Консультация для воспитателей «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности»
консультация на тему

Дорохова Лариса Борисовна

Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка (Л. Выготский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка (Л. Выготский).

Эмоции

  • выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);
  • способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;
  • побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;
  • помогают приспособиться к ситуации;
  • сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т.д.) и все виды деятельности;
  • являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т.п. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Возможности совместной деятельности для развития эмоциональной сферы детей не связаны строгими временными рамками, более раскованы в общении, свободны в выборе - участвовать или не участвовать в данном мероприятии, игре и т.д. Совместная деятельность, как правило, проходит в непринужденной, свободной от жестких предписаний атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.

Педагогическую работу важно строить с учетом следующих положений:

1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так, в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлениям малыша. Это убедительно показано в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и др. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций.

  1. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение).
  2. Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же особо хотелось бы подчеркнуть значение игры. Известно, что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности (Д.Б. Эльконин) способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности - иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально-чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого и др.

В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.

Раскроем задачи и варианты практических мероприятий для каждой возрастной группы.

Вторая младшая группа

Основными задачами на этом возрастном этапе являются:

  • побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов;
  • поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами, различными по модальности, интенсивности, продолжительности.

Для реализации этих задач можно рекомендовать следующие сенсорные игры.

«Путешественники»

Воспитатель предлагает босиком походить по разной поверхности (мягкая, гладкая, ребристая и т.д.),

Игры с водой

  • Пускать кораблики.
  • Купать игрушки.

Наполнить водой пластмассовые емкости, резиновые игрушки (груши) и вылить ее.

  • Погрузить на дно пластмассовые шарики, игрушки.
  • «Дождь идет» (льют воду из лейки в тазики).
  • «Кто дольше удержит воду» (набирают в ладони воду, стараясь как можно дольше ее удержать).
  • «Море волнуется» (руками изображают морские волны).

Примечание. Игры с водой лучше всего организовывать летом на

прогулке или в умывальной комнате. Воду можно подкрашивать.

«Ветерок»

Воспитатель держит в руке султанчик, к которому прикреплены легкие ленточки, и произносит такие слова:

Ветерок, подуй сильней,

Развей ленточки скорей.

Вей, вей, ветерок,

Догони его, дружок!

Затем начинает быстро двигаться, размахивая султанчиком. Дети стараются поймать «ветерок».

Параллельно с сенсорными рекомендуется проводить игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего жестикуляционной выразительности.

Сюжетной основой таких игр могут выступать произведения детских писателей, поэтов, фольклор.

«Медвежата»

Воспитатель читает стихи П. Воронько, предлагая детям подвигаться.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так! (Переступают с ноги на ногу, вертят головой)

Медвежата мед искали, дружно кустик раскачали. Вот так! (Имитируют раскачивание кустиков)

Вперевалочку ходили и из речки воду пили. Вот так! (Двигаются вперевалочку, неуклюже, затем наклоняются, «пьют воду»)

А потом они плясали, выше лапы поднимали. (Танцуют, высоко поднимая колени)

Во второй младшей группе необходимо также познакомить детей с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определяемые эмоциональные состояния: радость (радостно, радостный), веселье (веселый, весело и т.д.), грусть (грустный, грустно и т.п.), печаль (печальный, печально и т.п.), испуг (испугаться, испуганный), злость (злой, рассерженный) и т.п.

Основную роль в решении этой задачи выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы и др., педагог акцентирует внимание детей на слова, характеризующие определенные эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя вопросы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой еще она была?» и т.д.

Дети этого возраста должны также научиться видеть и воспроизводить характерные особенности оформления эмоциональных состояний (радость, грусть, испуг, злость). Для этого уместно использовать иллюстративный материал, театрализованную деятельность и т.п. Например, используя серии сюжетных картинок и наборы карточек с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях, воспитатель предлагает детям подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя

Средняя группа

На этом возрастном этапе необходимо решать гораздо больше задач, связанных с эмоциональным развитием детей. Это прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сенсорных стимулов, носящих часто комплексный характер (зрительно вестибулярные, зрительно-слухо-осязательные и т.д.). Для этого можно рекомендовать следующие игры.

«Кто в домике живет»

Воспитатель готовит несколько картонных коробок с отверстиями. Кладет в них предметы различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие (типа массажной щетки) и т.д. Дети, ощупывая предмет (игрушку), выражают (мимикой, движениями) свои впечатления от «посещения» того или иного домика.

«Вкусно-невкусно»

Воспитатель предлагает закрыть глаза и мимикой выразить свои вкусовые ощущения. Дает попробовать кусочки различных овощей и фруктов: банана, лимона, яблока, моркови, картофеля, соленого огурца, редиски, свеклы и т.д.

