Пальчиковые игры
материал на тему

Суханова Татьяна Борисовна

Картотека пальчиковых игр для психопрофилактической работы с детьми в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

Январь

Бабушка-погодушка (c 4 лет)

Январь метет-метет (сжать кисти в кулачки и покрутить ими один вокруг другого)

И нам в корзинке принесла (пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (корзинка))

Из елок хоровод

Они во всей красе стоят –

Собою радуют ребят.( Обе руки расположить перед собой ладошками к себе(это елки), покрутить ладошками, то отворачивая их от себя, то поворачивая к себе.)

Февраль

Бабушка-погодушка

Февраль метет-метет (Сжать кисти рук в кулачки и покрутить ими один вокруг другого)

И нам в корзинке принесла (пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (корзинка))

Поземок хоровод.

Завертится, закружится

В клубок снежинок кружевце (покрутить прямыми ладошками одна вокруг другой на уровне груди.

Март

Бабушка –погодушка

К нам в март с теплом идет ( руки расположить перед собой ладонями от себя)

И нам в корзинке принесла (пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (корзинка))

Сосулек хоровод.(руки поставить перед собой, кисти рук опустить вниз, пальцы развести (это сосульки))

И друг за другом чередой

Они растают по одной. (поочередно сгибаем по одному пальчику (сосульки тают).

Апрель

Бабушка-погодушка

В апрель с теплом идет (руки следует расположить перед собой ладонями от себя, пальцы развести как лучики)

И нам в корзинке принесла (пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (корзинка))

Ручьистый хоровод.

Едва сугробы пропадут, как ручейки все убегут (Сложить ладошки вместе и совершать ими волнообразные движения)

Май

Бабушка –погодушка

К нам в май с теплом идет (руки расположить перед собой ладонями от себя, пальцы развести как лучики)

Она в корзинке принесла

Нам птичий хоровод (пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (корзинка))

Они домой спешат скорей,

Чтоб свить гнездо свое быстрей (расположить руки перед собой (ладонями к себе), при этом большие пальцы нужно переплести (это птица), помашите пальцами-крыльями.)

Июнь

Бабушка-погодушка

В июне жжет и жжет, (руки следует расположить перед собой ладонями от себя, пальчики развести как лучики)

И нам в корзинке принесла (пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (корзинка))

Цветочный хоровод .

Набрали мы цветов букет-

Подарка маме лучше нет. (кисти рук соединить так, чтобы они соприкасались лишь запястьями, а сами ладошки были разведены(это цветок).

Июль

Бабушка-погодушка

В июле жжет и жжет (руки расположить перед собой ладонями от себя, пальцы развести как лучики)

И нам в корзинке принесла (пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (корзинка))

Из радуг хоровод

Мы радугами любовались

Как они в речке отражались (ладошки соединить в горизонтальной плоскости так, чтобы они соприкасались только кончиками пальчиков, и чуть округлить, как покатый мостик (это радуга))

Август

Бабушка-погодушка

Весь август жжет и жжет (руки расположить перед собой ладонями от себя, пальцы развести как лучики)

И нам в корзинке принесла (пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (корзинка))

Из яблок хоровод

Как много яблок было спелых…

Глядь, а корзинка опустела! (руки сжать в кулачки и покрутить, переворачивая их сверху вниз)

Сентябрь

Бабушка-погодушка

Сентябрь весь льет и льет ( по очереди постучать пальчиками по столу или по коленям (так капает дождик))

И нам в корзинке принесла (пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (корзинка))

Грибочков хоровод.

Грибы чуть только подрастут,

Как грибники их соберут. (одной прямой горизонтальной ладошкой прикасаемся к кончикам пальцев второй прямой вертикальной ладошки (это гриб))

Октябрь

Бабушка-погодушка

Октябрь весь льет и льет (по очереди постучать пальчиками по столу или по коленям (так капает дождик))

И нам в корзинке принесла (пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (корзинка))

Из листьев хоровод.

Повсюду листики кружат –

Льет золотистый листопад. (показать ладошки (это листики) и покружить ими в воздухе)

Ноябрь

Бабушка-погодушка

Ноябрь весь льет и льет (по очереди постучать пальчиками по столу или по коленям (так капает дождик))

И нам в корзинке принесла (пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (корзинка))

Дождинок хоровод.

