Семинар для педагогов ДОУ «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
методическая разработка ( группа) на тему

Мерзлякова Наталья Владимировна

Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»

Детский сад «Солнышко»

«Метод проектов в ДОУ

как инновационная педагогическая технология»

   Семинар

Подготовила и провела

воспитатель старшей группы:

Мерзлякова Наталья Владимировна

с. Ынырга

2016г.

Цель семинара:

•        повышение профессиональной компетентности педагогов;

•        обучение педагогов проектной деятельности;

•        внедрение в педагогический процесс технологии проекта;

•        развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.

В условиях Федерального государственного образовательного  стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.

Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта.

Зачем нужны проекты?

  • Дают возможность  активизировать самостоятельную и познавательную  деятельность детей.
  • Помогают осваивать детьми окружающую действительность.
  • Способствуют развитию творческих способностей.
  • Способствуют умению наблюдать, слушать.
  • Способствуют развитию навыков обобщать и   анализировать.
  • Способствуют развитию мышления, внимания,  воображения.
  • Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон.
  • Развивают, память, речь дошкольников

При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск (информации) - Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов (в пер. с греч. – путь исследования) – это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста использую технологию проектной деятельности.

Организация метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Особая педагогическая значимость проектного метода в том, что:

  • Он, является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
  • Это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
  •  Проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы;

Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей, мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.

К организации проектной деятельности предъявляются следующие требования:

  • Значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для ее решения;
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • Самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени;
  • Использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий.

 В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

•        исследовательно-творческие

•        ролево-игровые

•        информационно-практико-ориентированные

•        творческие. (Рассмотрим таблицу)

В своей работе основной акцент делаю на информационно-практико-ориентированный тип, где доминирующей является исследовательская деятельность с целью информационного поиска.

В работе над проектом дети под руководством воспитателей и с помощью родителей учатся находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках. Эту информацию дети используют для изготовления игр, пособий, плакатов, журналов, красочных альбомов.

Структура любого проекта обязательно включает:

  • насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
  • активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
  • ежедневные рефлексии;
  • обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях);
  • презентация с показом того, что научились делать дети.

Работа над проектом проходит несколько этапов:

Основные этапы работы над проектом

I этап Подготовительный

Цель: выявление противоречий и формулирование проблемы.

II этап. Целеполагание.

Цель: определение цели проекта наиболее актуальной и посильной для ребенка, создание интереса для него, ярких положительных эмоций, мотивирование детской деятельности.

III этап. Разработка проекта

Цель: разработка плана деятельности по достижению цели, стимулирование умственной активности детей.

IV этап. Выполнение проекта

Цель: реализация проекта, оказание помощи детям в решении индивидуальных задач развития.

V этап. Подведение итогов.

Цель: итоговая оценка результатов проекта, обеспечение рефлексии, показ роста каждого ребенка.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Подготовительный

Формулирует проблему

Вхождение в проблему.

2

Целеполагание:

 Ставит цель. При постановке цели определяется и продукт проекта.
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
Формулирует задачи (нежёстко).

Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задачи.
Дополнение задач проекта.

3

Разработка проекта

 Помогает в решении задачи.
Помогает спланировать деятельность.
Организует деятельность.

 Объединение детей в рабочие группы.
Распределение амплуа.

4

Выполнение проекта

Практическая помощь (по необходимости).
Направляет и контролирует осуществление проекта.

Формирование специфических знаний, умений навыков.

5

Подведение итогов

Подготовка к презентации.
Презентация.

Продукт деятельности готовят к презентации.
Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Структура проекта обязательно включает:

  • насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
  • активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
  • ежедневные рефлексии;
  • обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях);
  • презентация с показом того, что научились делать дети.

Формы презентации:

  • Газета
  • Спектакль, концерт
  • Реклама, буклет, рассказ
  • Занятие
  • Выставка, конкурс
  • Праздник.

Итак:

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. , если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - то конкретный результат, готовый к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.

4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).

5.Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).

Советы педагогам по работе над проектом:

  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила и провела воспитатель: Мерзлякова Наталья Владимировна с. Ынырга 2016г. МОУ « Ыныргинская СОШ» Детский сад «Солнышко» Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Семинар

Слайд 2

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов; обучение педагогов проектной деятельности; внедрение в педагогический процесс технологии проекта; развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.

Слайд 3

Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» В. Кильпатрик

Слайд 4

Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей. Помогают осваивать детьми окружающую действительность. Способствуют развитию творческих способностей. Способствуют умению наблюдать, слушать. Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать. Способствуют развитию мышления, внимания, воображения. Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон. Развивают, память, речь дошкольников. Зачем нужны проекты?

