Семинар практикум «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
методическая разработка на тему

Ретюнских Татьяна Евгеньевна

Семинар по работе с воспитателями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Семинар241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18»

Семинар практикум

«Метод проектов в ДОУ как

инновационная педагогическая

технология»

Автор: Ретюнских Татьяна Евгеньевна

г.Ковров 2015г.

Цель:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов;
  • обучение педагогов проектной деятельности;
  • внедрение в педагогический процесс технологии проекта;
  • развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.

План

Занятие №1            Теоретическое

  1. «Метод проектов как средство развития личности ребенка»
  2. Структура, этапы работы над проектом
  3. Этапы освоения детьми проектной деятельности.
  4. Содержание и классификация проектов.

Занятие №2              Практическое

«Обучение технологии проектирования»

Занятие № I Теоретическое

«Теоретические основы проектной деятельности»

Часть 1  «Метод проектов как средство развития личности ребенка»

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов.

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет в младшем дошкольном возрасте решить следующие задачи:

Задачи развития (общие)

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
  2. Развитие познавательных способностей.
  3. Развитие творческого воображения.
  4. Развитие творческого мышления.
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Младший дошкольный возраст

I.               Задачи исследовательской деятельности:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

II.                                                        Задачи обучения:

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления;
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

III.                   Совершенствование психических процессов:

  • формирование эмоциональной заинтересованности;
  • знакомство с предметами и действиями с ними;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие.

IV.                Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • осознание поставленной цели;
  • овладение различными способами решения поставленных задач;
  • способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  • поиск различных средств достижения цели.

V.                           Линии развития личности.

  1. Физическое развитие:
  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
  1. Социальное развитие:
  • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
  1. Познавательное развитие:
  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
  1. Эстетическое развитие:
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

В старшем дошкольном возрасте:

Старший дошкольный возраст.

I.   Задачи исследовательской деятельности:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Задачи обучения:

  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  • развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  • формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

II.                      Формирование предпосылок учебной деятельности:

  • произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  • потребности в создании собственной картины мира;
  • навыков коммуникативного общения.

III.                Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • выявить проблему;
  • самостоятельно искать нужное решение;
  • выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  • самостоятельно анализировать полученные результаты.

IV.                                   Линии развития личности.

  1. Социальное развитие:
  • развитие самопознания и положительной самооценки;
  • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
  1. Физическое развитие:
  • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
  1. Познавательное развитие:
  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
  1. Эстетическое развитие:
  • углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
  • овладение различными видами художественной деятельности;
  • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

Часть 2 Структура, этапы работы над проектом

Структура любого проекта обязательно включает:

  • насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.); 
  • активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность); 
  • ежедневные рефлексии;
  • обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях); 
  • презентация с показом того, что научились делать дети.

Работа над проектом проходит несколько этапов:

Основные этапы работы над проектом

I этап Подготовительный

Цель: выявление противоречий и формулирование проблемы.

II этап. Целеполагание.

Цель: определение цели проекта наиболее актуальной и посильной для ребенка, создание интереса для него, ярких положительных эмоций, мотивирование детской деятельности.

III этап. Разработка проекта

Цель: разработка плана деятельности по достижению цели, стимулирование умственной активности детей.

IV этап. Выполнение проекта

Цель: реализация проекта, оказание помощи детям в решении индивидуальных задач развития.

V этап. Подведение итогов.

Цель: итоговая оценка результатов проекта, обеспечение рефлексии, показ роста каждого ребенка.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Пример

(проект «Родословная куклы»

1

Подготовительный

Формулирует проблему

Вхождение в проблему.

В группу приходит письмо. Воспитатель знакомит детей с его содержанием: «Помогите нам, куклам, узнать о своих прадедушках и прабабушках»

2

Целеполагание:

 Ставит цель. При постановке цели определяется и продукт проекта.
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
Формулирует задачи (нежёстко).

Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задачи.
Дополнение задач проекта.

Познакомиться с техникой изготовления кукол, узнать условия труда мастеров-кукольников.

3

Разработка проекта

 Помогает в решении задачи.
Помогает спланировать деятельность
Организует деятельность.