Чтоб мы не застучали –

Дождинки застучали.(постучать указательным пальцем одной руки по раскрытой прямой ладошке другой руки (это капли дождя)

Декабрь

Бабушка –погодушка

Декабрь метет-метет (сжать кулачки и покрутить ими один вокруг другого)

И нам в корзинке принесла (пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (корзинка))

Снежинок хоровод –

Как потанцуют, накружатся, (расположить руки перед собой (ладони от себя), при этом большие пальцы переплетены (это снежинка))

То на перинку спать ложатся (ладошки сложить вместе и приложить к щеке).

Компот (с 3 лет)

Левую ладошку держим «ковшичком», указательным пальцем правой руки «мешаем».

Будем мы варить компот

Ягод нужно много –вот ( загибаем пальчики)

И черника, и клубника

И лесная земляника

Отожмем малины сок (сжимаем руки в кулачки и разжимаем)

Виноград положим в рот (пальцы колечком)

Варим, варим мы компот (размешиваем)

Угостим честной народ. (вытягиваем руки перед собой ладонями вверх).

Дом (с 3 лет)

Вот стоит огромный дом (руки над головой)

Проживает мишка в нем

А вот домик маленький (руки «домиком» у груди)

И живет там заинька

Олененок (с 3 лет)

У олененка есть рога

Но коротки они пока (приложить выпрямленные указательные пальцы к голове как рожки)

Он подрастет немножко

А с ним и его рожки (выпрямите ладошки, разведите пальчики и приложите к голове как оленьи рога)

Травинки (с 4 лет)

У дорожки травинки росли (руки держим перед собой на уровне груди, пальчики разведены и смотрят вверх, ладошки повернуты от себя)

Но по ним чьи -то ножки прошли

Немного помялись травинки (пальчики обеих рук складываем в кулачки)

Но расправили тонкие спинки (пальчики выпрямляем)

Полоски ( с 4 лет)

Тигры полосаты

Зебры полосаты

Но по ним дорожку

Не перейти ребятам (дети разбиваются на пары, один ребенок ребром одной, а затем второй руки чертит на ручках, ножках, спинке другого ребенка полоски. Заодно это будет и приятным массажем).

Мы сажали (с 3 лет)

Мы горошины сажали («сажаем» пальчиками горошины)

И все лето поливали («поливаем»)

Вот созрел стручок гороха –

в нем лежит горошин много.(сложить ладошки вместе, а потом раскрыть их)

С кем дружит цветок ( с 4 лет)

Руки сложить «цветочком»: соприкасаются между собой лишь запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.

Цветочек дружит с бабочкой (большие пальцы переплести в замок (ладошки от себя) – помашите пальчиками, как крыльями.)

Цветочек дружит с пчелами,(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга (остальные пальчики сложены в кулачки))

Цветочек дружит с солнышком,(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)

С дождинками веселыми.(постучите указательным пальчиком одной руки по раскрытой ладони другой (это капли дождя.))

С кем дружит речка. (с 4 лет)

Речка дружит с рыбками (сложить ладошки вместе и плавно поводить ими из стороны в сторону (плывет рыбка))

С лодочками зыбкими (сложить ладошки лодочкой)

С бережками, мостиком (поставить ладошки параллельно друг другу, а затем соедините кончиками пальцев и слегка округлите – это мостик)

Чтоб вы ходили в гости к нам (походить указательным и средним пальчиками (остальные прижаты к ладони) по столу или по коленям).

С кем дружат деревья (с 4 лет)

Дерево дружит с солнцем и ветром,(согнутые в локтях руки надо расположить вертикально пальчиками вверх ладошками к себе)

С дождиком дружит и с птицей на ветках,

Солнце деревья вверх поднимает, (руки поднимаем вверх)

Ветер, летая, деревья качает, (качаем руками из стороны в сторону)

Дождь для корней водичку дает,(ладошки повернуть пальчиками вниз – это корни)

В ветках зеленых птица поет.(развернуть руки ладонями к себе, большие пальцы сцепить в замок, остальными помахать как крыльями)

Щелк-Щелк.( с 5 лет)

Запястья рук соединить, а ладони и пальцы раскрыть как тюльпан

В моем замке пять дверей –

Я закрою их скорей,

Чтоб не смог пробраться волк:

Дверку первую закрою на замок – щелк, (по очереди соединять подушечки пальцев начиная с мизинцев.)

