Дополнительная образовательная программа для детей ясельной группы детского сада "Здравствуй, детский сад"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Бабкина Ольга  Геннадиевна

Основная идея данной программы состоит в интеграции и систематизации психолого-педагогического материала по работе с детьми раннего возраста  с целью содействия адаптации ребенка к ДОУ и создания таких условий, которые обеспечивали эмоциональное благополучие в процессе развития и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuy_detskiy_sad_1.doc421 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Тулы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической

                и медико-социальной помощи        

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Утверждаю:

директор ЦПМСС «Преображение»

______________________ С.Б. Перов

.

Рассмотрена

на заседании педагогического совета

протокол № 4 от 09.06.2014 г.

Дополнительная образовательная развивающая программа для детей младшего дошкольного

 возраста в период адаптации

«Здравствуй, детский сад!»

   

                               

Авторы-составители:

педагог-психолог Березкина Е.А.

                                                                       педагог-психолог Бабкина О.Г.

         

Тула -2014 год

Рекомендована для детей:  1,6 – 3 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень реализации: дошкольное образование

Направленность: развивающая

Продолжительность программы: 18 недель.

Количество занятий: 36 (18 тематических недель).

Частота проведения: 1 занятие может быть проведено 2-3 раза в  неделю.

Продолжительность одного занятия: 8-10 мин в зависимости от психофизиологических особенностей детей и в соответствие с СанПиН 2.4.1.3049–13

Число участников: оптимальное количество детей 6-8 человек –

 СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

Введение

Актуальность

     Общественно-политическая, экономическая ситуация, сложившаяся в обществе за последние годы, задает новые цели обучения, воспитания и развития людей нового поколения, на первое место выходят вопросы социальной адаптации и коммуникативной компетенции.  В процессе модернизации российского образования впервые в  2014 году  дошкольное образование стало  самостоятельным и первым  уровнем образования в («Закон об образовании) и дошкольное детство впервые  на законодательном уровне стало рассматриваться как самоценный и уникальный периодом становления человека.

    В этой связи ранний возраст дошкольного детства выступает чрезвычайно важным  и ответственным периодом в психического развития ребёнка, поскольку  являет собой фундамент  общего развития. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные личностные новообразования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему и др.. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды, на последующих уровня образования.

      В работах отечественных ученых подчеркивается  важность и необходимость   создания  ребенку  раннего возраста максимально благоприятных условия для роста, воспитания и развития, независимо от того, где это происходит  — в семье или в детском саду.

       Глубина научных представлений об уникальности первых лет  жизни человека, исключительной зависимости его развития от социальных условий раскрывается  благодаря  работам  отечественных ученых  Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, Н.А.Бернштейна, А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожеца,  Д.Б.Эльконина, М.И.Лисиной, Н.М.Щелованова, О.В.Баженовой, Галигузовой Л.Н.,Смирновой Е.О. Мещеряковой С.Ю.

       

      В соответствии с приоритетными направлениями развития современного образования и  основными  целевыми ориентирами ФГОС ДО  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. N 1155)   в качестве результата освоения основной образовательной программы дошкольного образования за период раннего детства является:

        

  1. стремление к общению со взрослыми и активно подражание им, проявление интереса к сверстникам,
  2. наличие интереса к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,
  3. стремление двигаться под музыку,
  4. активные и эмоциональные действия с игрушками и другими предметами,
  5.  овладение активной и пассивной речью, включённой в общение

     Овладение данными качествами в детском саду возможно при условии успешной адаптации. Поэтому основная  идея данной программы состоит в интеграции и систематизации психолого-педагогического материала по работе с детьми раннего возраста  с целью содействия  адаптации ребенка к ДОУ и создания таких условий, которые обеспечивали эмоциональное благополучие в процессе развития и обучения. 

   Цель программы: содействие успешной поведенческой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

 

Задачи программы:

  1. Улучшение общего эмоционального состояния детей в период пребывания в ДОУ
  2. Формирование положительного эмоционального настроя на режимные моменты, проводимые в ДОУ.
  3. Развитие коммуникативных умений
  4. Развитие инициативности и чувствительности к воздействию педагога как партнера общения
  5.   Активизация речи как средства общения.

Ожидаемые результаты:

  1. Комфортность пребывания детей в детском саду.
  2. Положительный эмоциональный настрой на засыпание, сон, прием пищи и прогулку в детском саду.
  3. Активность в  игровой деятельности с педагогами в соответствии с возрастными возможностями.

Принципы проведения занятий

  • Доступность
  • Систематичность
  • Повторяемость
  • Эмоциональность.
  • Вариативность
  • Подвижность и  активность.

Формы организации и приемы работы на занятиях.

  • Организация различных видов предметной деятельности с различным развивающим и игровым материалом
  • Инсценирование сказок
  • Сюжетно-отобразительные  игры;
  • Подвижные игры;
  • Рисование и лепка;
  • Элементы психогимнастики и  музыкотерапии.

