программа социального партнерства с родителями
материал по теме

Фунтова Светлана Штефановна

Программа социального партнерства направлена на взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ. Предусматривает: профилактику нарушений в речевом развитии детей массовых групп, коррекцию уже имеющихся нарушений у детей группы компенсирующей направленности. Представлено планирование взаимодействия с семьями воспитанников как группы компенсирующей направленности, так и с семьями воспитанников, посещающих массовые группы или не посещающих ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sots._partnerstva.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

С СЕМЬЕЙ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ УДОШКОЛЬНИКОВ»

на 2014-2016 уч.г.г.

                                                                            Подготовил: учитель-логопед  

                                                             МБДОУ детский сад

                                                                         комбинированного вида № 4

                                                   Фунтова С.Ш.

г.о.г. Выкса – 2014

Содержание:

  1. Пояснительная записка.                                                                        3    
  2. Актуальность программы.                                                                     5
  3. Содержание программы.                                                                       6
  4. Литература.                                                                                            11

  1. Пояснительная записка.

На вопрос о том, какой социальный институт ответственен за воспитание молодого поколения, большинство наших соотечественников, судя по результатам социологических опросов, уверенно отвечают - семья и образовательные учреждения. При этом большая доля ответственности возлагается на семью, но спрос строже с “образования”.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Семья и дошкольное учреждение – два важных

института социализации детей. Воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.

Воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Сегодня каждый творчески работающий педагог не мыслит результативности своей работы без содружества с семьей.

Как правило, в группе всегда есть родители, которые успешно выполняют воспитательные функции не только по отношению к своему ребенку, но и другим воспитанникам. Они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи педагогам в работе с детьми, другими семьями. Другая часть – “пассивный” актив, т.е. те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии с детским учреждением при некотором стимуле. Оставшиеся - пассив - родители, которые не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно с детским садом в воспитательно-образовательном процессе. Именно для этих родителей и должна вестись целенаправленная работа по привлечению их внимания к воспитанию и образованию.                 

Воспитание звуковой культуры речи неотъемлемая задача социо-культурного развития, ответственность за выполнение которой несут и родители, и педагоги.

Программа социального партнерства направлена на взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ. Предусматривает: профилактику нарушений в речевом развитии детей массовых групп, коррекцию уже имеющихся нарушений у детей группы компенсирующей направленности. Представлено планирование взаимодействия с семьями воспитанников как группы компенсирующей направленности, так и с семьями воспитанников, посещающих массовые группы или не посещающих ДОУ.

Предложенная программа включает комплекс форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников по направлению «профилактика и коррекция речевых нарушений у дошкольников».

Методика работы не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций социального партнерства, содружества, содеятельности и взаимополагания.

  1. Актуальность программы.

В последнее время отмечается неуклонный рост  речевой патологии у детей. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без особых отклонений от нормы.  Важной причиной снижения уровня речевого развития детей является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах данной области. Когда проблема речевого развития встаёт особенно остро, обеспокоенные родители вынуждены обращаться за помощью к учителю-логопеду, при необходимости переводить ребёнка в детский сад или группу компенсирующего или комбинированного вида. К сожалению, иногда случается так, что с приходом ребёнка к специалисту родители забывают о том, что коррекционно-развивающий процесс в системе дошкольного образования не подразумевает под собой  перекладывания своих функций на логопедов и воспитателей, а призывает его участников к тесному сотрудничеству. Несомненно, что не только детям, но и их родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем коррекции речевого развития ребенка. Поэтому актуальным остается вопрос социального партнерства с семьями воспитанников, направленный на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

  1. Содержание программы.

     Основной целью взаимодействия логопеда с семьями воспитанников ДОУ, детей, не посещающих детский сад, является:

  • активизация родителей, привлечение их внимания к тем психолого- педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организованный коррекционный процесс был последовательным и максимально эффективным.

Для этого необходимо решение ряда задач:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;  
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия.

Основные формы социального партнерства с семьёй делятся на традиционные и нетрадиционные (современные).

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, консультации, семинары. К индивидуальным формам относятся беседы с родителями и тематические консультации. Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.

Сюда относятся: опрос, тесты, анкетирование, социальный паспорт, «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам детского сада.

Социальное партнерство с родителями результативно, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов.

1.  Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка.

2. Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться».

3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а  не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, логопед должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.

4. Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность.