И вторую я закрою на замок – щелк,

Третью дверцу я закрою на замок- щелк

И четвертую закрою на замок – щелк

Дверку пятую закрою на замок – щелк.

Вот в карете из-за леса

К нам приехала принцесса

Я сейчас открою ей

В этом замке пять дверей.

Пятой дверки открываю я замок – щелк-щелк, (развести пальцы обратно, начиная с больших пальцев)

И четвертой открываю я замок – щелк-щелк

Третьей дверки открываю я замок  -  щелк-щелк

Второй дверки открываю я замок-щелк-щелк

Первой дверки открываю я замок – щелк-щелк.

Га-га-га, да-да-да ( с 4 лет)

Предплечье руки расположено вертикально, а кисть горизонтально

Гуси важно, с шеей длинной, (погладьте руку от запястья до локтя)

Всей семьей шагают чинно:

«га-га-га» - это гусь- папа,

«га-га-га» - гусыня- мама

«га-га-га» - гусенок младший

«га-га-га»- гусенок младший.

Вот фламинго, с шеей длинной,

Всей семьей шагают чинно:

«да-да-да» - фламинго – папа «да-да-да» - фламинго - мама

«да-да-да» - птенец их старший

«да-да-да» - их птенчик младший. (Приговаривая «га-га-га» или «да-да-да», большим пальцем попеременно дотрагиваемся до указательного, среднего, безымянного и мизинца, трижды смыкаем и размыкаем пальчики, имитируя говорящий клюв птицы).

Да! (с 3 лет)

Да, есть очки у бабушки, (поднести к глазам сложенные колечком большие и указательные пальцы обеих рук (очки))

Да, есть бинокль у дедушки (обе ладошки сложить в трубочки и поднести к глазам (бинокль))

У меня – вот это да!-

Есть подзорная труба (сложенные в трубочку ладошки поднести к одному глазу)

Ай-я-яй! (С 4 лет)

Сидят зайки на опушки: ай-я-яй - не зевай,

Держат ушки на макушке: ай-я-яй – не зевай.(пальцы собраны в кулаки, указательный и средний подняты (это заячьи ушки)

Стоит волку появиться: ай-я-яй – не зевай,(сгибаем по очереди средний и указательный пальцы)

Надо зайчикам укрыться:ай-я-яй – не зевай. (все пальцы быстро сжать в кулачок)

Прыг и шмыг ( с 4 лет)

Мышка к нам на лавку села

Кот крадется к мышке серой

Только кот за мышкой прыг,

А она под лавку – шмыг! (Это ролевая игра для двух участников: один изображает кота, другой мышку. «мышка» кладет сжатый кулачок на стол или на колени, выставляет лишь указательный палец (хвостик) и помахивает им. «Кот», изображаемый обеими руками, мягко подкрадывается к мышке, потом внезапно пытается ее схватить. «Мышка» быстро прячется под стол или за спину.)

Тянем-потянем ( с 5 лет)

Во время игры – тренировки меняем положение рук на каждом куплете.

Пять братишек – пять ужат

В ряд на солнышке лежат.

Носик к солнцу потянули:

Тянем-потянем…

И уснули. (правую руку кладем на стол или на колени (ладонью вниз), пальцы разведены. Со словами «тянем-потянем» поднимаем поочередно по одному пальчику, тянем их вверх, не отрывая при этом ладошку и остальные пальчики от стола. Слова  «тянем-потянем» повторяем пять раз – на каждый пальчик.)

Пять братишек – пять ужат

В ряд на травушке лежат.

Носик к солнцу потянули:

Тянем-потянем…

И уснули…(перевернем ладонь на тыльную сторону и повторяем те –же движения. На третий и четвертый куплет проделаем те же движения с левой рукой)

Пять братишек - пять ужат

В ряд на камушке лежат.

Носик к солнцу потянули:

Тянем-потянем…

И уснули.

Пять братишек - пять ужат

В ряд на жердочке лежат.

Носик к солнцу потянули:

Тянем-потянем…

И уснули.

Хлоп (с 3 лет)

Сложить ладошки вместе

Шар мы дули – раздували,

Синий шарик надували.