Оборудование  и материалы

   Оборудование и материалы на занятиях должны соответствовать СанПиН 2.4.1.3049 – 13 пункту VI «Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций»:

  • аудиотека
  • предметные игрушки
  • мячи
  • восковые мелки
  • писчая и цветная бумага
  • ковер
  • картинный материал
  • природный материал
  • пальчиковая гуашь
  • куклы бибабо
  • детские музыкальные инструменты

Рекомендации по проведению занятий

  1. Психолог и воспитатель являются активными участниками занятий – заряжают детей положительными эмоциями, вызывают желание принять участие в занятиях и играх, задают образцы выполнения действий.
  2. На протяжении занятия педагоги всегда положительно оценивают, хвалят детей, поддерживают их инициативу. Не следует добиваться единственно правильного действия или ответа: необходимо поощрять любую детскую активность.
  3. Занятия проводятся психологом 3 раза в неделю, а воспитатель в течение дня повторяет игры, разученные, на занятиях.
  4. В процессе работы допустимо как сокращение количества предлагаемых игр, так и внесение дополнительных, что зависит от интересов и индивидуальных особенностей детей.
  5. Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы или сопроводить отдельные занятия, игры, упражнения.
  6. Содержание занятий постоянно варьируется в зависимости от задач развивающего  воздействия и возраста ребенка.
  7. Диагностика проводится: 1-й срез – сентябрь-октябрь.

                                            2-й срез – март-апрель.

Условия проведения занятий:

  1.  Занятия проводятся педагогом-психологом  и педагогом-воспитателем  в  1 половину дня
  2.  В процессе работы допустимо как сокращение количества предлагаемых игр, так и внесение дополнительных, что зависит от интересов, индивидуальных и возрастных  особенностей детей группы
  3. Игры и упражнения, предложенные на занятиях педагогом-психологом детям должны закрепляться педагогами группы в  течение дня.
  4. Педагог-воспитатель и педагог-психолог обладают  профессиональными компетенциями согласно ФГОС ДО
  5. Занятия проводятся в группе с целью исключения дополнительных факторов  возникновения стресса у детей.
  6. В помещении группы должно быть достаточно места для проведения подвижных игр и выполнения заданий за столом.

Психологические особенности детей раннего возраста

  • Непроизвольный характер основных психологических процессов – внимания, памяти, мышления, а также отличаются эмоциональной лабильностью и потребностью в эмоциональном комфорте.
  • Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту.
  •  Речь ребёнка, как средство общения, находится в стадии развития, что меняет отношение ребёнка со средой (Т.Н. Доронова; Е.В. Соловьёва).
  • Поведение маленького ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, — то есть является ситуативным. Вся жизнь, все радости и огорчения происходят «здесь и сейчас».
  • Память в раннем возрасте проявляется, главным образом, в узнавании знакомых предметов или явлений.
  • Мышление в раннем возрасте проявляется как умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации. Мыслить для маленького ребенка — не значит думать или вспоминать, а значит действовать «здесь и сейчас», с конкретными, воспринимаемыми предметами.
  • Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативны и проявляются преимущественно в момент сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект.
  • Гибкость,  пластичность и открытость всему, что он воспринимает вокруг.
  • Стремление к постоянству. Все новое (обстановка, люди, пища и т.д.) принимается с трудом. Известно, что дети с большим трудом пробуют новую еду, а потом привыкают к ней, и она даже становится любимой. Иногда они отчаянно протестуют против смены одежды или перестановки мебели в комнате.

Структура занятия.

  1. Приветствие
  2. Сюрпризный момент
  3. Игра с речевым сопровождением
  4. Подвижна игра
  5. Релаксация
  6. Рефлексия
  7. Прощание

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Месяц

Зайка

Октябрь

Мыльные пузыри

Волшебница осень

Мишка

Озорной котенок

Ноябрь

Дождик

Радуга-дуга

Маленькие  мячики

Веселый петрушка

Декабрь

Зимушка-зима

Большой красный мяч

Солнышко

Колобок

Январь

Непослушные мышата

Забавный щенок

Февраль

Золотая рыбка

Большой красный мяч

Божья коровка

Эффективность программы

     Данная программа разработана на базе МБОУ ЦПМСС «Преображение» и прошла апробацию на базе МБДОУ №10 г .Тулы.

        Для оценки эффективности программы использовались следующие диагностические методики:

  • «Методика выявления уровня адаптации»

(автор А. Остроухова), где основными параметрами оценки являются эмоциональный фон, активность ребенка в режимных моментах.

