Особенности работы воспитателя в период адаптации детей
консультация (младшая группа) на тему

Казанцева Любовь Николаевна

           В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.

            Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома.

           Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

           Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.

           Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.

           Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

           Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_v_period_adaptatsii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ»

Подготовила воспитатель:

Казанцева Л.Н.

2015

       Начав работу, поставила перед собой следующие задачи:

- знакомство с режимом дня в детском учреждении;

- знакомство родителей с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;

- показ родителям методов и приёмов взаимодействия с детьми во время непосредственно- образовательной деятельности с воспитателем, и образовательной деятельности в режимных моментах;

-формирование определённых навыков у детей в соответствии с возрастом;

-установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;

        Работа в группе раннего возраста по адаптации детей включает в себя два направления:

Первое направление : взаимодействие с семьёй, которое включает в себя:

1. Знакомство с семьёй .

Для оптимизации процесса использовала следующие формы работы:

• Анкетирование «Давайте познакомимся» с целью выяснить социальный статус семьи, тип воспитания, традиции, привычки.

• Беседы, в процессе которых получаю некоторые сведения о семье; а так же устанавливаю контакт, который помогает снять тревогу за малыша, информирую о протекании адаптационного периода, ориентирую на активное взаимодействие.

2. Знакомство с ребёнком.

• Анкетирование «Мой чудесный ребёнок», в процессе которого выясняю индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенностям засыпания, игровые навыки. С этой же целью можно предложить родителям написать:

• Сочинение о своём ребёнке «Мой ребёнок, какой он? »

3. Информационно-методическая поддержка родителей.

• папки-передвижки: «Адаптация. Что это такое? », «Как предупредить плохое поведение у ребёнка, после д/с в период адаптации», «Развиваем самостоятельность малыша» ; и т. д.

• информационные листы-памятки с кратким материалом : «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду», которые родители могут взять с собой;

• альбом с фотографиями из жизни детского сада "Мы ждем тебя".

4. Практические занятия (план работы с родителями)

Второе направление – работа в группе, которая включает в себя:

1. Индивидуальную работу с детьми:

• наблюдения, в процессе которых получаю достаточно важную информацию о степени проблемности ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками.

• заполнение индивидуальных листов адаптации ребёнка, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в группу, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

         В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности.

         Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.

         Руководствуясь, полученной информацией о ребёнке, определив степень тяжести протекания адаптационного синдрома, использовала следующие приёмы работы с детьми:

         Работа с детьми с тяжёлой степенью адаптации.

         Наибольшую трудность представляют дети, отнесенные нами к 1 группе адаптации по характеру привыкания. Отсутствие близких, их внимания, ласки вызывает у таких детей тревогу, беспокойство, плач, постоянное ожидание родных. Это мешает им воспринимать окружающее и действовать в новой обстановке согласно предложениям и требованиям воспитателя, действия ребенка становятся хаотичным и, беспорядочными.

           При поступлении в группу такого ребенка я стараюсь удовлетворить потребность, определяющую его поведение, - потребность в общении с близкими. Предлагаю близким ребенка пройти в группу вместе, ребенок перестаёт плакать, успокаивается. Возможно, что в первое время ребенок в присутствии близкого человека не захочет устанавливать контакт с воспитателем. В таком случае маму с ребенком на некоторое время оставляю одних, чтобы мать помогла освоиться ему в новой обстановке, приласкала и успокоила. Через некоторое время ребенок начинает интересоваться окружающим. Вот этот интерес к новому и должны поддержать родные. Объясняю родителям, что ее роль их заключается не только в том, чтобы снять эмоциональное напряжение у ребенка, но и в том, чтобы помочь установить эмоциональный контакт с воспитателем, познакомить ребенка с окружающим, чтобы он перестал бояться новой обстановки, детей, взрослых.

        Работа с детьми со средней степенью тяжести по характеру привыкания.