 Объединение детей в рабочие группы.
Распределение амплуа.

Дети вместе с воспитателем размышляют о том, как помочь куклам, составляют план.

4

Выполнение проекта

Практическая помощь (по необходимости).
Направляет и контролирует осуществление проекта.

Формирование специфических знаний, умений навыков.

Дети расспрашивают взрослых в детском саду и семье, заглядывают в книжки. Вместе с воспитателем они посещают библиотеку, где находят необходимую информацию. Ищут в Интернете (с помощью взрослых).

Можно делать зарисовки, записи (с помощью взрослых) в альбомах; собирать фотографии и иллюстрации; изготовить кукол своими руками. Поисковая работа завершается беседой воспитателя с детьми. Затем проводится родительское собрание по теме «Совместная деятельность родителей, детей и детского сада в реализации проекта «Родословная куклы».

После собрания активизируется работа взрослых и детей по изготовлению различных кукол, оформлению альбомов по истории.

Музыкальный руководитель знакомит детей с произведениями П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Организуется экскурсия в краеведческий музей.

Затем проводится занятие «Составление ленты времени». Каждый ребенок изображает на листе бумаги куклу, о которой знает больше, чем о других. Затем с помощью воспитателя составляется лента времени изображенных кукол.

5

Подведение итогов

Подготовка к презентации.
Презентация.

Продукт деятельности готовят к презентации.
Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Итог всей работы отражает инсценировка силами ребят и взрослых «Родословная куклы».

Часть 3 Этапы освоения детьми проектной деятельности.

Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации. В современной практике выделяется несколько этапов освоения проектной деятельности, которые необходимо учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.

Первый этап – 3,5-5 лет.

Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне.

Активная роль принадлежит взрослому.

Особенности проектной деятельности. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым).

Важно поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему.

Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе.

Этап проектной деятельности

Действия

Подготовительный

Интригующее начало, отвечающее потребностям детей.

Обозначение взрослым проблемы.

Целеполагания

Определение взрослым цели проекта, его мотивации

Планирования

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

Выполнение проекта

Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных, несложных поручений

Презентационный

Представление продукта проектной деятельности

Рефлексивный

Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

Проектировочный

-

Второй этап – 5-6 лет.

Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей.

Особенности проектной деятельности. Накапливается определенный социальный опыт:

  • опыт общения со сверстниками, совместных переживаний;
  • опыт разнообразной совместной деятельности;
  • развитие самостоятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками;
  • развитие самоконтроля и самооценки.

Развитие проектной деятельности:

  • принимают проблему, уточняют цель;
  • самостоятельно находят проблему;
  • способны выбрать средства для достижения результата.

Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе..

Этап проектной деятельности

Действия

Подготовительный

Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон.

Целеполагания

Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности.

Прогнозирование результата.

Планирования

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

Выполнение проекта

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

Презентационный

Представление продукта проектной деятельности.

Рефлексивный

Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

Проектировочный

Совместно с детьми определение перспектив проектирования.

Третий этап – 6-7 лет.

Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

Особенности проектной деятельности. Высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности ребенка.

Алгоритм действий взрослых и детей на третьем этапе.

Этап проектной деятельности

Действия

Подготовительный

Выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

Целеполагания

Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

Планирования

Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.

Выполнение проекта

Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.

Презентационный

Представление продукта проектной деятельности.

Рефлексивный

Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

Проектировочный

Определение перспективы развития проектирования.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед сверстниками и взрослыми. Ребенок знакомится с различными точками зрения участников совместной деятельности, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. В пространстве групповой комнаты воспитатели сосредоточивают документы на различных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира.

В ДОУ можно оборудовать и детскую медиатеку, включающую абонемент и читальный зал для дошкольников, аудио- и видеоцентры. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые справочники, доступные для их понимания энциклопедии. Воспитатели заботятся о том, чтобы воспитанники могли воспользоваться видеомагнитофоном и посмотреть художественные, учебные фильмы и мультфильмы, получить навыки работы с компьютером, освоить электронные развивающие игры.

Если информационного поля ДОУ оказывается недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской районной (городской) библиотеке, музеях и других культурных центрах.