Вот надули сильно-сильно…(дуем между ладошками, разводим и округляем их.

Хлоп – лишь хвост остался синий.(хлопаем в ладоши и оставить их сложенными)

Жу-Жу-Жу (с 3 лет)

Сжать обе ладошки в кулаки.

Жу-жу-жу-пчела жужжит

И вокруг цветка кружит (Вращаем один кулачок вокруг другого в одну сторону)

Жу-жу-жу в цветке том жук:

Зря, пчела, жужжишь вокруг! (Вращаем один кулачок вокруг другого в  другую сторону)

Ду-ду-ду ( с 3 лет)

Ладошки, соприкасающиеся друг с другом лишь кончиками пальцев, надо слегка округлить (это покатый мостик).

Мост над речкой нависает –

Кораблю пройти мешает.

Ду-ду-ду –корабль гудит (медленно поднимаем пальчики вверх и ставим ладошки параллельно друг другу)

Мост раздвинут – путь открыт.

Бах!( с 4 лет)

Одну руку ставим локтем на стол, при этом предплечье и кисть держим вертикально. Указательным и средним пальцами (остальные зажаты в кулак) другой руки шагаем по этой руке снизу вверх от локтя до кончиков пальцев. При слове «бах» надо хлопнуть обеими ладошками по столу или по коленям.

Кошка ходила, ходила в горах,

Дошла до макушки – и бах!

Мышка ходила, ходила в горах,

Дошла до макушки – и бах!

Мушка ходила, ходила в горах,

Дошла до макушки – и бах!

Шур-шур-шур. (с 3 лет)

Шур-шур-шур –

Шуршал мышонок (комкаем лист бумаги)

Мур-мур –

Ластился котенок.(расправляем его на столе)

По секрету ( с 5 лет)

В начале этой игры ведущий держит между двумя ладошками небольшой предмет-«секретик» (пуговицу, монетку, горошину) затем читает стихотворение и, не открывая секрета, вкладывает его в сложенных ладошках ближайшего участника игры. Этот предмет аккуратно передается от одного игрока к другому со словами «по секрету» – так, чтобы его никто не видел. Пройдя по кругу и вернувшись к ведущему, предмет рассекречивается – ведущий раскрывает ладошки и поднимает секрет вверх, чтобы все участники игры на него посмотрели.

У меня секрет в ладошках –

Я тебе отдам немножко.

Передашь его ты другу –

он ко мне придет по кругу.

Вот так! (с 4 лет)

Выполняем движения, имитирующие действия.

Буду бравый я моряк –

Плавать буду я вот так.

Самолет мой МИГ иль ЯК

Полетит со мной вот так.

Быть водителем – пустяк

Буду ездить я вот так.

В спорте буду я мастак

И на лыжах ездить так

Для певца играть я в такт

 на рояле буду так.

Маршируя, держат флаг

Все военные вот так!

Я волшебник буду – маг

Заколдую всех вот так.

Фантазер я – не чудак!

Научусь – все будет так!( поднять большой палец вверх)

Мы хорошие. (с 3 лет)

Загибаем пальчики.

Раз - конечно я хороший

Два – конечно я пригожий,

Три  - конечно я красивый,

А четыре – я счастливый,

Пять – конечно я любим!»

С другой ручкой повторим!

Надо быть ( с 4 лет)

Надо быть добрым,

Быть умным, красивым,

Вежливым и терпеливым,

Не надо быть злым,

Быть глупым, крикливым,

Грубым и некрасивым,

И тогда и тогда

Будут все твои друзья.

Мишка и зайка (с 3 лет)

Левая рука

Мишка в гости к зайке шел,

На тропинке он нашел: (идем всеми пальчиками по бедру до коленочки)

(Загибаем пальцы по очереди)

Хлопушку, ватрушку, корзинку, флажок, вкусный, сладкий пирожок!

Правая рука

Зайка по дорожке шел,

На тропинке он нашел (идем всеми пальчиками по бедру до коленочки)

Веревку, морковку, клубочек, носочек. И шоколадной конфеты кусочек!