«Как много запахов вокруг»

Воспитатель предлагает закрыть глаза и показать мимикой, приятный или неприятный запах дети вдыхали. Затем дает понюхать духи, корочку апельсина, листочек душистой герани, дольку чеснока и т.д.

Для развития эмоциональной экспрессии, ее механизмов: невербальных (мимических, пантомимических, жестикуляционных) и вербальных (слова, звуки, фразы), а также формирования основ выразительности внешних эмоциональных проявлений целесообразно использовать эмоционально экспрессивные игры (воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных героев путем персонификации и т. д). Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер.

«Кошка и котята»

Суть игры заключается в повторении «котятами» различных действий, показанных «кошкой». Например, «кошка» учит «котят» мяукать, охотиться (бесшумно подкрадываться, вытягивать лапы), убегать и прятаться от различных опасностей и т.д.

«Передай движениями»

Содержательную основу игры составляют отрывки из произведений К.Чуковского («Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»), С. Маршака («Котята», «Перчатки» и т.д.). Читая текст, воспитатель побуждает детей к имитационным движениям.

В среднем дошкольном возрасте важно также пополнить «эмоциональный» словарь словами, обозначающими различные настроения, состояния (удивленный, удивляться, страшный, страшно, злой, злиться, горе, горевать, трусливый, обиженный, тоскливый,        озорной        и т.д.);

словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем нестрашный, очень печальный и др.); учить подбирать синонимы (радостный - веселый, грустный - печальный, тоскливый); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния: злой (неприятный, грубый, сердитый); веселый        (довольный, смеющийся) и т.д.; понимать

эмоциональные характеристики, представленные в виде фразеологизмов: Маша-растеряша, девочка-привередница, добрый доктор Айболит и др.

Чтобы облегчить детям процесс овладения эмоциональным словарем, формирования умения анализировать эмоции с помощью слов, следует прежде всего обратиться к художественной литературе. Желательно также использовать наглядные модели - серии картин, отражающих эпизоды сказок, рассказов. Показывая то или иное изображение, воспитатель предлагает вспомнить настроение героя, дать ему обобщенную эмоциональную характеристику.

Можно сделать картонный круг с передвигающейся стрелкой и с изображением животных, людей в разных эмоциональных состояниях. Указывая на одно из них, воспитатель просит детей назвать данное настроение, подобрать слова-синонимы (заяц печальный, еще какой?).

Знакомя с фразеологизмами, хорошо использовать загадки (автор Ю.Киреева):

Привереда-девочка Братика искала.

Реченьку обидела:

Молочка не выпила.

Наливное яблочко

С яблоньки не съела.

Пирожка ржаного Из печки не хотела.

Кто героиня этой сказки?

Отгадайте без подсказки.

(Девочка-привередница)

Девочка эта в сад собиралась,

Вещи свои отыскать попыталась.

Девочке трудно вещи искать.

Вечером все раскидала опять.

Кто эта девочка? Кто растеряша?

Вы ее знаете? Зовут ее... (Маша).

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит).

Продолжить содержательный диалог с детьми позволит обращение к другим видам деятельности: изобразительной (воспитатель вместе с детьми рисуют Машу-растеряшу, доброго доктора Айболита и т.д.), музыкальной (подбирают музыкальное сопровождение к сказкам) и т.д.

Желательно учить детей определять и дифференцировать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление, злость) по внешним признакам, замечать изменения (переходы) в настроении, а также раскрыть детям смысл таких форм поведения, как обиженное, удивленное, испуганное, заботливое, доброжелательное и т.п., развивать эмоциональную идентификацию.

Для решения этих задач можно проводить беседы с использованием пиктограмм, игры, например «Путаница».

Воспитатель кладет перед детьми большой лист плотной бумаги, на котором нарисованы люди, животные, различные предметы, явления природы и т.д., соединенные друг с другом извилистыми линиями разных цветов. Предлагает разобраться в том, кого (или чего) боятся щенок, мышь, птичка и т.д.; кто (или что) огорчил девочку; кто (или что) развеселил мальчика и т.д. Затем предлагает свои варианты исправления негативных переживаний. Например, как успокоить щенка, как помочь девочке преодолеть печаль и т.д.