  • «Диагностика развития общения с  взрослым (автор Смирнова Е.О. Галигузова Л.Н.и др)

            Параметрами оценки эффективности развивающей работы стали:

  1. Уровень адаптации
  2. Инициативность в общении с взрослым
  3. Чувствительность к воздействиям взрослого
  4. Уровень овладения средствами общения, показателями которого явились понимание речи взрослого, экспрессивно-мимические средства, предметные действия, активная речь(лепет, слова, ,фразы)

           Второй срез диагностического обследования был проведен после окончания развивающих занятий,  в апреле 2014 года  по тем же методикам. (Приложение 1)

            В результате проведенного исследования была выявлена следующая картина:

  • высокий уровень  адаптации детей   к ДОУ увеличился на 43%, в экспериментальной группе детей с высоким уровнем адаптации к ДОУ на 42% больше, чем в контрольной.
  • детей с высоким уровнем  чувствительности к воздействиям взрослого в экспериментальной группе на пятую часть больше,  чем в контрольной.
  • Детей с высоким уровнем развития речи в экспериментальной группе больше, чем в контрольной на 19%, экспрессивно-мимических средств на 20% и предметно-действенных средств на 10%.

Условия эффективности программы.

  1. Просветительско-профилактические мероприятия с родителями и воспитателями.
  2. Индивидуальное консультирование родителей  по вопросам успешной адаптации ребенка к ДОУ.

Конспекты занятий

Занятие №1 «Зайка» (I неделя)

Задачи:

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развитие умения подражать движениям взрослого;

-развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

-снижение излишней двигательной активности, импульсивности;

-развитие памяти, внимания, речи и воображения.

Материалы:

мягкая игрушка: заяц;

магнитофон, диск с записью веселой (Моцарт «Шутка») и спокойной

 («Аве Мария» (первая прелюдия) И.С. Бах) мелодии;

маленькое зеркальце в оправе без острых краев или фонарик на батарейках;

картинный материал (Приложение 2).

Ход занятия:

1. Приветствие

Психолог приветствует всех детей вместе и каждого индивидуально.

-  Здравствуйте, дети!. Здравствуй, Лена, здравствуй, Саша, Марина, Максим и т.д.

2. Сюрпризный момент.

Психолог показывает игрушечного зайчика.

          - Посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости в детский сад. Это зайчик. Посмотрите, какой он беленький, пушистый, какие у него длинные ушки. Погладьте его.

3. Игра с речевым сопровождением.

- Ребята, посмотрите, на зайчика, какой он грустный. А вы знаете почему он такой? Потому что у него нет друзей. Давайте, сделаем для него друга.

Психолог предлагает детям сделать для зайчика друга. Рассказывает стихотворение и показывает движения, дети повторяют за ним.

Мы слепили снежный ком,

Имитируют лепку.

Уши сделаем потом,

Изображают уши, прикладывая

кисти рук к голове

И как раз вместо глаз

Подносят к глазам указательный и

средний пальцы, соединённые в кольцо.

Зайка вышел как живой:

Ритмично хлопают в ладоши

Он с хвостом и головой.

Приседают, качают головой.

За усы не тяни:

Показывают усы, грозят  

указательным пальцем.

Из соломинок они.

Длинные блестящие,

Словно настоящие!

Ритмично хлопают в ладоши.

- Сколько теперь у зайчика много друзей.

Посмотрите,  с улицы к нам забрался еще один зайчик, только солнечный. Он пришел к нам в гости и хочет поиграть.

4. Подвижная игра «Танец солнечных зайчиков»

 Психолог ловит зеркалом луч, в солнечную погоду, или использует луч от фонарика в пасмурную. Он обращает внимание детей на «солнечного зайчика».

- Посмотрите, какой «он  желтый, веселый, круглый. 

Психолог комментирует перемещение светового луча и догоняет его игрушечным зайкой.

- Какой «солнечный зайчик» быстрый, ловкий, веселый. Как он прыгает — прыг-скок! Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай его Зайка! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке — не достать!

  -  Зайчик прыгал, прыгал и захотел покушать. Давайте ему покажем, где у нас в группе можно поесть.

Психолог вместе детьми подходят с игрушечным Зайкой к столу, на котором лежит морковка и предлагает детям покормить его.

- Смотрите, дети, как Зайчик кушает из тарелочки: «ням-ням» Повторяйте за мной! Ему очень вкусно.

(Вариативность проведения: на последующем занятии Зайчик захочет  мыть лапки – в туалетной комнате, спать - спальни и играть с игрушками – в игровой зоне группы)

Далее психолог включает веселую музыку, и дети танцуют вместе с Зайчиком.

-  Дети, давайте потанцуем с нашим зайчиком.

5. Релаксация

Звучит спокойная мелодия. Можно погладить детей по головкам.

 -А теперь зайчики устали и прилегли отдохнуть.

После того, как музыка стихнет, зайчики просыпаются.

6. Рефлексия

Психолог говорит:

- Зайчику надо возвращаться в лес, давайте скажем ему: «До свидания, зайчик, приходи к нам еще!»

После того как зайчик ушел детям предлагается две картинки с изображением животных (зайчик и собака) (Приложение 2). Психолог просит показать, кто был у них в гостях.

