Программа социального партнерства с семьей педагога – психолога ДОУ на 2014-2015год.
рабочая программа на тему

Шаланова Оксана Владимировна

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предпологают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями, помогающими решать образовательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsialnogo_partnerstva.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида №4

Утверждаю

                                                                                    «         »                         2014г.

                                                                     Заведующая                  Л.Е.Кочеткова 

                 

Программа социального партнерства с семьей  педагога – психолога ДОУ на 2014-2015год.

Выполнил:

Педагог – психолог МБДОУ

Шаланова О.В.

Г.о.г. Выкса – 2014

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………………………………..3 стр.
  2. Содержание программы……………………………………………….4 стр.
  3. Литература……………………………………………………………...9 стр.

Пояснительная записка.

     С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

    Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагога - психолога ДОУ являются родители воспитанников.  Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их партнерство.

      Программа социального партнерства направлена на взаимодействия с семьями воспитанников с полутора лет до 7 лет. Планирование представлено по возрастам.

      В данной программе социального развития представлены взаимодействия педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям, которые педагог-психолог внимательно изучает, анализирует, выбирает пути оказания помощи семье. Так же разрабатывает  диагностический инструментарий, позволяющий выбрать методы, приемлемые для конкретных родителей и удобные в использовании педагогом-психологом. Методика работы не предусматривает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций партнерства, сотрудничества, тесное взаимодействие.

      Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.

   С этой целью разработана программа социального партнерства с семьями воспитанников ДОУ №4 на 2014- 2015 год.

Содержание программы.

   В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

1) утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

2) не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;

3) прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;

4) утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;

5) представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.

      Актуальность обусловлена двумя  основными факторами. С одной стороны, отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению физического и психического здоровья детей и острая необходимость поиска средств совершенствования методов и приемов их оздоровления, а с другой – существует понимание значения активного взаимодействия педагога –психолога и родителей.

   Взрослые, окружающие ребенка, играют существенную роль в его развитии. Первичная ступень социализации малыша – семья, но, к сожалению, она не всегда может обеспечить полноценное воспитание и развитие активной, творческой и легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности. Ребенок, поступивший в дошкольное образовательное учреждение, попадает в новые условия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших свои усилия, направленно на решение этих задач.

     Педагоги и психологи единодушны в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием. Многочисленные наблюдения за воспитанием ребенка в семье, особенно молодой, убеждают нас в том, что проблемы в воспитании обусловлены недостатком педагогических и психологических знаний, умений родителей.

  Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.

  Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому».

    В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога.

 Цель психолога — создание условий для повышения психологической компетентности родителей, чтобы сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.

Задачи психолога:

  • осуществляет просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
  •  решает по  просьбе родителей частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;
  •  проводит  индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.);
  • обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, и их близких;
  • проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей;
  • обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии, в общество.
  •  педагог-психолог должен помочь родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.
  •  психолог обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.
  • пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду.

  Социальное партнерство  психолога с родителями позволяет решать задачи в нескольких направлениях:

  • научно-исследовательском,
  • прикладном,
  • практическом.

Научно-исследовательское направление включает изучение законов обучения взрослых (родителей), проведение исследований по проблемам методологии, разработке оптимальных методов и форм совместной работы. Одна из задач здесь – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и  развивающих программ и др.

Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний родителями, которые в содружестве с психологом изучают психологические закономерности развития ребенка, участвуют в решении его проблем в образовательном учреждении.

Практический аспект включает в себя работу с  родителями по решению конкретных проблем ребенка, используя имеющиеся на сегодняшний день научные знания, методы, психологические закономерности. Изучение проблем ребенка во взаимоотношениях со школой может стать дополнительным поводом для самоосознания и личностного роста родителей, развития самоконтроля, рефлексии и др., и в целом способствовать укреплению сотрудничества с образовательным учреждением.

    Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

  •  Значимость социального партнерства для каждой из сторон;
  • Единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;
  • Равноправие и равноответственность родителей и педагога -психолога;
  • Открытость и добровольность;
  • Взаимное доверие во взаимоотношениях педагога - психолога и родителей;
  • Уважение и доброжелательность друг к другу;
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.

  Деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении строится по следующим направлениям:

 Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей осуществляется в следующих формах: тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительский клуб, информирование о возрастных особенностях детей, о проблемах в развитии детей дошкольного возраста, психологической готовности к ДОУ, к обучению в школе и др.