Контроль со стороны взрослых (внешний) уступает место оценке результатов работы. Дети постоянно информированы о промежуточных результатах, совместно с воспитателем или самостоятельно корректируют и регулируют выполнение работы, проекта в целом.

Частным, конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликации, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, урожай овощей.

Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.  

Часть 4 Содержание и классификация проектов

Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Сам ребенок является частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом миров. Некоторые из них отчетливо видны (природа, рукотворный мир); другие (психическая жизнь) проявляются в действиях и поступках, через которые становятся зримыми и чувственно воспринимаемыми.

Д.И.Фельдштейн пишет: «Осваивая в процессе деятельности окружающий мир, его предметы и отношения, исторически выработанные способы обращения с природой и нормы человеческих взаимоотношений, ребенок поэтапно, в зависимости от уровня своего возрастного развития, овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Это и обеспечивает возможность воспроизведения ребенком общественных способностей. Именно здесь происходит его социализация».

.Условно можно выделить четыре группы проблем: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», ребенок и рукотворный мир», ребенок, общество и его культурные ценности».

Типы проектов отличаются разнообразием. В.Килпатрик, например, называет четыре вида: созидательный (производительный), потребительский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект-упражнение.

Еще в начале XX в. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных  проектов:

  • «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнь.;
  • «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  • «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовление школьного завтрака, устройство клумб.

К концу XX в. получили развитие новые виды проектов. Е.Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, можно выделить следующие типы проектов, актуальных для дошкольного образования:

Тип проекта

Особенности

Примерная тематика

По доминирующему методу

Исследовательские

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.

 Они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

  • «Что мы знаем о воде?».
  • «Дыхание и здоровье»
  • «Питание и здоровье»
  • «Дерево группы»
  • «Почему дети болеют?»
  • «День и ночь»
  • «Как растет горох?»

Ролево-игровые

(приключенческие)

Используются элементы творческих игра, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

  • «Вирус Фантазус в детском саду»

Информационно-практико-ориентированные.

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

 Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Он требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

  • Благоустройство группы
  • Оформление и уход за клумбой

Творческие

Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера).

  • Спектакль для малышей
  • Вернисаж «Красивое своими руками»
  • Концерт для мам

по характеру содержания:

  • ребенок и его семья;
  • ребенок и природа;
  • ребенок и рукотворный мир;
  • ребенок;
  • общество и его культурные ценности.

по преобладающему мотиву

  • выражение субъектного отношения;
  • доставление радости;
  • оказание помощи,
  • совместное творчество или деятельность.

по доминирующему виду творчества

  • игровое;
  • изобразительное;
  • конструктивное;
  • художественно-речевое;
  • художественно-оформительское,
  • театральное,
  • музыкальное

по форме представления результата

  • панно,
  • конструкция,
  • спектакль,
  • декорация,
  • мультфильм,
  •  концерт,
  • праздник,
  • презентация.

По характеру участия ребенка в проекте

  • заказчик;
  • эксперт;
  • исполнитель;
  • участник от зарождения идеи до получения результата

По характеру контактов

Внутри одной возрастной группы

Наиболее распространено проектирование.

  • «Сказки о любви»
  • «Познай себя»
  • «Уральские самоцветы»
  • «Подводный мир»

В контакте с другой возрастной группой

Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально-одобряемого взрослыми поведения.

  • «Математические коллажи»
  • «Мир животных и птиц»
  • «Времена года»

Внутри ДОУ

Более трудны в организации. Требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку необходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.

  • «Мир театра»
  • «Здравствуй, Пушкин!»
  • «Эхо столетий»
  • «Книжкина неделя»

В контакте с семьей

Наиболее сложны. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

В контакте с учреждениями культуры

В контакте с общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников

Индивидуальный

Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

  • «Я и моя семья»
  • «Генеалогическое древо»
  • «Секреты бабушкиного сундука»

Парный

Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой

Осуществляется группой участников (от3 до 10-12 человек).

Фронтальный (коллективный)

Выполняется всем коллективом.

По продолжительности

Краткосрочный

Одно или несколько занятий: 1-2 недели – месяц.

 Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности.

Средней продолжительности

2-4 месяца

Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки).

Долгосрочный

Учебный год.

 Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время.

