Консультация для педагогов: "Профилактика манипулятивного поведения у дошкольников"
консультация по теме

Пономарева Елена Владимировна

В даном материале раскрыт термин "манипуляция", даны рекомендации по профилактике манипулятивного поведения дошкольников. Комлекс "отвлекающих" игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_manipulyatsii.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Профилактика манипулятивного поведения дошкольников»

Дети, в отличие от взрослых быстро ориентируются в семейных отношениях. Они точно определяют, кто из родителей не сможет отказать им и готов выполнить все их желания. Простые поначалу средства детской манипуляции (истерики, плач) с годами становятся более изобретательными.

Привыкая к такой модели поведения, ребёнок-манипулятор и во взрослой жизни не откажется от своих привычек. Поэтому так важно распознать признаки манипулятивного поведения на начальном этапе и научиться правильно вести себя с таким ребёнком.

Манипуляция – это наиболее распространённый вид человеческого общения. В словарях оно трактуется как акт влияния на людей, управления ими с особо пренебрежительным подтекстом.

Распознавая признаки манипулятивного поведения ребёнка, родители зачастую принимают это как проявление «артистизма» или «лидерства». Если поведение в какой-то ситуации можно предугадать, значит, дошкольник уже создал свой сценарий и ожидает соответствующего поведения взрослого. Все дети манипулируют своими родителями и хорошо знают их слабые места.

Существуют некоторые предпосылки к манипулятивному поведению.

Появление в семье маленького манипулятора становится следствием естественной для ребёнка любви к повторениям. Если однажды у него получится добиться чего-то подобным способом, он может использовать его много раз, до тех пор, пока будет получать желаемое.

Обучаясь общаться, ребёнок нередко подражает поведению родителей и других окружающих его взрослых. У них он учится приёмам манипуляции. Например, мама обещает почитать ещё одну сказку дочке, если она разрешит поставить горчичник, выпьет лекарство и т.п. Приводя ребёнка в детский сад, взрослые отвлекают внимание ребёнка разговором о новых игрушках, чтобы расставание не было столь болезненным. Такое общение с дошкольником практикуется почти во всех семьях. И оно не будет представлять опасности, если сопровождается уговорами, объяснениями и рассуждениями. Постоянное принуждение к принятию решений не будет благоприятствовать тому, чтобы ребёнок научился договариваться с людьми.

 Манипулятивное поведение проявляется лишь при условии, если дошкольник к 3-4 годам становится эгоистом. Условием возникновения эгоизма является полное центрирование семьи на ребёнке, готовность пожертвовать всем ради удовлетворения любых его желаний и прихотей. Второе условие - гиперопека. К 3-м годам ребёнок способен выполнять некоторые действия по самообслуживанию. Если подобного не происходит, он постепенно привыкает перекладывать «эту обязанность» на чужие плечи и удовлетворять свои желания за счёт других любыми способами.

В целях профилактики манипулятивного поведения в первую очередь нужно установить с ним дружеские отношения, соблюдая при этом некоторые правила. Так, родители должны быть лидерами в семье. Рассогласованность их действий плохо сказывается на психическом развитии детей, приводит к формированию неуверенности, тревоги, агрессии. За правило можно взять следующую схему: если ребёнку нужно разрешение на что-либо, необходимо его получить у каждого из родителей. Тогда вместо манипулирования он будет искать способ убедить папу, маму выполнить его желание.

Важно научить ребёнка прямо просить о том, что он хочет, а не прибегать к приёмам манипуляции. Родителям нужно твёрдо держать своё слово: иногда дети манипулируют взрослыми, когда знают, что надоедая уговорами достаточно долго, они могут «нет» превратить в «да». Такой способ манипуляции как прямой шантаж следует пресекать сразу.

Нельзя детям говорить плохо о другом родители, жаловаться на супруга, не стоит возлагать на них решение семейных проблем. Нельзя позволять ребёнку обсуждать другого родителя: он может только поделиться чувствами, которые испытывает от тех или иных действий, но не жаловаться на «плохую маму» или «жёсткого папу». Если ребёнок пытается обвинить другого родителя в придирках и несправедливости, можно предложить ему вынести этот вопрос на совместное обсуждение, когда оба родителя смогут его выслушать и ответить.

В воспитании детей очень важна дисциплина как альтернатива манипуляции ребёнка родителями. Различают внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешняя заключается в том, чтобы дети слушали родителей, а внутренняя основывается на выработке у ребёнка самодисциплины.

Для внешней дисциплины характерны такие понятия как «награда» и «наказание». Наказание зачастую подавляет чувства детей, вызывает агрессию, которая провоцирует повторное наказание. В итоге ребёнок становится неуверенным в себе, не чувствует поддержки. Родители ошибочно считают, что жёсткое воспитание будет способствовать исправлению дошкольника, на самом деле поведение его будет только ухудшаться.

Ребёнок должен чувствовать себя членом общества и ощущать безопасность. Только тогда можно воспитать его с помощью актуализирующей дисциплины, а не манипуляторской. При этом важно создать в доме и детском саду благоприятную атмосферу, где ребёнку спокойно и уютно. В этом случае он сможет нормально воспринимать определённые ограничения.

