Манипулятивное поведение личности на основе отрывок из сказок
занимательные факты на тему

Гайдерова Наталья Александровна
Манипулятивное поведение личности на основе отрывок из сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manipulyativnoe_povedenie_lichnosti.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Манипулятивное поведение личности

на основе отрывок из сказок

Манипуляция – это вид психологического воздействия, которое ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями.

«Мишени манипуляции» - это те психические структуры, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия независимо от того, имел ли он такое намерение или нет.

Манипулятивное воздействие основано на следующих механизмах:

  • Воздействие на эмоциональное состояние партнера. Один человек (манипулятор) вызывает у другого человека (объекта манипуляции) определенные чувства, которые внутренне мотивируют его совершить те или иные действия. Эти чувства могут быть как отрицательными (тревога, страх, вина, стыд), так и положительными (гордость, радость, удовольствие, защищенность).).
  • Манипулирование ресурсами. Большое значение в межличностном влиянии оказывают ресурсы, которыми они располагают партнеры по общению. Ресурсы могут быть интеллектуальные, моральные, материальные, физические, статусные, эмоциональные, социальные, ролевые и т.д. Активные манипуляторы пользуются своим превосходством в тех или иных ресурсах. Причем это превосходство не обязательно должно быть реальным, это может быть “виртуальное превосходство”, когда манипулятор создает видимость, что имеет это превосходство.
  • Эксплуатация личностных особенностей объекта манипуляции. В личности каждого человека есть слабое место, “ахиллесова пята”, воздействие на которую приводит к тому, что человек становится более управляемым.
  • Использование взаимоотношений. Манипулятор не обязательно должен воздействовать на свой объект лично, он может использовать “посредников” — людей, которые более приближены к объекту, имею на него большее влияние; выполняя волю манипулятора, эти люди (чаще всего неосознанно) становятся средствами для достижения его целей.

С.Я.Маршак Сказка «Двенадцать месяцев»

   

  Королева. Красивое колечко. Откуда оно у тебя?

     Падчерица. Мне его дали.

     Королевский прокурор. А кто дал?

     Падчерица. Не скажу.

     Королева. Э, да ты и вправду  упрямая! Ну, знаешь что? Так и быть, бери

свое колечко!

     Падчерица. Правда? Вот спасибо!

     Королева. Бери да  помни: я  даю тебе его  за то, что  ты покажешь  мне

место, где вчера собирала подснежники. Да поскорее!

     Падчерица. Тогда не надо!..

     Королева. Что?  Не надо тебе колечка?  Ну, так ты никогда его больше не

увидишь!  Я его в  воду брошу, в  прорубь! Жалко? Мне и  самой,  может быть,

жалко, да ничего не поделаешь. Говори скорее, где подснежники. Раз... два...

три!

     Падчерица (плачет). Колечко мое!

     Королева. Думаешь, я  и в самом деле бросила? Нет, вот оно еще здесь, у

меня на ладони. Скажи только одно слово -- и оно  будет у тебя. Ну? Долго ты

еще будешь упрямиться? Снимите с нее шубку!

     Дочка. Пусть мерзнет!

     Старуха. Так ей и надо!

     С  Падчерицы  снимают  шубку.  Королева  в гневе ходит  взад  и вперед.

Придворные провожают  ее  глазами.  Когда  Королева  отворачивается, Старый

Солдат набрасывает на плечи Падчерицы свой плащ.

     Королева (оглянувшись). Это что значит? Кто посмел? Говорите!

     Молчание.

     Ну, видно, на нее плащи с неба  валятся! (Замечает  Старого  Солдата без

плаща.) А, вижу! Подойди-ка сюда, подойди... Где твой плащ?

     Старый Солдат. Сами видите, ваше величество.

     Королева. Да как же ты осмелился?

     Старый  Солдат.  А  мне,  ваше  величество, что-то опять  жарко  стало.

Взопрел, как говорится у нас в простом народе. А плащ девать некуда...

     Королева. Смотри, как бы  тебе еще жарче не стало! (Срывает с Падчерицы

плащ и топчет его ногами.) Ну что, будешь упрямиться, злая девчонка? Будешь?

Будешь?

     Профессор. Ваше величество!

     Королева. Что такое?

     Профессор. Это недостойный поступок, ваше величество Велите отдать этой

девушке шубку, которую выей подарили, и кольцо, которым  она,  видимо, очень

дорожит, а сами  поедем домой. Простите меня, но ваше упрямство  не  доведет

нас до добра!

     Королева. Ах, так это я упрямая?

     Профессор. А кто же, осмелюсь спросить?

     Королева. Вы, кажется, забыли,  кто из нас королева -- вы или я, --  и

решаетесь   заступаться  за  эту   своевольную  девчонку,  а  мне  говорить

дерзости!.. Вы,  кажется,  забыли, что  слово  "казнить" короче, чем  слово

"помиловать"!

     Профессор. Ваше величество!

     Королева.  Нет-нет-нет!  Я и слушать  вас  не хочу больше Сейчас я  велю

бросить в прорубь и  это колечко, и  девчонку, и  вас вслед  за ней!  (Круто

поворачивается к  Падчерице.) В последний раз  спрашиваю: покажешь дорогу к

подснежникам? Нет?