Литература

  1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ М.,2006.

  1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду М., 2008.

  1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике М., 2010.

Занятие № II Практическое

«Обучение технологии проектирования»

Часть 1  

Воспитателям предлагается разбиться на следующие микрогруппы:

  1. Воспитатели 1 мл.группы и 2 мл.группы
  2. Воспитатели средних групп.
  3. Воспитатели старшей и подготовительной к школе групп.

Участникам предлагается определить темы будущих проектов в рамках тематического пространства «Осень, осень, в гости просим».

Тематика заявленных проектов микрогрупп:

  • Микрогруппа № 1 Проект «Осенний листопад»
  • Микрогруппа № 2 Проект «Сказки осеннего леса»
  • Микрогруппа № 3 Проект «Золотая книга осени»

Часть 2  Методический материал для работы воспитателей.

Задачи

Младший возраст

Старший возраст

Общие задачи развития

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
  2. Развитие познавательных способностей.
  3. Развитие творческого воображения.
  4. Развитие творческого мышления.
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности

  1. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
  2. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
  3. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
  1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  3. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
  4. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Задачи обучения

  1. Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности.
  2. Приобщать детей к процессу познания.
  3. Формировать различные представления.
  4. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты.
  5. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
  1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
  2. Развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование.
  3. Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности.
  4. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Совершенствование психических процессов

  1. Формирование эмоциональной заинтересованности;.
  2. Знакомство с предметами и действиями с ними.
  3. Развитие мышления и воображения.
  4. Речевое развитие.
  1. Произвольности в поведении и продуктивной деятельности.
  2. Потребности в создании собственной картины мира.
  3. Навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений

  1. Осознание поставленной цели.
  2. Овладение различными способами решения поставленных задач.
  3. Способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте.
  4. Поиск различных средств достижения цели.
  1. Выявить проблему.
  2. Самостоятельно искать нужное решение.
  3. Выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать.
  4. Самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности

физическое

  1. Стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств.
  2. Формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»).
  1. Развитие осознанного отношения к своему здоровью.
  2. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
  3. Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

социальное

  1. Формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

  1. Развитие самопознания и положительной самооценки.
  2. Овладение способами внеситуативно-личностного общения.
  3. Высокий уровень коммуникативной компетентности.
  4. Осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»).

познавательное

  1. Обогащение и расширение представлений об окружающем мире.
  2. Расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире.
  3. Сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

  1. Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей.
  2. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

эстетическое

  1. Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам.
  2. Овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
  1. Углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов.
  2. Овладение различными видами художественной деятельности.
  3. Развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

Модель информационной карты проекта

Информационная карта проекта

ДОУ № ________________

г.____________________         __________________________________области

  1. Полное название проекта:_______________________________________

_____________________________________________________________

  1. Автор проекта (Ф.И.О.)_________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Руководитель проекта (Ф.И.О.)__________________________________

_____________________________________________________________

  1. Кадры:_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Район, город, представивший проект:_____________________________
  2. Адрес организации:____________________________________________
  3. Телефон:___________________________________________________
  4. Вид, тип проекта:______________________________________________

____________________________________________________________

  1. Цель, направление деятельности проекта:__________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Краткое содержание проекта:____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Место проведения:_____________________________________________
  2. Сроки проведения:_____________________________________________
  3. Количество участников проекта (взрослые и дети):__________________

_____________________________________________________________

  1. Возраст детей:_________________________________________________
  2. Форма проведения:_____________________________________________
  3. Ожидаемые результаты (продукт проекта):________________________

_____________________________________________________________

Этапы разработки и проведения проекта:

  1. поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  2. вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);
  3. наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
  4. обсудить план с семьями;
  5. обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск);
  6. нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;
  7. собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми);
  8. провести занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта;
  9. дать домашние задания родителям и детям;
  10. перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей;
  11. организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН); составляем книгу, альбом и т.п.;
  12. подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.

Особенности работы с детьми в условиях проекта:

  1. Глубоко изучить тематику проекта.
  2. При составлении совместного  плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.п.

Методические рекомендации по подготовке к презентации проекта.

