До-21.12.2015года-Методическая разработка - Учебно – тематические планы ДОП «Лаборатория чудес» на три возраста дошкольников (с 4 до 7 лет).
методическая разработка по окружающему миру на тему

Кокорина Ирина Леонидовна

      Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Наш сад работает по программе «Детство». И когда пришло осознание значения экспериментирования для всестороннего развития ребенка, тогда возникла необходимость создания данной дополнительной образовательной программы. Актуальность данного вопроса  заключалась в том, что было недостаточно материального и методического оснащения для ведения целенаправленной работы в системе.  Материалы приобретены, программа написана. Уже имеются результаты работы.  Тема эта актуальна. Интересна детям и взрослым.  Предлагаю вашему вниманию только учебно - тематическое планирование, используемое в нашем саду.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДОП "Лаборатория чудес"29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа  «Лаборатория чудес»

на три года обучения.

Составитель:

Комарова Ирина Леонидовна

воспитатель 1 к.к.

Пояснительная записка.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

Наш сад работает по программе «Детство».   И когда пришло осознание значения экспериментирования для всестороннего развития ребенка, тогда возникла необходимость создания данной дополнительной образовательной программы. Актуальность данного вопроса  заключалась в том, что было недостаточно материального и методического оснащения для ведения целенаправленной работы в системе.  Материалы приобретены, программа написана. Уже имеются результаты работы.
        
Цель данной программы: способствовать развитию любознательности, мышления, познавательной активности и интереса в изучении окружающего мира природы (развитие опытно – исследовательского потенциала) детьми от 4 до 7 лет.

    Задачи для детей 4-5 лет:

-дать детям средней группы представления о выполнении простейших опытов по схемам и алгоритмам, моделям;

-стимулировать творческие проявления по зарисовке своих опытов;

-побуждать детей выражать свои мысли, предположения, гипотезы;

-активизируем развитие любознательности, внимательности, активности;

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, культуру поведения на ОС.

    Задачи для детей 5-6 лет:

-продолжать осваивать детьми старшей группы представления о выполнении простейших опытов по схемам и алгоритмам, моделям;

-продолжаем стимулировать творческие проявления по зарисовке своих опытов;

-продолжать привлекать детей к выражению своих мыслей, предположений, гипотез;

-продолжать активизировать развитие любознательности, внимательности, активности;

-продолжать воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, культуру поведения на ОС.

    Задачи для детей 6-7 лет:

-совершенствовать у детей подготовительной группы способностей по выполнению простейших опытов по схемам и алгоритмам;

-совершенствуем  творческие проявления по зарисовке своих опытов;

-совершенствование творческих проявлений детей по выражению своих мыслей, предположений, гипотез;

-совершенствование творческих проявлений любознательности, внимательности, активности;

-совершенствование проявления доброжелательного отношения к окружающим, культуру поведения на ОС.

Привлекаются 12-15 детей по интересам, так как ДОП «Лаборатория чудес» является дополнительной общеразвивающей программой. Малое количество детей дает возможность педагогу использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей, а также не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»).

Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут (с учётом  возраста) в специальном помещении-лаборатории ДОУ, сроки реализации ДОП: 32 учебные недели.

Данная программа отличается от уже имеющихся тем, что для экспериментирования взята элементарные «фокусы» в виде дидактических игр на основе  физических опытов из книги  "Забавная физика" [1]. В них входят смешные истории, с использованием  забавных игрушек – самоделок. Экспериментальная деятельность тесно связана с многими физическими явлениям. Всемирно известно, что эта наука нужна всем: токарю и пахарю, врачу и шофёру, повару и инженеру и прочим людям. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются разные стимулы: новизна, необычность объекта, мотив помощи, познавательный мотив, ситуация выбора.

         Данном файле приводятся только учебно – тематические планы на три возраста детей. В оригинальной  версии ДОП «Лаборатория чудес» имеются и содержания курсов, и методическое обеспечение, и диагностика с таблицами по трём возрастам.


Учебно – тематический план ДОП «Лаборатория чудес»

для средней группы.

Месяц

Тематика

Кол-во ОС

октябрь

ноябрь

1. Экскурсия в детскую лабораторию.

2

2.Осенний лес.

1

3.Сухие листики.

1

4.Какие по длине веточки?

1

5.Посмотрите, вот гнездо, интересное оно.

1

6.Яйцо в солёной воде.

1

7.Иней на ветках.

1

декабрь

январь

февраль

8.Наши коллекции в «Лаборатории чудес».

1

9.Шишки разные бывают и ребята их все знают.

1

10.Металлический предмет, он тяжёлый…или нет?

1

11.Какие красивые камни.

1

12.Разевает щука рот, но неслышно, что поёт.

1

13.Коллекции все разные, предметы все прекрасные!