7. Прощание.

Психолог прощается с группой и каждым ребенком индивидуально.

- До свидания, дети. До свидания Леночка, до свидания Сашенька, до свидания Мариночка, до свидания Максим.

Занятие №2 Мыльные пузыри (II неделя)

Задачи:

-снятие эмоционального напряжения и агрессии;

-обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение  

 группы;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;

-развитие внимания, памяти, речи и воображения.

Материалы:

Игрушка: мыльный пузырь; набор и жидкость для выдувания мыльных    

пузырей безопасная для детей;

магнитофон, диск с записью плавной  (детская классика П.И.

Чайковский «Вальс цветов») и спокойной мелодии (классика для детей   «Лунная соната»);

мячи, картинный материал (Приложение 3).

Ход занятия

        1. Приветствие

В этом и последующих занятиях приветствие проводится как в первом занятии.

2. Сюрпризный момент.  

В руках у психолога игрушечный мыльный пузырь.

 - Дети, к нам в гости пришел мыльный пузырь.  Он круглый, блестящий и очень любит играть в разные игры. Он очень веселый. Посмотрите, на его глаза и рот. Они улыбаются.

3. Игра с речевым сопровождением «Раздувайся, пузырь».

Психолог и воспитатель помогают детям встать в круг. Психолог предлагает детям изобразить  свой шарик и рассказывает стишок и не спеша,  отступает назад:

Надувайся пузырь,

     Раздувайся большой,

Оставайся такой,

                                                   Да не лопайся!        

Круг расширяется, пока психолог не скажет: «Лопнул пузырь!» 

Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.

4. Подвижная игра «Танец маленьких пузырей».

    Психолог выдувает пузыри, и дети танцуют под плавную музыку.

 - Ребята, а пузырь пришел к нам не один, а с друзьями, которые очень любят танцевать.

(Вариативность проведения: можно поиграть в игру «Поймай, мыльный пузырь», в которой дети под веселую музыку ловят мыльные пузыри)

5. Релаксация.  «Волшебные пузыри».

 После игры дети садятся на ковер. Психолог и воспитатель дают каждому ребенку по мячу, и дети катают их под спокойную музыку.

- Смотрите, а это волшебные пузыри, которые не лопаются. Давайте с ними поиграем, плавно покатаем их.  (Педагог-психолог показывает различные манипуляции с мячами.)

В это время психолог и воспитатель предлагают покататься детям на больших мыльных пузырях (больших мячах).

Музыка стихает, дети встают и прощаются с мыльным пузырем.

- Мыльный пузырь рад был с вами поиграть, но ему пора улетать. Скажите, ему до свидания.

6. Рефлексия

После того, как мыльный пузырь улетел, детям раздают восковые мелки и на большом листе бумаги предлагается нарисовать разноцветные мыльные пузыри. Дети рисуют кружочки.

(Вариативность проведения: на повторном проведении занятия можно слепить с детьми пузыри из соленого теста. На третьем занятии психолог предлагает детям 2 картинки с изображением забавных геометрических фигур с глазками и ротиком: круга и треугольника (Приложение 3), и просит детей показать, кто приходил к ним в гости.  

7. Прощание

На этом и последующем занятиях прощание осуществляется так же, как и в первом занятии.

Занятие №3 Волшебница осень. (III неделя)

Задачи:

-создание атмосферы эмоциональной безопасности;

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми,

 подстраиваться под их темп;

-развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;

-развитие речи, воображения, творческих способностей.

Материалы:

Кукла осень; две корзинки красного и желтого цветов.

магнитофон, диск с записью веселой музыки (классика для детей –  оперетта «Летучая мышь»);

два кленовых листа желтого и красного цветов (для каждого ребёнка);

пальчиковые краски желтого и красного цветов;

лист с изображением осеннего пейзажа.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Сюрпризный момент.

- Дети посмотрите, что у нас случилось за окном. Листья на деревьях облетают и, как по волшебству, стали разноцветными: красными, желтыми, оранжевыми.  Посмотрите, какая красивая гостья к нам пришла. Ее зовут Осень.

Психолог показывает детям куклу в русском народном костюме с венком из желтых листьев на голове. Рассматривает ее.

- Волшебница Осень заглянула к вам в гости и принесла с собой  разноцветные кленовые листочки, чтобы мы с ними поиграли.

Психолог раздает детям листочки и предлагает поиграть с осенью. Дети выходят на середину группы с листочками.

3. Игра с речевым сопровождением.

Листья осенние тихо кружатся,

Дети кружатся на месте.

Листья нам под ноги тихо ложатся,

Наклоняются вперед.

И под ногами шуршат, шелестят,

Трут ладони друг о дружку.

Будто опять закружиться хотят.

Кружатся на месте.

4. Подвижная игра «Собери листочки».

- Молодцы, давайте устроим листопад, порадуем нашу гостью. Пусть наши листочки полетают.