Целесообразно познакомить детей с «Книгой настроений». Ее создает педагог. Для этого необходимо согнуть пополам пять-шесть альбомных

листов и скрепить их посередине. Четные страницы представляют собой символические изображения различных настроений (пиктограммы), а нечетные - отражают жизненные ситуации, эпизоды сказок, мультфильмов, предметы, явления, которые могут вызвать то или иное эмоциональное состояние. Рассматривая «Книгу настроений», желательно побуждать детей к дополнению ее содержания собственным жизненным опытом (назовите, что (кто) доставляет вам радость; что может привести человека в состояние грусти, что значит обидеться и т.д.).

Можно выполнять задания в альбомах «Радуга настроений», требующих передачи эмоций цветом. Например.

  • Воспитатель изображает лица девочек в состоянии радости и печали, просит нарисовать платье, бантики, туфельки, которые подходят каждой из них.
  • Воспитатель рисует пиктограммы и несколько кружочков вокруг них. Предлагает детям изобразить в кружочках предметы, события и т.п., которые могут вызвать то или иное настроение.
  • Изображает эпизоды из сказок (веселые и печальные звери вокруг Айболита, гости на именинах у Сороки-белобоки и т.д.), предлагая раскрасить каждого персонажа соответственно его эмоциональному состоянию.

Старший дошкольный возраст

К задачам этого возрастного этапа относятся следующие:

  • совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых;
  • стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования.

Для реализации этих задач рекомендуется проведение серий эмоционально-экспрессивных игр. Вот некоторые из них

«Сурдопереводчики»

Воспитатель предлагает рассказать сказки людям, которые ничего не слышат, зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики. Подчеркивает, что, осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движений. Начинать желательно с несложных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т.п. Можно использовать стихи, песни, загадки.

«Живые картинки»

Для проведения этой игры желательно оформить занавес и возвышение типа театральной сцены. Воспитатель предлагает подготовиться к показу «живых картин», а именно продумать сюжет, позы, жесты, выражение лица, одежду, украшения и т.д. По мере необходимости оказывает помощь. Во время проведения игры дети сидят на стульях. Занавес открывается только тогда, когда ребенок полностью готов к показу. Зрители, рассматривая «живые картины», пытаются определить их название.

Примечание. Одежду, украшения дети могут приносить из дома. «Маленький народ» Содержательную основу игры составляет стихотворение Д. Хармса. Воспитатель предлагает обдумать, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать. Затем читает текст, дети поочередно изображают небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.

Т ра-та-та-тра-та-та,

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ.

Один дядя - вот такой,

Другой дядя - вот такой,

Третий дядя - вот такой,

А четвертый - вот такой.

Одна тетя - вот такая,

А вторая - вот такая,

Третья тетя - вот такая,

А четвертая - вот такая...

Примечание. Текст можно дополнить «Один мальчик вот такой...», «Одна девочка вот такая...» и т.п.

Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонации голоса), определять причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, событий и т.п.; развивают у них способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, сорадование, содействие.

В реализации этих задач большую помощь оказывает художественная литература, особенно пейзажная поэзия, где передаются различные настроения, связи между переживаниями человека и состоянием природы. Важное место отводится беседам, играм.

«Поговорим о настроении»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что очень разные выражения лиц можно увидеть в магазине, автобусе, парке и т.д. Просит назвать известные им эмоциональные состояния. Затем показывает вырезанные из журналов изображения людей. Дети к каждой картинке подбирают соответствующую пиктограмму. Предлагает задания типа «Собери человечков: веселого, обиженного, злого». В заключение предлагает поработать в альбомах «Радуга настроений»: создать два-три рисунка на темы: «Радостное настроение», «Мне грустно», «Что меня удивляет» и т.п. «Раз, два, три, нужное место найди»

Воспитатель устанавливает в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произведений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.

В качестве домашнего задания можно предложить детям создать свои книги. Для этого им раздают заранее подготовленные пособия - книги,

страницы которых имеют прорезь в виде квадрата (круга). Сзади прикрепляется диск с изображением пиктограмм (пять-семь символических изображений). Каждая пиктограмма должна быть хорошо видна в прорезях. Детям предлагают дать название книги и заполнить все страницы сюжетными рисунками, передающими различные эмоциональные состояния героев. Обменявшись такими книгами, дошкольники учатся подбирать пиктограммы (посредством вращения диска), соответствующие сюжету той или иной страницы.

Используя проблемные ситуации, наглядный материал, можно остановиться на таких моментах, как причины, вызывающие те или иные эмоциональные переживания, способы изменения негативных переживаний.

В дальнейшем рекомендуется подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми и др. С этой целью рекомендуется использовать следующие произведения: В. Данько («Опасные очки»), Э. Мошковская («Кислые стихи») и др.

Поговорим об этом подробнее на примере стихотворения М.Щелованова «Утро».

Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь.

