Конспект НОД "Семена и условия их прорастания"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

НОД "Семена и условия их прорастания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей

№ 4 «Родничок»  муниципального образования Ханты-Мансийского автономного

округа–Югры городской округ город Радужный

Конспект   непосредственной образовательной деятельности

в средней группе общеразвивающей направленности

 № 1 «Кроха»   (с 4-х до 5-ти лет)

Тема: «Семена и  условия их прорастания»

Бородкина Нина Владимировна, воспитатель

2015

Цель: Расширить представление детей о разнообразии семян.  Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Образовательная: Расширить знания детей о семенах и необходимых условиях для их  прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду. 

 2. Развивающая: Развивать умение детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы; активизировать словарный запас и развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Воспитательная: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе исследовательской и трудовой деятельности,  бережное отношение к растительному миру.

 Материалы и оборудование: Семена растений (фасоли, гороха, тыквы, подсолнечника, арбуза, абрикоса),   увеличительные лупы,   карандаш, тарелочки, контейнеры с землей, лейки с водой, «календарь наблюдений», письмо  и посылка с камешками  от Незнайки,  фартуки,  столы,  стулья,  мольберт,  телевизор, ноутбук, модель выращивания растений, дидактические игры: «Чье семечко?», «Где прячутся семена?».

Методы НОД:

  1. Словесный (беседы, обсуждение проблемной ситуации, уточнение последовательности действий);
  2.  Наглядно-демонстрационный (дидактические игры с применением ТСО (технические средства обучения), модель выращивания растений с применением ТСО,  «календарь наблюдений»)
  3. Проблемно-поисковый метод (как помочь Незнайке найти семена и вырастить урожай)
  4. Практический (посадка гороха)

Предварительная работа: Рассматривание семян, беседы:  «Где берут семена», «Как вырастить растение», дидактические игры: «Чье семечко?», «Где прячутся семена?», чтение произведения Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей», замачивание семян гороха.

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное развитие.

Примерный ход занятия. 

Мотивация детей на деятельность (проблемный вопрос):

Воспитатель: - Ребята, нам сегодня почтальон принес письмо и маленькую посылочку от Незнайки. Давайте прочитаем письмо! «Здравствуйте ребята, мальчики и девочки! Знайка мне дал задание, собрать семена. Говорит, что весной мы будем садить огород. А где брать семена и как вырастить из них урожай, я  никак понять не могу. Вот собрал немного семян,  а каких не знаю?  Помогите мне ребята разобраться, а ответ письмом вышлите. С уважением,  Незнайка».

Воспитатель: - Как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?  

Дети: - Да!

Воспитатель: - Что же за семена Незнайка собрал, давайте посмотрим?

Дети: - Это же камушки!

Воспитатель:  - Камешки действительно похожи на семена.  Если посадить камешки, растение вырастет?

Дети: - Нет

Воспитатель: - Правильно, ребята, из камешков ничего не вырастет! Я предлагаю поиграть в игру «Где прячутся семена!»  

Воспитатель: - Что это за фрукт?

Дети: - Слива!

Воспитатель: - А у сливы есть семена?

Дети:- Да, это косточка!

Воспитатель: У сливы одна косточка или много?

Дети: - Одна.

Воспитатель: - А это что?

Дети: - Помидор!

Воспитатель: - А у помидора есть семена?

Дети: - Да, это семечки.

Воспитатель: - У помидора тоже одна семечка?

Дети: - Нет. У помидора много семечек. И т. д.

Воспитатель: - Молодцы ребята! У большинства овощей и фруктов смена находятся внутри овоща или фрукта!

Организация исследовательской деятельности:

Воспитатель: - Ребята, я знаю, как вы любите проводить разнообразные опыты, исследовать разные объекты. Посмотрите, что у вас лежит в тарелочках на столе?

Дети: - семена.

Воспитатель: - Правильно – это семена различных растений. Давайте поиграем в игру «Чье семечко?»  Я буду показывать картинку овоща или фрукта, а вы искать его семена на тарелочке.

 - Какой овощ на этой картинке?

Дети: - Тыква.

Воспитатель: - Правильно, давайте мы найдем семена тыквы на тарелочке?  У тыквы одна семечка или много?

Дети: - Много.