1

14.Можем форм мы назвать, все фигуры будем знать.

1

15.Какое колесо поможет?

1

16.Путешествие капельки.

1

17.Тает – не тает.

1

18.Почему дует ветер?

1

19.Фрукты очень разные: есть сладкие, есть красные…

1

март

апрель

20.Румяные яблочки.

1

21.Ландшафты природы.

1

22.Почва. Из чего она состоит?

1

23.Насекомые.

1

24.Я пеку, пеку, пеку…

1

25.Злаки, крупы и их свойства.

1

26.Что плавает и почему?

1

27.Наши достижения

1

ВСЕГО:

28


Учебно – тематический план ДОП «Лаборатория чудес»

для старшей группы.

Месяц

Тематика

Кол-во ОС

октябрь

1.Диагностика.

1

2.Диагностика.

1

3.Экскурсия в детскую в лабораторию.

1

4.Опасен ли грязный воздух.

1

ноябрь

5.Очищение воды.

1

6.Д.и. «Коробок с сюрпризом», д.и. «А карандаш – то не падает».

1

7.Упрямые  предметы.

1

8.Волшебные стёклышки.

1

декабрь

9.Почему предметы движутся?

1

10.Инерция.

1

11.Что такое масса?

1

12.Немного о космосе. Д.И. «Почему  летит ракета?»

1

январь

13.Почему дует ветер? Д.и. «Вертушка на булавке».

1

14.Справочники, словари, энциклопедии.

1

15.Как звук  работает?

1

16.Акробат идёт колесом. Д.и. «Три опыта с монетками».

1

февраль

17.Солнце дарит  тепло и свет. Д.и. «Где же электричество?»

1

18.Почему не тонут корабли?

1

19.Почему не тонут айсберги?

1

20.Почему в космос летают на ракете? Д.и. «Почему летит ракета?»

1

март

21.Чем можно измерить длину?

1

22.Знаем об этом.

1

23.Как появляется фонтан? Д.И. «Первый фонтан»

1

24.Д.И. «Почему работает пульверизатор?»

1

апрель

25.Солнечные зайчики играют.

1

26.Д.и. «Могут ли лучи ломаться?», «Да, они ломаются».

1

27.Д.И. «Плавает ли железо?»

1

28.Яйцо в солёной воде.

1

май

29.Путешествие капельки.

1

30.Магнит.

1

31.Диагностика.

1

32.Диагностика.

1

ВСЕГО ОС

32


Учебно-тематический план ДОП «Лаборатория чудес»

для подготовительной группы.

Месяц

Тематика

Кол-во ОС

октябрь

1.Диагностика.

1

2.Диагностика.

1

3.Экскурсия в детскую  лабораторию.

1

4.Как защититься от загрязнённого воздуха.

1

ноябрь

5.Какая бывает вода? Очищение воды.

1

6.Сила тяготения.

1

7.Предметы  упрямятся. Д.И. «Шахматы и инерция»

1

8.Волшебные стёклышки.

1

декабрь

9.Движение предметов.

1

10.Хитрости инерции.

1

11.Масса предметов. Д.И. «Невидимка спасает лётчика».

1

12.Ракеты в воздухе. Д.и. «Вертолёт наоборот».

1

январь

13.Ветер.  Д.и. «Невидимка и хитрая змея».

1

14.Источники знания – книги.

1

15.Как звук работает? Д.и. «Рупор».

1

16.Акробат идёт колесом. Д.и. «Шашки тоже не падают».

1

февраль

17.Солнце дарит нам тепло и свет. Д.и. «Электрический кот».

1

18.Корабли в море. Д.и. «Почему вода не выливается?»

1

19.Почему не тонут айсберги? Д.и. «Мыльные пузыри».

1

20.Почему в космос летают на ракете? Д.и. «Почему летит самолёт?»

1

март

21.Мерки и измерительные приборы. Их важность для жизни человека. Д.и. «Самый простой телефон».

1

22.Знаем и об этом.

1

23.Как происходит извержение вулкана?

1

24.Как появляются горы?

1

апрель

25.Как  образуется метеоритный кратер?

1

26.Три шарика.

1

27.Что плавает хорошо железо, дерево, пластмасса и почему?

1

28.Исследуем солёную воду. Д.и. «Какое сырое, какое крутое?»

1

май

29.Круговорот воды в природе.

1

30.Испытание магнита. Д.и. «Разборчивый гусь».

1

31.Диагностика

1

32.Диагностика.

1

ВСЕГО ОС

32

   


Список литературы:

1.        Гальперштейн Л. "Забавная физика". - М.: Детская литература, 1993.- 255 с.

2.        Иванова А.И. "Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду". – М.: ТЦ Сфера, 2007.- 224 с.

3.        Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста": Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 128 с.