     Падчерица. Нет!

     Королева. Прощайся же со своим колечком и с жизнью заодно Хватайте ее!..

(С размаху бросает колечко в воду.)

Анализ.

В данном отрывке «мишенью манипуляции» является Падчерица, которую любыми способами пытаются заставить раскрыть тайну двенадцати месяцев и показать место, где она собирала подснежники. Королева, являющаяся в данной ситуации манипулятором, пытается повлиять на Падчерицу с помощью такого механизма воздействия как давление на эмоциональное состояние, а именно вызывание страха и тем самым побуждение той к рассказу о Двенадцати месяцах.  (Угрожает ей, отнимает шубку , отнимает плащ и топчет его ногами, грозится убить ее («Прощайся же со своим колечком и с жизнью заодно»)).

Королева придерживается активной стратегии манипулирования , является диктатором. (Диктатор — преувеличивает свою власть. Приемы: принуждает, приказывает, ссылается на закон, инструкции, авторитеты)

Что касается избавления от манипуляции, то Падчерица придерживается таких видов пассивной психологической защиты как замирание и игнорирование. Она не воспринимает угроз со стороны Королевы, старается не обращать на них внимания и твердо стоит на своем, т.е. не говорит ни слова о своих друзьях Месяцах. В целом , это и есть самый подходящий способ действий , т.к. игнорирование приказов выводило Королеву из себя и заставляло совершать необдуманные поступки ,которые не соответствовали ее статусу и показывали окружающим ее несправедливость по отношению к подданным.

Сказка «Кот и Лиса»(отрывок)

Бегала, бегала лиса и поймала утку. Несет домой, а навстречу ей волк:

— Стой, лиса! Отдай утку!

— Нет, не отдам!

— Ну, я сам отниму.

— А я скажу Котофею Ивановичу, он тебя смерти предаст!

— А кто такой Котофей Иванович?

— Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.

— Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. А как бы мне на него посмотреть?

— У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: кто ему не по нраву придется, сейчас съест! Ты приготовь барана да принеси ему на поклон: барана-то положи на видное место, а сам схоронись, чтобы кот тебя не увидал, а то, брат, тебе туго придется!

Волк побежал за бараном, а лиса — домой.

Идет лиса, и повстречался ей медведь:

— Стой, лиса, кому утку несешь? Отдай мне!

— Ступай-ка ты, медведь, подобру-поздорову, а то скажу Котофею Ивановичу, он тебя смерти предаст!

— А кто такой Котофей Иванович?

— А который прислан к нам из сибирских лесов воеводою. Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы — Котофея Ивановича — жена.

— А нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?

— У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: кто ему не приглянется, сейчас съест. Ты ступай приготовь быка да принеси ему на поклон. Да смотри, быка-то положи на видное место, а сам схоронись, чтобы Котофей Иванович тебя не увидел, а то тебе туго придется!

Медведь пошел за быком, а лиса — домой.

Анализ

«Мишенями манипуляции» в данной ситуации являются волк и медведь, манипулятором же выступает лиса Лизавета Ивановна.

Лиса, обманом и преувеличениями в своих рассказах о Котофее

(«он тебя смерти предаст»), вызывает у животных страх, тем самым побуждая к выполнению своих указаний («Ты приготовь барана да принеси ему на поклон»), т.е прибегает к такой форме манипулятивного воздействия как давление на эмоциональное состояние партнера.

В данном отрывке животные не пытаются защититься от манипуляций лисы , т.е они не прибегают к психологическим средствам устранения или ослабления ущерба, грозящего им со стороны другого субъекта, а покорно спешат выполнить ее указания в силу своего страха.
Они вполне могли бы прибегнуть к таким активным формам прототипных защитных действий как изгнание (просто прогнать лису не обращая на нее внимания , уход ( уйти от лисы , не слушая ее слов о Котофее) , блокировка (оградить себя от нее).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика манипулятивного поведения у детей

Все дети манипулируют своими родителями и хорошо знают их слабые места.Если поведение в какой-то ситуации можно предугадать, значит, дошкольник уже создал свой сценарий и ожидает соответствующего пове...

Консультация для педагогов: "Профилактика манипулятивного поведения у дошкольников"

В даном материале раскрыт термин "манипуляция", даны рекомендации по профилактике манипулятивного поведения дошкольников. Комлекс "отвлекающих" игр....

Манипулятивное поведение дошкольника

Информационный материал для родителей...

Манипулятивное поведение

Презентация для родителей...

Консультация для родителей "Профилактика манипулятивного поведения у детей"

Дети, в отличие от взрослых, быстро ориентируются в семейных отношениях. Они точно определяют, кто из родителей не сможет отказать им и готов выполнить все их желания. Простые поначалу средства ...

Консультация для родителей. Формирование навыков безопасного поведения детей на основе сказок.

Консультация для родителей.Как обучать ребёнка правилам безопасности на основе русских народных сказок....

Всеобуч для родителей на тему: «Профилактика манипулятивного поведения детей»

Профилактика манипулятивного поведения у детей    Манипуляция – наиболее распространённый вид человеческого общения. В словарях оно трактуется как акт влияния на людей, управления ими ...