Под веселую музыку дети бросают листочки вверх.

-  Давайте теперь соберем листочки в корзинки. В красную корзинку – красные листочки, в желтую корзинку – желтые.

Игра проводится 2-3 раза.

5.Упражнение «Подуй на листочек».

Психолог берет привязанный за ниточку листочек,  и предлагает детям подуть на него.

- Какие вы большие и давайте сделаем сильный ветер. Подуем на листочек. Сильно подуем. Смотрите, как закачался листочек. А теперь ветерок устал и еле-еле дует.

Дети дуют на листочек. Упражнение проводится 2-3 раза.

6.Рефлексия.

Психолог показывает детям картинку с осенним пейзажем и предлагает дорисовать пальчиком листья. Дети обмакивают пальчики в краску красного или желтого цвета и прикладывают к  листу. Потом рассматривают картину. Потом осень хвалит детей, прощается и уходит.

7.Прощание.

Занятие №4 Мишка (IV неделя)

Задачи:

-сплочение группы, развитие эмпатии;

-снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

-развитие умения связывать свои действия с действиями других детей, в

 ритме стиха, с правилами игры;

-развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

-развитие внимания, памяти, речи и воображения.

Материалы:

Игрушечный мишка;

магнитофон, диск с записью пения птиц (Классика для детей П.И.Чайковский пьеса «Апрель» из цикла «Времена года») и веселой мелодии (Моцарт «Шутка»);

 две корзинки разных цветов, шишки и  каштаны,

картинный материал (Приложение 4).

Ход занятия

1. Приветствие   

2. Сюрпризный момент.  

Психолог показывает детям игрушечного медвежонка.

- Дети, посмотрите, кого я встретила, пока шла к вам. Кто, это? Правильно, Мишка, погладьте его. Какой он большой, коричневый. Он умеет рычать и топать. Давайте потопаем и порычим как медведь.

-У него есть, ушки,  носик, глазки. А у ребят, глазки, ушки, ротик?

         - Мишка в лесу собирал шишки, посмотрите, целую корзину набрал. А вы умеете собирать? Мишка сейчас вас научит.

3. Игра с речевым сопровождением.

 Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Мишка косолапый

по лесу идёт

Имитируют походку медведя

Шишки собирает,

песенки поёт

Наклоняются, делая вид,

что собирают шишки.

Вдруг упала шишка

прямо Мишке в лоб,

Хватаются за лоб.

Мишка рассердился

и ногою - топ!

Топают ногой.

- Молодцы, дети, много шишек набрали. Мишка набрал в лесу тоже много-много, но все  рассыпал. Помогите ему, пожалуйста,  собрать их в корзинку.

4. Подвижная игра «Собери шишки».

Психолог высыпает шишки, а дети под веселую музыку собирают их.

(Вариативность проведения: на втором занятии можно заменить шишки каштанами, а на третьем рассыпать и каштаны, и шишки. Каштаны дети будут собирать в синюю корзинку, а шишки – в красную)

Игра проводится 2-3 раза.

5. Релаксация.

После игры дети садятся на ковер, психолог и воспитатель раздают им шишки, и дети делают самомассаж рук под спокойную музыку, катают шишки между ладошками, сильно сжимают их.

- Помогали дети мишке и  устали. Давайте возьмем шишки и погладим себя ими сначала по одной ручке, потом по другой, сначала по одной ножке, затем по другой. Покатаем шишку между ладошками. Молодцы!

А теперь давайте  встанем и отдадим мишке шишки.  Мишка говорит вам спасибо за помощь, но ему пора возвращаться в лес. Давайте скажем мишке до свидания.

(Вариативность проведения: на последующем занятии самомассаж следует делать каштанами).

6. Рефлексия

Психолог убирает игрушку и показывает детям 3 картинки, на которых нарисован мишка, зайчик и лиса (Приложение 4.) и просит детей показать, кто приходил к ним в гости. Дети показывают.

7. Прощание

Занятие №5 Озорной котенок (V неделя)

Задачи:

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развитие умения подражать движениям взрослого;

-развитие тактильного восприятия, внимания, речи, памяти.

Материалы:

мягкая игрушка: котенок;

магнитофон, диск с записью веселой (И.С. Бах Шутка) и спокойной    

музыки (музыка природы для детей «Море облаков»);

иллюстрационный материал (Приложение 5).

Ход занятия:

1. Приветствие

2. Сюрпризный момент.

Психолог вносит корзинку, в которой сидит игрушечный котенок.

— Посмотрите, какой к нам пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давайте погладим его — вот так. Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кисуля! —

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой!

И погладила рукой.

- Дети, котенок к нам шел издалека и успел проголодаться. А, что любят котята? Конечно, пить молоко.  Покажите ему, пожалуйста, где он сможет покушать у нас в группе

 (Вариативность проведения: на следующем занятии Киса захочет  мыть лапки – в туалетной комнате, спать - спальни и играть с игрушками – в игровой зоне группы)

3. Подвижная игра. «Веселые клубки»

Психолог высыпает клубки и предлагает детям собрать их в корзину под задорную музыку.

