использование игровых технологий
материал (старшая группа) на тему

Рыжова Светлана Анатольевна

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Канаш

 «Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила  воспитатель:

 С.А. Рыжова

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности и  предметного мира.

Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. В связи с этим формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.

Важным условием формирования словаря дошкольника  является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие.

В дошкольной  педагогике  сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно - печатные, словесные.

Так же принято выделять четыре основные задачи по формированию словарного запаса детей:

1 задача:  Обогащение словаря  (т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнку  

слов. Обогащение словаря идёт за счёт общеупотребительной лексики:  

названия предметов, признаков, качеств).

2 задача:  Уточнение словаря (т.е. наполнение содержанием слов, известных  

детям, усвоение многозначности, словами-синонимами, словами- антонимами).

3 задача:   Активизация словаря (т.е. перенесение как можно больше слов из  

пассивного словаря в активный, включение этих слов в предложения и

словосочетания).

4 задача:   Устранение нелитературных слов  (т.е. перевод их в пассивный  

словарь).

В старшем  дошкольном возрасте  необходимо расширять запас слов за счёт:

1. названий предметов, качеств, действий;

2. активизации словаря;

3. употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении  

    признаков и качеств предметов;

4. формирования умения подбирать слова с противоположным значением  

    (сильный - слабый, быстрый - медленный, стоять - бежать),

5. формирования умения подбирать слова со сходным значением (весёлый –

    радостный, прыгать - скакать и др.);

6. использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло,  

    пластмасса и др.);

7. осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.

8. формирования умения подбирать разные по значению, но одинаково звучащие  

    слова (коса- это и причёска и орудие труда; шляпка – грибная и головной убор и  т.д).

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 4 группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», «Где был Петя?».

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше знает небылиц».

Игры с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть».

           В современном мире очень активно развивается технический прогресс. В связи с этим использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает создание новых, научно-обоснованных доступных средств развития.   В своей практике я широко использую  игры и игровые упражнения, разработанные на основе медиатехнологий.

Применение интерактивных игр очень интересно дошкольникам.

          Преимущество таких игр в том, что они способствуют всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У ребёнка развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание, умение построить план действий и выполнить задание.  Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, общая атмосфера доброжелательности позволяет привлечь внимание детей.  

Использование интерактивной доски  предполагает:

  1. Наличие феномена удивления (редкое явление)
  2. Раскрепощение детей  (снятие напряжения)
  3. Вариативность (выбор действий)
  4. Интерактивность (взаимодействие между объектами)

Предлагаю вашему вниманию  примеры нескольких интерактивных игр  по ознакомлению с окружающим  и формированию словаря старших дошкольников.

Первая игра называется «Переезжаем на новую квартиру». Цель игры состоит в том, что бы научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, уточнить их названия и активизировать в речи детей соответствующий словарь. В ходе игры детям предлагается рассортировать предметы по коробкам (в зелёную коробку сложить посуду, а в голубую вещи: одежду и обувь), попросить детей быть внимательными и не путать внешне похожие предметы (платье-сарафан и т. д.). 

Вторая игра называется «Различи цвета».

 Цель следующей игры заключается в том, чтобы научить детей различать тёплые и холодные цвета и их оттенки, закрепить обобщающие слова: тёплые, холодные, закрепить в активном словаре их названия и упражнять в употреблении этих слов.  Детям нужно составит два букета: один с цветами холодных цветов и оттенков, другой букет с цветками тёплых.

            Занятия с детьми с использованием интерактивных дидактических игр помогают ребёнку испытывать радость познания, открывать новое.

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

 Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности.

Список литературы 

Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в книге «Умственное воспитание дошкольника», М., 1972.

Богуславская З.М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры» - в книге «Психология и педагогика игры дошкольника», М., 1966.

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.

Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», М., Просвещение, 1982.

Венгер Л.А. «Дидактические игры по сенсорному воспитанию», М., Просвещение, 1975.

Максаков А.И., Туманова Т.А. «Учите играя», М.. Просвещение, 1983.

Тихеева Е.И. «Игры и занятия малых детей», М., Просвещение, 1965.

Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество», М., Просвещение, 1985.

Мухина В.С. «Психология дошкольника», М., Просвещение, 1975.