 Психологическая профилактика -  целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.

Психологическая коррекция – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а так же в форме психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым в осознании им природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

     Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем: помочь развитию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов и психолога будут эффективнее решаться задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

   Развивающий подход к взаимодействию психолога с родителями является ведущим и отражает партнерские, равноправные отношения между субъектами общения.

Психологическое просвещение родителей

Таблица №1

Дата проведения

Тематика консультаций

С кем проводиться

Сентябрь

«Проблемный ребенок. Как воспитывать агрессивного ребенка»

Старший возраст, группы №3,4,10

Октябрь

«Поступаем в детский сад. Особенности адаптационного периода.»

Первая  младшая группа №1,2

Ноябрь

«Вам скоро в школу!»

Подготовительные группы №6,8

Декабрь

«Можно ли заменить родителей.»

Младший возраст, группы №9,11

Январь

«Как взаимодействовать с тревожным ребенком»

Средний возраст, группы №5,7

Февраль

« Индивидуально – психологические особенности детей старшего дошкольного возраста»

Старший возраст, группа № 10, 3,4

Март

« Как воспитывать гиперактивного ребенка»

Средний возраст, группы №5,7

Младший возраст, группы №9,11

Апрель

«Какую выбрать школьную программу»

 Подготовительные группы №6,8

Май

«Летний отдых ребенка»

 Первая младшая группа №1,2

Формы взаимодействия с семьей

Таблица №2

Дата проведения

Форма проведения

Тема

С кем проводится

В течение года

 

Консультации

Индивидуальное обследование детей по запросам родителей

 

Родители всех групп

Октябрь

         

Родительское собрание

«Адаптация в ДОУ»

Первая младшая, группы №1,2

Родительское собрание

«Готовность  к школе»

Подготовительные группы №6,8

Родительское собрание

«Невнимательные дети. Как помочь ребенку стать внимательным.»

Старшие группы №3,4

В течение всего года

Консультационный пункт для родителей, дети которых не посещают детский сад

По требованию

Индивидуальное по требованию

          Октябрь

Анкетирование родителей вновь прибывших детей

«Что нужно знать о ребенке.»

 Первая младшая группа,  №1,2

Ноябрь

Опрос- анкета для родителей

«Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

 Подготовительные группы №6,8

Ноябрь

Родительское собрание

«Работа психолога с логогруппой.»

Старший возраст

логогруппа №10

 

Январь - апрель

Проект

Дружбатерапия

        Все группы

Пожелания в ящик «Дружбы» для сада и педагогов от родителей

Дружбатерапия

Все группы

         

Фотовыставка

«Мои друзья»

Все группы

Конкурс рисунков

«Не секрет для всех вокруг: садик – лучший друг!»

Все группы

В течение года

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

По теме обследования

Все группы

Март

Семинар – практикум

«Скоро в школу»

 Подготовительные группы №6,8

Апрель

Анкета

«Готов ли ваш ребенок к школе»

Подготовительные группы №6,8

Литература.

  1. Взаимодействие педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников: учебное – методическое пособие. Авт.- составитель УдоваО.В.,Коломенец Е.В. – Иркутск, 2013-156с.
  2. Буева И. Социальное партнерство : детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 30-31.
  3. Быкадорова Н. К. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения : социальное партнерство в интересах детей : воспитание дошкольников // Новая библиотека. – 2007. - N 3. - С. 21-24.
  4. Грибоедова Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения : проблемы и опыт реализации // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 3. - С. 3-6.
  5. Осипов А. М. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования. - 2008. - С. 108-115.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социального партнерства с семьей

Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...

программа социального партнерства с родителями

Программа социального партнерства направлена на взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ. Предусматривает: профилактику нарушений в речевом развитии детей массовых групп, коррекцию уже имеющихся нар...

Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)

Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...

Программа социального партнерства с семьей

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала  программу социального партнёрства  по работе с родителями....

Программа социального партнерства с семьей на 2017-18гг

Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников в течение 2017 - 2018 учебного года...

Программа социального партнерства с семьей на 2018-19гг

В программе предлагаются Вашему вниманию разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2018-19гг....

Программа социального партнерства с семьей педагога - психолога с ДОО на 2015 -2016 уч.год

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....