- Котенок очень озорной. Он  играл с клубками ниток и все их разбросал. Ребята, давайте поможем ему их собрать.

(Вариативность проведения: рассыпать клубки 2-х цветов, например красного и синего и разложить их в корзинки соответствующих цветов)

Игра проводится 2-3 раза.

4. Релаксация

Дети ложатся на ковер. Звучит спокойная музыка. Психолог подходит к каждому ребенку и нежно дотрагивается до руки, до ноги, пальчиков, ушка, носиков.

- Молодцы ребята помогли котенку, а теперь можете отдохнуть. Как котятки спят? Они сворачиваются клубочком. Давайте мы тоже отдохнем.

- А теперь котята просыпаются, потягиваются и мурлыкают: «МУР-МУР». Прогибают спинку, тянутся лапками.

5. Рефлексия

 Котенку было весело с вами, но ему пора уходить. Он с вами прощается.  

В заключении психолог показывает  3 картинки с изображением котенка, щенка, зайчонка (Приложение 5) и просит детей показать, кто приходил к ним в гости.

6. Прощание

Занятие №6 Дождик (VI неделя)

Задачи:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;

-развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;

-развитие речи, памяти, воображения, творческих способностей.

Материалы:

Большой зонт, картинка тучки с дождем;

магнитофон, диск записью шума дождя (музыка природы для детей     «Хрустальный дождь») и веселой мелодии (классика для детей Куперен  «Бабочки»);

лист бумаги с изображением тучки и восковые мелки для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Сюрпризный момент.

-Ребята, я пришла к вам сегодня с тучкой-плаксой, когда она плачет с неба идет дождик. А грустная тучка потому, что с ней никто не играет. Давайте поиграем с ней, но сначала попросим дождик, чтобы он перестал.

3. Игра с речевым сопровождением «Дождик».

Психолог говорит и показывает движения, дети сидят на стульчиках и повторяют за ним.

Дождик, дождик,

Дети хлопают по ножкам

Хватит тебе, дождик, лить,

Сидят дома деточки,

Складывают ладошки вместе,

Спят они в кроваточках.

Прислоняют их к щечке.

Солнышко, солнышко,

Ручки поднимают вверх.

Выйдут детки погулять,

Встают на ножки, хлопают в ладошки,

Станут бегать и играть.

Прыгают.

     4.  Подвижная игра «Солнышко и дождик».

    Под веселую мелодию дети ходят по группе, как только психолог включает диск со звуками дождя и дает команду «Дождик» все сбегаются к нему под большой зонт и прячутся так, чтобы всем хватило места. Психолог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора. Шум дождя прекращается и звучит команда «Солнышко» - дети выбегают из-под зонта.

Игра повторяется 2-3 раза.

  1. Игра на снятие эмоционального и мышечного напряжения.  Игровой массаж «Солнышко и дождик»

Психолог предлагает сесть детям на ковер друг за другом паровозиком и рассказывает историю про солнышко и дождик, выполняя при этом движения на спине то у одного ребенка, то у другого.  

Подул ветер: у-у-у,

Поглаживание спинки ребенка.

Налетели тучи.

Пошел дождь.

Кончиками пальцев психолог

Капля раз, капля два,

Выполняет легкие постукивания в

Капля медленно сперва.

области плечиков детей, затем

Стали капли поспевать,

опускается  вниз по спинке, усиливая

Капля каплю догонять.

постукивания.  Выполняет  

Сильный дождь как из ведра,

постукивания ладошками в быстром

Побежала детвора!

темпе.[1]

Легкий ветерок подул,

Солнышко он нам вернул.

  6. Рефлексия

- Ребята тучка благодарит вас за веселые игры, она больше не будет плакать, она будет улыбаться, покажите, как это делается.

Тучка говорит детям до свидания и улетает.

Психолог показывает детям рисунок тучки и предлагает нарисовать мелками дождь.  Дети рисуют. Психолог говорит, какие они молодцы, прощается со всеми до следующей встречи.

   7. Прощание.

Занятие №7 Радуга-дуга (VII неделя)

Задачи:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

-развитие слуховой памяти;

-развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

-развитие внимания, памяти, речи и воображения.

Материалы:

Картинка радуги-дуги, ленточки разных цветов;

магнитофон, диск записью веселой (классика для детей П.И. Чайковский «Танец Щелкунчика») и спокойной музыки (классика для детей Моцарт «Спи-усни»);

Ход занятия:

1. Приветствие.

 Психолог здоровается с группой и с каждым индивидуально.

- Здравствуй, Лена. Как я рада, что ты пришла сегодня в детский сад. Здравствуй, Саша, как ты подрос. Здравствуй, Максим, я очень рада тебя видеть и т.д.

2. Сюрпризный момент.