  1. Кратко, достаточно полно и лаконично (10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта.
  2. Продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения.
  3. Проанализировать ход поиска решения, аргументацию выбора методов реализации проекта.
  4. Продемонстрировать найденное решение.
  5. Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом.
  6. Провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня поставленной проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.
  7. Речь должна быть четкой, эмоциональной, органично сопровождаться демонстрацией наглядного материала.

Схема осуществления проекта через разнообразные виды деятельности

Виды детской деятельности

Мероприятия

Игровая деятельность

Коммуникативная

Трудовая

Познавательно-исследовательская

Продуктивная

Музыкально-художественная

Чтение

Режимные моменты

Самостоятельную деятельность детей

Взаимодействие с семьей

I этап Подготовительный

Цель: выявление противоречий и формулирование проблемы.

II этап. Целеполагание.

Цель: определение цели проекта наиболее актуальной и посильной для ребенка, создание интереса для него, ярких положительных эмоций, мотивирование детской деятельности.

III этап. Разработка проекта

Цель: разработка плана деятельности по достижению цели, стимулирование умственной активности детей.

IV этап. Выполнение проекта

Цель: реализация проекта, оказание помощи детям в решении индивидуальных задач развития.

V этап. Подведение итогов.

Цель: итоговая оценка результатов проекта, обеспечение рефлексии, показ роста каждого ребенка.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Подготовительный

Формулирует проблему

Вхождение в проблему.

2

Целеполагание:

 Ставит цель. При постановке цели определяется и продукт проекта.
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
Формулирует задачи (нежёстко).

Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задачи.
Дополнение задач проекта.

3

Разработка проекта

 Помогает в решении задачи.
Помогает спланировать деятельность
Организует деятельность.

 Объединение детей в рабочие группы.
Распределение амплуа.

4

Выполнение проекта

Практическая помощь (по необходимости).
Направляет и контролирует осуществление проекта.

Формирование специфических знаний, умений навыков.

5

Подведение итогов

Подготовка к презентации.
Презентация.

Продукт деятельности готовят к презентации.
Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Первый этап – 3,5-5 лет.

Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне.

Активная роль принадлежит взрослому.

Особенности проектной деятельности. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым).

Важно поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему.

Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе.

Этап проектной деятельности

Действия

Подготовительный

Интригующее начало, отвечающее потребностям детей.

Обозначение взрослым проблемы.

Целеполагания

Определение взрослым цели проекта, его мотивации

Планирования

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

Выполнение проекта

Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных, несложных поручений

Презентационный

Представление продукта проектной деятельности

Рефлексивный

Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

Проектировочный

-

Второй этап – 5-6 лет.

Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей.

Особенности проектной деятельности. Накапливается определенный социальный опыт:

  • опыт общения со сверстниками, совместных переживаний;
  • опыт разнообразной совместной деятельности;
  • развитие самостоятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками;
  • развитие самоконтроля и самооценки.

Развитие проектной деятельности:

  • принимают проблему, уточняют цель;
  • самостоятельно находят проблему;
  • способны выбрать средства для достижения результата.

Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе..

Этап проектной деятельности

Действия

Подготовительный

Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон.

Целеполагания

Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности.

Прогнозирование результата.

Планирования

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

Выполнение проекта

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

Презентационный

Представление продукта проектной деятельности.

Рефлексивный

Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

Проектировочный

Совместно с детьми определение перспектив проектирования.

Третий этап – 6-7 лет.

Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

Особенности проектной деятельности. Высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности ребенка.

Алгоритм действий взрослых и детей на третьем этапе.

Этап проектной деятельности

Действия

Подготовительный

Выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

Целеполагания

Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

Планирования

Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.

Выполнение проекта

Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.

Презентационный

Представление продукта проектной деятельности.

Рефлексивный

Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

Проектировочный

Определение перспективы развития проектирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной д...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Статья на тему использования метода проектов в детском саду...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и ...

Проект НОД с использованием инновационных педагогических технологий

Практико-значимая работана тему:«Проект НОД  с использованием инновационных педагогических технологий»...

Семинар для педагогов ДОУ «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»

Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребено...

Семинар-практикум "Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы"

Семинар-практикум "Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы" - технология Л. Свирской...