Почему же плохое утро!

Сегодня хорошее утро!

Сегодня веселое утро,

И тучи уходят прочь.

Сегодня не будет солнца?

Сегодня не будет солнца,

Сегодня будет хмурый,

Серый пасмурный день.

Почему же не будет солнца?

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная, синяя тень.

При повторном чтении стихотворения воспитатель предлагает детям посмотреть на репродукции (пейзажи) через разноцветные стеклышки. При чтении первого и третьего четверостиший дети пользуются стеклышками темных, тусклых тонов, при чтении второго и четвертого — яркими, светлыми стеклышками.

Педагог подчеркивает:        мрачное настроение часто делает все

окружающее (природу, предметы и т.д.) безрадостным, унылым, неинтересным. И наоборот, доброжелательный светлый настрой дает возможность видеть красивое, удивительное, приятное вокруг.

В ходе совместной деятельности продолжается работа по обогащению словаря эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный,

ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и др.), при этом важно побуждать детей не только называть эмоциональные состояния, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом. Читая отрывки из художественных произведений, воспитатель предлагает охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит уставший); воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет, ему соответствующий.

В общении важно обращать внимание на образность стилистических форм речи детей.

Детей продолжают также учить понимать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов, адекватно использовать их (Царевна-Несмеяна, Вовка-добрая душа, Гадкий утенок и т.д.). Для этого необходимо познакомить детей с произведениями, содержащими такие собирательные образы: А. Барто («Вовка-добрая душа», «Девочка-ревушка»), Г.Х. Андерсен («Гадкий утенок», «Дюймовочка»), Братья Гримм («Золушка»), С. Маршак («Вот какой рассеянный»), Я. Аким («Неумейка»), С. Михалков («Фома»), сказка «Крошечка-Хаврошечка» и др.

Можно создать альбом «Они живут среди нас» (каждый рисунок основательно продумывается вместе с детьми: фон, поза, выражение лица, окружающие предметы и т.д.).

Рекомендуется проводить беседы, вечера-развлечения, например «Путешествие в страну знакомых героев». Воспитатель заранее готовит силуэтные изображения Царевны-Несмеяны, Гадкого утенка, Рассеянного с улицы Бас-сейной и т.д. Предлагает отправиться в удивительную страну, где их ждет встреча с интересными героями.

Показывает изображение Царевны-Несмеяны, сопровождая показ шуточным стихотворением.

Ой, беда, ой, беда:

В огороде лебеда.

Я Царевна-Несмеяна,

Я реветь не перестану.

Ни за что не рассмеюсь,

Только пуще разревусь.

Просит детей ответить, почему так назвали царевну, можно ли назвать таким именем еще кого-либо и т.д. Предлагает подобрать слова, характеризующие людей, похожих на Царевну-Несмеяну. В случае затруднения называет их сам (плаксивые, капризные, невеселые). Можно организовать игру «Рассмеши Несмеяну»: дети показывают комические этюды, пытаясь рассмешить ее.

Затем появляется Гадкий утенок. Воспитатель предлагает вспомнить, из какой он сказки, назвать персонажей других сказок, которые тоже сначала были внешне непривлекательными (Золушка, Крошечка-Хаврошечка и др.); подобрать слова, характеризующие их (скромные, незаметные и т.п.).

Демонстрирует превращение Гадкого утенка в прекрасного лебедя (переворачивает карточку).

Далее показывает детям изображение Рассеянного с улицы Бассейной, читая отрывки из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный». Исполняя роль этого героя, воспитатель может попрощаться с детьми вместо того, чтобы поздороваться, и т. п. Затем предлагает охарактеризовать человека, которого можно назвать «Рассеянный с улицы Бассейной».

В заключение побуждает детей к воспроизведению характерных особенностей героев движениями: мальчики изображают Рассеянного человека с улицы Бассейной, а девочки - Царевну-Несмеяну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие речи в непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников"

Консультация для воспитателей "Развитие речи в непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников" (из опыта работы)...

Консультация для воспитателей Развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности

Консультация для воспитателей Развитие одаренности детей  в художественно-творческой деятельности...

Консультация для воспитателей: "Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность"

Всем нам хочется видеть детей любознательными, активными в познании мира, общительными, творческими, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.Как же нам, педагогам...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности»

Рассмотреть с педогогами какое влияние на развитие творческих способностей детей оказывает изобразительная деятельность....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие эмоций в совместной деятельности с детьми»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие эмоций в совместной деятельности с детьми»Воспитатель : Дегтярева Юлия НиколаевнаСтарший воспитатель: Севостьянова Наталья Васильевна...