        Дети II группы, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем, легко воспринимают расставание с близкими в первые же дни. Однако им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявление ласки, слова одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в общение ситуативно-действенного характера. Если воспитатель помогает познакомиться с предметами, которые окружают ребенка, раскрывает способы действия с ними и их свойства, потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым вполне удовлетворяется. Поэтому воспитатель должен поддержать интерес ребенка к окружающему, обращать внимание на сходство и различие предметов и игрушек, формировать умения действовать с ними.

         Работа с детьми с легкой степенью адаптации.

         Когда дети имеют определенные знания, стремятся к активным самостоятельным действиям, они обращаются к взрослым лишь в случаях, когда необходимо что-либо выяснить. Если ранее ребенок в основном только воспроизводил предметные действия, показанные воспитателем, то теперь он использует в своей игре эти действия самостоятельно, усложняя их. Например, он уже не просто поит куклу из чашки, многократно повторяя это действие, а что-то наливает в чашку, предлагает кукле попить, хвалит ее.

            Действия ребенка становятся многозвеньевыми, чем моложе ребенок, тем, меньше звеньев будет в его игре. Ребенок третьего года жизни уже в состоянии перенести в игру действия, виденные у взрослых, у других детей или воспроизводимые им самим с другим предметом. Но чтобы действия детей развивались, организую нужные ситуации, подготавливаю игрушки и атрибуты, показываю, как с ними действовать.

2. Коллективную работу с детьми:

       Методы и приёмы работы с детьми в период адаптации.

метод «песочной терапии»

       Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К. Г. Юнгом.

       Делаем такие упражнения:

1. отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко.) ;

2. скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея. Тоже, поставив ладонь ребром;

3. шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;

4. «игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино;

5. «следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т. д.

«Музыкотерапия»

           Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.

           Занятия музыкой включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки; пальчиковые и жестовые игры; телесные игры; музицирование на детских музыкальных инструментах. Игры могут быть на различение темпа и силы звука, например, «У ребяток ручки хлопают», «Медведь идет, лисичка бежит, … » и т. д.

Элементы телесной терапии (обнять, погладить).

Методика «Сказка»

            Каждый ребёнок дома выбирал любимую игрушку, которую он должен был принести в группу. При этом родители говорили ребёнку: «Ты уже подрос и теперь ты пойдёшь в детский сад. А вместе с тобой выросла твоя игрушка, поэтому она тоже будет ходить с тобой в детский сад. » Далее психологом были составлены сказки про любимые игрушки детей, которые раздавались родителям, для каждодневного рассказывания детям по дороге в д/с. В течении 30 дней с момента поступления в д/с ребёнку 1 раз в день задавались вопросы: «Как твоей игрушке нравится в д/с, Как она себя чувствует? и т. д. » По мере прохождения адаптационного периода отношение к игрушкам у детей менялось. Они начинали давать эмоционально-положительные ответы на вопросы о любимой игрушке : «Ей хорошо, ей нравится в садике»

            Исследования по методике «Сказка» показали, что присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к ДОУ и, особенно, для тех, у кого тяжёлая степень адаптации по характеру привыкания

«Игротерапия»

             В период адаптации дете к ДОУ целесообразно проводить игры, направленные на развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, а так же на сближение детей друг с другом, на развитие речевой активности, на развитие двигательной активности.

Как показали научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики.

Тип темперамента Название игр

1 2

холерик Подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы

сангвиник Веселые подвижные игры, танцы под музыку, хороводы, игры с водой и песком

флегматик Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика,

рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок

меланхолик Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками,

игры-потешки («Сорока-ворона», «ладушки»)

Памятка для воспитателей по организации педагогического процесса в период адаптации .

           В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.

            Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома.

           Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

           Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.

           Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.

           Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

           Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Список используемой литературы:

  1. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (ранний возраст).
  2. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (ранний возраст).
  3. Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).
  4. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.
  5. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (ранний возраст).
  6. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 208 с.
  8. Черных И.//Воспитание бережного отношения к воде/ДВ №7 – 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный  период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ »

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тя...

«Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду».

hellip; Ребенок идет в детский сад. Это, как правило вызывает, серьёзную тревогу у взрослых.От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, завис...

Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы

Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...