 5. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

6. Принцип комплексности,  подразумевает координацию учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого- медико-педагогической проблемой.

7. Непрерывность и эффективность обратной связи, предполагает осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье.

Для того чтобы решить проблему безучастного отношения родителей к  коррекции речевых нарушений важно вовлечь их в работу и сделать полноценными участниками образовательного процесса.

Я использую такие формы сотрудничества с родителями, как: анкетирование, родительское собрание, мастер-класс, письменная консультация, индивидуальная консультация, открытое индивидуальное занятие, информационный стенд, информирование и проведение консультаций с использованием ИКТ.

Содержание работы

Формы работы

задачи

Сроки

1.

«Мой ребенок»

Анкетирование и опросы

Изучение и обработка данных, разработка дальнейших перспектив в работе.

сентябрь

2.

Индивидуальные беседы с родителями

Работа на консультативном пункте ДОО – «Клуб для неравнодушных родителей»

Консультирование по результатам обследования, по запросам родителей, по рекомендациям логопеда по вопросам профилактики.

Круглогодично

3.

«Задачи работы ДОО на 2014 – 2015г.г.»

Общее родительское собрание

Ознакомление с работой специалистов ДОО

Октябрь

4.

«Логопедическая служба в детском саду»

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности

Ознакомление родителей с особенностями логопедической группы, работы логопеда.

Октябрь

5.

«Что значит готовность к школе?»

Консультация для родителей подготовительных групп

Октябрь, март

6.

Педагогический проект «Рука в руке»

Продукт – выпуск буклетов, папки «Рука развивает мозг»

Повышение   компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики

Ноябрь

7.

«Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду»

Интернетресурс

Интерактивное консультирование (отражено на сайте ДОО в разделе «Логопед рекомендует)

8.

«Правильно ли говорит ваш ребенок?»,

«Фонематический слух – основа правильной речи»,

«Игры для развития слухового внимания»,

«Роль семьи в развитии речи детей»,

«Особенности развития связной речи у детей»,

«Как учить детей рассказыванию».

Стендовая информация, деловые игры, тренинги.

Создание благоприятных условий для совместной деятельности родителей, специалистов; обогащение педагогического опыта родителей, помощь родителям через «включенное наблюдение».

В течение года

9.

Прогностическое консультирование родителей детей с ОВЗ «Развиваем речь вместе»

Индивидуальные консультации

Вовлечение родителей в процесс взаимодействия семьи и ДОО.

В течение года

10.

Долгосрочный проект «Мир слов глазами детей»

Продукт – «Альбом словотворчества»

В течение года

11.

Краткосрочный проект «Книжкины друзья»

Продукт – развлечение «Литературная деятельность»

Развитие интереса детей и родителей к литературной деятельности в рамках «Года литературы в России»

Март – апрель

12.

Конкурсы чтецов к Дню матери, Дню победы

ноябрь, май

13.

«Итоги года»

Консультации, общее родительское собрание

Апрель, май

14.

«Лето – плодотворная пора для развития речи»

Консультации на сайте

Привлечение родителей к совместной игровой деятельности по развитию речи

май

  1. Литература.

1.Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями./ М.Г.Агавелян.-М., 2009 г.

2.Башлакова-Ласминская, Л.Н. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. / Л.Н.Башлакова-Ласминская.-М., 2001 г.

3.Давыдова, О.И., Богославец, Л.Г., Майер, А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер.-М., 2005 г.

4.Евдокимова, Е.С., Додокина, Н.В., Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. / Е.С.Евдокимова, Н.В.Додокина, Е.А.Кудрявцева.-М., 2007 г.

5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. – М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социального партнерства с родителями

Программа социального партнерства с родителями, законными представителями....

Программа социального партнерства с родителями.

Планирование работы с родителями....

Программа социального партнерства с родителями (законными представителями)

Программа социального партнерства с родителями (законными представителями) группа "Колобок" (дети 1,5 - 3 года) на 2016-2017 уч.год....

программа социального партнерства с родителями

программа социального партнерства с родителями...

Программа социального партнерства с родителями в ДОУ для подготовительной группы

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между ДОУ и родителями....

Программа социального партнерства с родителями(законными представителями воспитанников ) на 2017-2020 года

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.Одним из основных моментов является внедрен...

Программа социального партнерства с родителями

Программа работы по партнерскому взаимодействию с родителями воспитанников(законными представителями) тема «Формирование патриотических чувств у детей через знакомство с культурой...