Один из способов справиться с детской манипуляцией – переключить внимание ребёнка. Можно отвлечь его каким-то новым ярким предметом или предложить интересное занятие, например, посмотреть мультфильм или почитать любимую сказку, нарисовать картину. Взрослый также может рассказать ребёнку стихотворение, потешку, вспомнить забавную пословицу или поговорку.

Ещё один вариант – участие дошкольника в выбранном взрослым занятии (уборке квартиры, приготовлении пищи, складывание игрушек). Когда ребёнок подключается к делам родителей или воспитателя, то ощущает свою нужность, приобщается к миру взрослых. Если выбирать занятие совместно, то дошкольник учится считаться с мнением окружающих его людей.

Взрослые могут сами подключиться к занятиям малыша, перестать на время быть строгим родителем, воспитателем, а стать равноправным участником какой-нибудь детской игры.

Таким образом, чёткая линия поведения родителей и других окружающих ребёнка взрослых, неподдельное внимание к его действиям, чувствам и эмоциям позволят установить с дошкольником дружеские отношения, помогут сформировать правильные модели поведения.

Как не воспитать эгоиста

  • Ребёнок должен научиться не только требовать, но и сам делать что-то для других.
  • Не следует говорить ребёнку, что он лучше и главнее всех, и его желания – это закон.
  • Если ребёнку что-то нужно, не стоит бросать все дела и исполнять его желания, дайте понять, что вы его выполните, как только появится свободное время.
  • Желания ребёнка не должны быть во вред окружающим.
  • Если ребёнок чего-то хочет, объясните ему, что он тоже должен приложить усилия, чтобы добиться желаемого.

«Отвлекающие» игры для педагогов и родителей по профилактике манипулятивного поведения у дошкольников

«Утушка»

Взрослый  играет роль «утушки», а дети – утят, которые ходят за ним хвостиком. ОН зовёт их: «Быстрей, быстрей, утятки. Быстрей, быстрей, дикие пёрышки». Утёнок или несколько утят выстраиваются друг за другом и ходят вслед за «утушкой» по комнате. Можно подражать кряканью утят, преодолевать различные препятствия ( проползать через обруч, идти по канату и т. д.)

«Поиски клада»

Взрослый прячет какую-нибудь сладость или игрушку. Затем пытается заинтересовать ребёнка описанием клада и его местонахождением. Степень сложности задания зависит от возраста ребёнка. Не стоит прятать предмет слишком далеко. Ребёнок должен найти спрятанное.

«Что это»

Для этой игры понадобится платок, игрушки или различные предметы. Участникам по очереди завязывают глаза, а они на ощупь пытаются определить, что за предмет им дали.  Предметы должны быть хорошо знакомы детям. Когда угадывает взрослый, его задача подольше подумать, сделать вид, что он затрудняется с ответом. Осознание своего превосходства очень обрадует ребёнка.

«Угадай-ка»

Взрослый показывает ребёнку несколько предметов (6-8). Потом незаметно убирает 1 или 2 из них. Ребёнок должен вспомнить, каких предметов не хватает. Можно использовать игрушки или картинки с изображениями.

«Снежный ком»

Играющие по очереди называют слова (любые существительные). Когда первый играющий говорит, например, слово «дом», второй должен сначала повторить его. а потом назвать своё слово. Следующий повторяет все предыдущие слова и предлагает своё. Так продолжается до тех пор пока кто-нибудь не собьётся. Затем игра начинается снова.

«Суша и вода»

Ведущим может быть и педагог, и ребёнок. Когда ведущий произносит «суша», игрок или игроки прыгают вперёд, когда – слово «вода», игроки делают шаг назад. Задания можно менять. Например, поднимать руки, приседать, что-нибудь говорить. Слова ведущего так же могут изменяться: «берег- река», «море- песок» и т. д.

«Гуси летят»

Взрослый называет различных птиц, которые летают: утки летят, лебеди летят и т.д. После этих слов дети должны поднять руки вверх и помахать «крыльями». Но если водящий говорит, например, « кошки летят», игроки стоят не поднимая рук. Тот кто ошибается, выполняет какое-нибудь задание (в соответствии с возрастом).

«Что я загадал»

Ведущий загадывает какой-нибудь предмет, находящийся в комнате. Затем описывает его. Тот, кто угадает становится ведущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов" Профилактика и коррекция неконструктивного поведения детей дошкольного возраста".

В материале указываются причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста. Даны игровые технологии коррекции неконструктивного поведения  детей....

Консультация для педагогов: «Профилактика физических, интеллектуальных, эмоционально-личностных перегрузок дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

В консультации рассматривается эмоциональное развитие дошкольника, причины напряжения и их профилактика, посредством игр и упражнений. Так же указан тест на проверку психологической комфортности ...

Консультация для педагогов: "Профилактика тревожности дошкольника как фактор успешности воспитательного процесса в детском саду".

Тревога и беспокойство являются наиболее распространенными формами эмоционального неблагополучия, которые возникают у дошкольников. Особенности их проявления у ребенка негативно влияют на жизнь ребенк...

Консультация для родителей "Профилактика манипулятивного поведения у детей"

Дети, в отличие от взрослых, быстро ориентируются в семейных отношениях. Они точно определяют, кто из родителей не сможет отказать им и готов выполнить все их желания. Простые поначалу средства ...