Психолог показывает детям картинку с изображением радуги.

 - Посмотрите дети, какая красивая радуга пришла к вам в гости.  Она яркая и разноцветная.

Тучка ливнем  пролилась,
В небе радуга
 зажглась.
Не одна,  с подружкой:
Дужка за дужкой.
Экие  красавицы,
Всем детишкам нравятся!

3. Игра с речевым сопровождением

- Давайте покажем радуге-дуге, какую мы знаем про нее интересную игру. Садитесь за столы.

Психолог показывает движения, дети повторяют за ним.

В небе гром, гроза,

Дети стучат кулачками по столу.

Закрывай глаза!

Дети прикрывают глаза ладошками.

Дождь прошёл,

Дети встряхивают кисти рук.

Трава блестит,

Дети шевелят пальчиками.

В небе радуга стоит.

Рисуют над собой дугу руками.

3.Подвижная игра «Радуга и дождик»

-Дети, а радуга-дуга принесла  разноцветные ленточки, такие же яркие и красивые, как ее полоски. Давайте возьмем их в руки  и поиграем.

Дети танцуют с ленточками под веселую музыку, как только музыка стихает, психолог говорит слово «дождь» и дети бегут на свои стульчики.

4. Релаксация

- Ребятки, а радуга-дуга устала и решила отдохнуть, давайте и мы ляжем на ковер и отдохнем. Под спокойную музыку дети отдыхают.

5. Рефлексия

После этого упражнения психолог предлагает нарисовать свою радугу.

- Дети, а радуга принесла вам цветные мелки и просит нарисовать ей подружку-радугу. Давайте ей поможем.

Дети рисуют радугу совместно с психологом  и воспитателем помогают им. Потом все любуются рисунком.

(Вариативность проведения: на повторном занятии можно вылепить полоски радуги из цветного соленого теста или выложить радугу из разноцветных крупных пуговиц).

7. Прощание

Занятие №8 Маленькие мячики (VIII неделя)

Задачи:

-развитие коммуникативных навыков;

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом

 стиха;

-развитие ориентации в собственном теле;

- развитие общей и мелкой моторики;

-развитие зрительного восприятия, речи, памяти и воображения.

Материалы:

2 маленьких мяча  с глазками; корзинка;

мячи среднего размера для каждого ребенка; лист бумаги формата А3;

магнитофон, диск с записью веселой (детская классика «Флейта для детей») и спокойной музыки (классика для детей Штраус «На прекрасном голубом Дунае»);

иллюстрационный материал (Приложение 6).

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Сюрпризный момент.

Психолог достает из корзинки 2 мячика с глазками и обращает на них внимание детей.

- Дети посмотрите, что я принесла в корзинке. Это же мячики, круглые, с озорными глазками, потрогайте их пальчиком. Мячики очень долго сидели в корзинке и хотят поиграть с вами.

3. Игра с речевым сопровождением.

Дети выходят на середину группы и повторяют за психологом слова и движения.                              

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Ножками топают, руками хлопают,

Головой кивают, а после отдыхают.

Игра повторяется 2-3 раза.

 4.  Подвижная игра «Переполох с мячами».

Психолог и воспитатель раздают детям мячи и под веселую музыку предлагают поиграть с ними на свободной части группы.

5. Релаксация

Потом психолог включает спокойную музыку, раздает детям маленькие мячики. Дети садятся на ковер и выполняют упражнение.

Мячик сильно я сжимаю

Дети сжимают мячик в одной руке.

И ладошку поменяю.

Дети сжимают мячик в другой руке.

Два козленка мяч бодали

Дети катают мяч между указательными пальцами.

И другим козлятам дали.

Поочередно между другими пальчиками.

По полу круги катаю,

Дети ладошкой правой руки рисуют круг.

Из-под рук не выпускаю.

Ладошкой левой руки рисуют круг.

Взад-вперед его качу;

Ладошкой катают вперед-назад.

Вправо-влево – как хочу.

Катают из стороны в сторону.

Танцевать умеет танец

Дети каждым пальцем поочередно

На мяче мой каждый палец.

катают мячи.

  1. Рефлексия.

- А теперь давайте вспомним,  какие мячики были у нас в гостях.

Психолог предлагает детям наклеить на большой лист мячики из цветной самоклеющейся бумаги.

Вариативность проведения: можно предложить детям карточку с двумя маленькими мячами, и одним большим (Приложение 6.) и попросить показать какие мячики были в гостях.

7. Прощание.

Занятие №9 Веселый петрушка (IX неделя)

Задачи:

-развитие общей и мелкой моторики;

-развитие восприятия, речи и слуховой памяти;

-преодоление страха перед сказочными персонажами.

Материалы:

Игрушка: «Петрушка»; большой колокольчик и маленькие колокольчики по количеству детей; магнитофон с записью веселой музыки (классика для детей Моцарт «Весы»), музыкальные инструменты: барабан, бубен.