Воспитатель: - Какого цвета семечка?

Дети: - Белая. И т. д.

Воспитатель:  - Посмотрите семена одинаковые?

Дети: -  нет. Есть семена большие и маленькие, темные и светлые, круглые, овальные и т.д.

Воспитатель: - Ребята, давайте возьмем  лупы и посмотрим, что лежит у вас в меленькой тарелочке?

Дети: - Семена гороха сухие и замоченные.

Воспитатель: - как вы думаете, зачем замачивают семена перед посевом?

Дети: - Чтобы быстрее взошли.

Воспитатель: - Посмотрите, дети, сухие семена гороха сморщенные и маленькие, а замоченные круглые, гладкие   и немного большего размера, потому что они напитались влаги.

- Посмотрите, что произошло с этой горошинкой?

Дети: - У нее  появился росточек!

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вырастить горох, чтобы рассказать Незнайке -  как вырастить урожай! Согласны?

- Но сначала давайте поиграем в игру «Горошина»!

Физминутка «Хороводная игра  «Горошина»

Дети стоят по кругу,  «петушок» в кругу.

По дороге Петя шел

(петушок проходит около детей, высоко  поднимая колени, размахивая руками)

Он горошину нашел,

(Останавливается около ребенка – тот и становится горошиной)

А горошина упала

Покатилась  и пропала

(петушок кружится , горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки)

Ох, ох, ох, ох!

Где - то  вырастет горох?

(все дети медленно присаживаются, горошина встает, поднимая руки вверх – выросла)

Организация трудовой деятельности:

Подготовка к трудовому процессу (дети надевают фартуки и проходят к столу для посадки гороха.)

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, что нам нужно для того чтобы выросло растение!

Педагог предлагает рассмотреть трудовой процесс с помощью моделей: цель — картинка растения гороха; предмет труда — картинка с изображением семени гороха; материал — картинки с изображением земли, и емкости для посадки; инструменты — картинки с изображением палочки для рыхления и лейки; результат труда — картинка проросшего гороха.

Воспитатель показывает приемы посадки:

Воспитатель:  -  Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву.  

- Палочкой взрыхлим землю, сделаем небольшое углубление и  положим в нее горошинку (семена, замоченные за сутки до посадки).

- После этого присыпаем (закрываем) землей.

- Что нужно сделать, чтобы семена проросли?

Дети: - Полить.

Воспитатель: - Давайте пометим посеянные семена, табличками.

- Будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать

Беседа (обобщение знаний детей по данной теме):

Воспитатель: - Ребята, а теперь мы с вами можем ответить на вопросы Незнайки?

Дети: -  Да.

Воспитатель: - Где берутся семена?

Дети: - Семена находятся внутри фруктов и овощей.

Воспитатель:- Правильно, это косточки, семечки, зернышки растений. Ребята,   как можно вырастить растение?

Дети:- Посадить в землю, поливать  и ухаживать за ними.

Воспитатель:- Правильно, ребята. Молодцы! Давайте, все этапы роста гороха зарисовывать в  «дневник наблюдения», а когда мы этот дневник полностью оформим, то наши ответы с «дневником наблюдений» отправим письмом Незнайке, чтобы он смог посадить весной огород и вырастить урожай. Незнайка будет  вам очень благодарен.  

Воспитатель: - Куда мы поставим посевы, чтобы семена лучше росли?

Дети: - Поставить на светлое место, на окно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ НОД "Семена и условия их прорастания"

Самоанализ НОД "Семена и условия их прорастания"...

Презентация дидактических игр к НОД "Семена и условия их прорастания"

Презентация дидактических игр к НОД "Семена и условия их прорастания"...

Конспект НООД в условиях ФГТ на тему:"Где прячется здоровье?"

Конспект НООД в условиях ФГТ на тему: "Где прячется здоровье?"Направление: познавательно-речевоеОбразовательные области-познание,коммуникация,социализация,безопасность.Цель:оздоровление детей и создан...

Конспект занятия в условиях ФГОС " День рождение у зайки Тишки"

Цель: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной деятельности, развитие общения с взрослыми и детьми....

Конспект НОД (в условиях прогулки) для детей старшей группы "Профессия - архитектор"

Целью данного занятия является  формирование у детей представлений о профессии архитектора....