесу. Какая легче? Какая тяжелее? Открываем банки: одна пустая – поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

   Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем  воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

    Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

      Какая вода? (Прозрачная).  Что мы узнали о воде?

                       2. Вода принимает форму.

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

        Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

           Описание. Перед детьми – таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты – дети закрашивают различные сосуды.

                   3.Делаем мыльные пузыри.

Задача: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Описание. Почемучка приносит картинку (девочка играет с мыльными пузырями), дети рассматривают картинку. Что делает девочка? Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно?

    Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды, путем смешивания. Наблюдают, что про что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют.

     Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (одна ложка воды и три ложки жидкого мыла), опускают петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю?  Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? Почему мыльный пузырь получился из жидкого мыла? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку .Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает и получается пузырь.

 Игра,  «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?».

Дети пускают пузыри и рассказывают на, что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.

                                4. Подушка из пены.

 Задача: Развивать у детей о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести)

Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Описание. Почемучка рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но  ещё и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? как приготовить мыльную пену?  

 Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его  в миску с водой. Затем пробуют взбить смесь палочками, венчиком.  Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

    Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру?  От  чего зависит плавучесть предметов?  (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.)

                             5. Замерзшая вода.

Задача: выявить,  что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Описание. Перед детьми – миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

Может ли вода быть твердой?  Что произойдет с водой, если её сильно охладить?  (Вода превратиться в лед.)

Рассматривают кусочки льда. Чем отличаются от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это делать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою  форму, как лед, называется твердым веществом.

Плавает  ли  лед? Воспитатель кладет  кусок льда в миску, и дети наблюдают.  Какая часть льда плавает?  (Верхняя.)

В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло?  Почему лед растаял? (В группе тепло.)  Во что превратился  лед?  Из чего состоит лед?

«Играем с льдинками» - свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

                         6. Тающий лед.

Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.  

Описание. Почемучка предлагает отгадать, где быстрее растает лед – в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.

Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка?  Почему держится веревочка?  (Примерзла к льдинке.)

Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные) и на подносах ставят на холод.

                            7. Где вода?

Задача: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Материалы: прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

Описание. Почемучка предлагает детям наполнить стаканчики песком и глиной следующим образом: сначала насыпается сухая глина (половина), а сверху вторую половину стакана заполняют песком. После этого дети рассматривают заполненные стаканы и рассказывают, что видят. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, что пересыпает Почемучка. Что лучше сыпалось?  (Песок.)

Дети пересыпают песок и глину на подносы. Одинаковые ли горки? (Горка из песка ровная, из глины неровная.) Почему горки разные?

Рассматривают частички песка и глины через лупу. Из чего состоит песок?  (Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают  друг  к другу.)  А из чего состоит глина? (Частички глины мелкие, тесно прижаты друг к другу.) Что будет, если в стаканчики с песком и глиной налить воды? Дети пробуют это сделать и наблюдают.  (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины.)

Почему глина не впитывает воду?  (У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду.) Все вместе вспоминают, где больше луж после дождя – на песке, на асфальте, на глинистой почве.

                          8. Водяная мельница.

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей.

Описание. Почемучка проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают её свойства.  Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей Почемучка показывает им водяную мельницу.  Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правою руку, а левой поддерживают около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти.  Что видим? Почему мельница движется? Что её приводит в движение? Вода приводит в движение мельницу. 

Дети играют с мельницей.

Отмечается, что если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее.

                   9. Фонтанчики.

Задача: развивать любознательность, самостоятельность, создавать радостное настроение.

Материалы: пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода.

Описание. Дети  выходят на прогулку. Почемучка приносит детям картинки с изображением разных фонтанов. Что такое фонтан?  Где вы видели фонтаны? Для чего люди устанавливают фонтаны в городах? Можно ли фонтанчик изготовить самим? Из чего его  можно смастерить? Как это лучше сделать?

   Дети протыкают гвоздем дырочки в бутылках, затыкают их спичками, наполняют бутылки водой, выдергивают спички, и получается фонтанчик. Как у нас получился фонтан? Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички?

Дети играют с фонтанчиками.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Подготовила: воспитатель Домнина А.Е.Це...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...