Слайд 5

Проект- это «пять П»:

Слайд 6

Метод проектов (в пер. с греч. – путь исследования) – это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей. Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. « Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Слайд 7

• Он, является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка; • Это метод, идущий от детских потребностей и интересов; • Проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы; З начимость проектного метода

Слайд 8

• Значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для ее решения; • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; • Самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени; • Использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий. Требования

Слайд 9

Типы проекта Содержание Возраст детей Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности. Старшая группа Ролево-игровой Использование элементов творческих игр. Младшая группа Информационно-практическо-ориентированный Сбор информации, её реализация посредством социальных интересов (дизайн группы). Средняя группа Творческий Результат работы- детский праздник, дизайн и т.д. Младшая группа Виды проектов в ДОУ

Слайд 10

По целевой установке (доминирующей деятельности) По предметно – содержательной области По характеру координации По количеству участников По продолжительности Исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, актуальности, социальной значимости, соответствующих методов, в т.ч. экспериментальных, опытных работ, обработки результата. Т ворческие результат должен быть оформлен четко (сценарий творческого отчета; выпуск газеты, альбома, журнал «путешествий»; видеофильм, развлечение и др.). Ролево – игровые Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные или выдуманные герои) и решают по-своему поставленные проблемы. Результат: ролевая игра. Информационно-практико- ориентированные - как и исследовательские требуют хорошо п родуманной структуры. Результат : проект игрового центра, проект дизайна группы, памятка, словарь,и т.д.). Монопроекты ( в рамках одного предмета) творческие естественно-научные экологические спортивные географические исторические Межпредметные (в рамках нескольких предметов, например по тематическому плану работы ДОУ) С открытой координацией ( координатор руководитель проекта направляет и координирует работу участников: организовывает этапы, договаривается о встрече, и т.д.) со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя, он участник проекта) Личностные Парные Групповые Межгруппо -вые Краткосрочные (для решения небольшой проблемы,1занятие, 1неделя ) Средней продолжительности (от недели до месяца) Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Слайд 11

 насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);  активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность );  ежедневные рефлексии;  обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях);  презентация с показом того, что научились делать дети. Структура

Слайд 12

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап целеполагание Формулирует проблему (цель). При её постановке определяется и продукт проекта. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию Подводит детей к формулировке задачи. 1.Вхождение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. Дополнение задач. 2 этап Разработка проекта 1.Помогает объединиться детям для решения задач (шагов), выбрать ответственных. 2. Помогает спланировать деятельность. 3. Организует деятельность. 1. Объединение в микрогруппы по желанию. 2. Распределение амплуа. 3. Участие в работе одной из групп. 3 этап Выполнение проекта 1.Практическая помощь при необходимости. 2.Направляет и контролирует осуществление проекта. 3. Проводит «круглые столы» с обсуждением результатов деятельности. 1.Формирование специфических знаний, умений, навыков. 2.Обсуждают результаты деятельности, вносят коррективы. 4 этап Подведение итогов, презентация . Подведение итогов. Подготовка к презентации. Руководит презентацией. Обсуждают и отмечают успехи и неудачи. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют продукт деятельности. Деятельность педагога и детей в работе над проектом

Слайд 13

насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.); активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность ); ежедневные рефлексии; обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях); презентация с показом того, что научились делать дети. Структура проекта обязательно включает:

Слайд 14

Формы презентации праздник выставка конкурс занятие реклама рассказ буклет спектакль концерт газета

Слайд 15

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. , если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - то конкретный результат, готовый к внедрению. Итак:

Слайд 16

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей. Основные требования к использованию метода проектов:

Слайд 17

4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов). 5.Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).

Слайд 18

Советы педагогам по работе над проектом Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. Развивать творческое воображение и фантазию детей. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект деятельность как инновационная педагогическая технология ( Консультация для педагогов)

Консультация для педагогов по развитию проектной деятельности в детском саду...

ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ( «Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений» )

ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ( «Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений» )...

Практико-значимый проект с использованием инновационных педагогических технологий на тему: «Наши пальчики - Помогайчики»

laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»                                 ...

Программа проведения педсовета «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством внедрения в образовательную деятельность инновационных педагогических технологий»

Быстро меняющийся рынок труда ведет к изменению запросов общества к образовательной организации, что влечет за собой изменение требований к педагогам. Педагог является одним из важнейших источников пе...

Консультация для педагогов по теме: "Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ"

В данной консультации можно познакомиться с технологией музейной педагогики....