На прогулке ( с 3 лет)

По дорожке очень ловко

Идет божья коровка ( шевелим всеми пальчиками правой руки)

А за ней идут детишки,

Детишки-шалунишки. ( шевелим всеми пальчиками левой руки)

Но один отстал опять,

Нужно их нам сосчитать!  ( растираем ладошки между собой)

Один, два, три, четыре, пять.( считаем пальчики на правой руке)

Все на месте, хорошо,

Посчитаем мы еще!

Один, два, три, четыре, пять! (считаем пальчики на левой руке)

«Мы гуляем по дорожке» (с 3 лет)

«Шагаем» пальчиками по вытянутым ногам

Правая рука:

Вот идут в сапожках ножки,

Мы гуляем по дорожке.

Дружно, весело шагаем

И шаги свои считаем:

Раз, два, три, четыре, пять

Левая рука

Вот идут другие ножки,

Но по той же все дорожке.

Дружно, весело шагают

И шаги свои считают:

Раз, два, три, четыре, пять.

«Воздушные дорожки» (с 3 лет)

Трудно пальчик мне вести

Прямо по дорожке

Так и хочется ему спрятаться в ладошке.

Я ему грожу, грожу

Я его стыжу, стыжу.

Пальчик постыдился,

Взял и научился.

Педагог предлагает детям нарисовать пальчиком в воздухе

 - прямую дорожку;

- волнистую дорожку;

-зубастую дорожку

«Варим суп» (с 3 лет)

Педагог читать стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют:

На плите стоит кастрюля,

Очень важная чистюля.

В ней мы суп начнем варить, что нам нужно положить?

(растираем ладошки до тепла)

Картошку (Кончиками пальцев правой руки разминаем большой палец левой руки, от основания к кончику)

Морковку (Указательный)

Свеклу,(средний)

Перец (безвмянный)

И лук (мизинец)

Очень вкусный сварим суп! (очень вкусный сварим суп!)

«Лисичка и лисята» ( с 3 лет)

Вот идет лисичка,

Рыжая сестричка. (шагаем по ногам указательным и средним пальчиками, делаем большие шаги)

А за ней лисятки,

Милые ребятки (делаем маленькие «шаги» указательным и средним пальчиками)

Один – рыженький

Второй – пушистенький

Третий – усатенький

Четвертый  - мохнатенький

А пятый  - самый маленький

«Стирка» (с 3 лет)

Педагог раздает детям листы цветной бумаги: «Это платочки, которые мы будем стирать»

Мы белье стираем, маме помогаем! (дети активно мнут лист)

Очень сильно отжимаем, (сжимаем бумажный комочек по очереди – правой, левой рукой.)

Выжали. Повесили! (Разворачиваем лист, разглаживаем ладошками

Стирка – это весело! (педагог раздает детям прищепки и предлагает прикрепить их на бумажный платочек

«Печем пирог» (с 3 лет)

Испечем пирог сейчас

Замечательный для вас. (растираем ладошки между собой до тепла)

Молока чуть-чуть нальем,

Дрожжи в нем мы разведем. (одновременные движения правой/левой рукой – кисть собираем в кулак, затем раскрываем, повторить 3-4 раза)

Масло с яйцами взобьем, (кисти собираем в кулак, затем крутим кулачками в быстром темпе)

А теперь муку кладем (одновременные движения правой, левой рукой – пальчики собраны щепотью, проводим большим пальцем по кончикам остальных)

Хорошенько размешаем. ( указательные пальцы вытянуты вперед, остальные собраны в кулак, выполняем круговые движения указательными пальцами обеих рук.)

В печь горячую поставим (переплетем пальцы обеих рук в замок)

Испечем пирог сейчас

Замечательный для вас! (растираем ладошки между собой до тепла)

«Пирожки и плюшки» (с 3 лет)

Хлоп, хлоп, хлоп

Получился пирожок. ( хлопаем в ладоши)

А вот так вот – плюшка!

Пирожку подружка. ( несильно стучим раскрытыми ладошками по столу)

« Домик»

Под грибком – шалашик-домик,(соединяем руки шалашиком)

Там живет веселый гномик (улыбнуться)

Мы тихонько постучим (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается)

Двери нам откроет гномик,

 Станет звать в шалашик – домик.

В домике –дощатый пол (ладони вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем –дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом стул с высокой спинкой ( направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе  - тарелка с вилкой.(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...