Ход занятия

1.Приветствие.

2. Сюрпризный момент.

Психолог звонит колокольчиком и говорит:

- Ребята, слышите, звон,  кто-то спешит к нам в гости. Это же веселый Петрушка.

Психолог показывает детям игрушку.

- Посмотрите, какой он веселый, какая яркая, разноцветная у него одежда, какие у него на колпачке маленькие колокольчики. Он хочет с вами поздороваться.

3. Игра с речевым сопровождением.

«Петрушка» обращается к детям:

-        Здравствуйте, дети! Как я рад, что вы пришли все сегодня в детский сад. 

Я - веселая игрушка,

       А зовут  меня Петрушка!

Колокольчики везде,

И в руках, на колпаке.

Никогда не унываю,

Я пою, пляшу, играю.

- Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться! - Смотрите, у меня есть колокольчик. Давайте с ним поиграем.

    Психолог раздает детям маленькие колокольчики. Проводится игра «Колокольчик».

Веселый колокольчик -

Ставят колокольчик на ладошку.

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

Звенят колокольчиком.

Смеется и хохочет -

Ставят колокольчик на ладошку.

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

Звенят колокольчиком.

Он пел зимой чуть слышно -

Ставят колокольчик на ладошку.

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

Звенят колокольчиком.

Но снова солнце вышло -

Ставят колокольчик на ладошку.

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

Звенят колокольчиком.

И звонкие капели -

Ставят колокольчик на ладошку.

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

Звенят колокольчиком.

В ответ ему запели -

Ставят колокольчик на ладошку.

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

Звенят колокольчиком.

4.   Подвижная игра.

- А колокольчик у меня не простой, а волшебный. Как только он зазвонит, все вокруг начнут танцевать и веселится.

Дети вместе с психологом выполняют движения под музыку («Танец веселых колокольчиков»).

Вариативность проведения: детям предлагается потанцевать с погремушками «Танец погремушек».

5.  Релаксация.

  Петрушка хвалит детей и предлагает им угадать, какой сейчас будет звонить колокольчик большой или маленький. Дети закрывают глаза, психолог звонит, а дети отгадывают. [2]

- «Петрушка» говорит, что  очень понравилось играть и веселиться с ребятами, но ему пора уходить, прощается с детьми.

6.Рефлексия.

   Психолог показывает детям музыкальные инструменты: барабан, бубен и колокольчик. Дети по очереди играют на музыкальных инструментах. Психолог просит показать, тот инструмент, с каким приходил в гости Петрушка. Дети показывают.

7.Прощание

Занятие №10 Зимушка-зима (X неделя)

Задачи

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развитие умения связывать свои действия с действиями других детей, в  

 ритме стиха, с правилами игры;

-развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

-развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);

-развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

Игрушка: снеговик;

Снежки из ваты, корзинка;

магнитофон, диск с записью веселой (классика для детей П.И. Чайковский «Танец феи Драже») и спокойной музыки (П.И. Чайковский «Вальс цветов»).

Ход занятия

1. Приветствие.

На данном занятии приветствие проводится, как и в занятии №1.

2. Сюрпризный момент.

- Посмотрите в окно, что вы там видите? (Деревья, дома, снег) Сколько зимушка-зима нам снега принесла. Теперь можно кататься на санках, а из снега еще можно слепить снеговика. Давайте сейчас мы с вами в группе слепим настоящего снеговика.

Дети становятся в круг и повторяют за психологом слова и движения.

3. Игра с речевым сопровождением.

На дворе зима – ура!

Дети поднимают руки вверх.

Слепим мы снеговика.

Дети имитируют движения лепки.

Ком побольше – это раз.

Дети широко разводят руки в  стороны.

Ком поменьше – это два.

Дети показывают руками маленький комок.

Ну, а третий ком – головка.

Дети качают головами.

Надевай скорей ведерко!

Дети показывают, как надевают на голову ведерко.

Нос – морковка,

Дети дотрагиваются до носиков.

Ручки -  ветки.

Дети машут руками.

Снеговика слепили детки.

Дети хлопают в ладоши.

- Молодцы дети, какого снеговика вы слепили. Смотрите, вот же он.

Психолог достает игрушечного снеговика и показывает его детям.

- Какой он красивый, веселый, снежный, ведь мы слепили его из снега. А снеговик пришел к вам не с пустыми руками, он принес вам корзину со снежками  и хочет с вами поиграть.

4. Подвижная игра.

Психолог и воспитатель высыпают снежки на ковер, а дети под веселую музыку собирают их обратно в корзину.

Игра проводится 2-3 раза.

5. Релаксация.

-А теперь, дети, давайте отдохнем. Тихо ляжем на ковер, как снежок ложится на землю, закроем глазки и послушаем тихую музыку.

 - Вот мы с вами и отдохнули. К сожалению, снеговику пора уходить, а то здесь слишком жарко, он боится растаять. Снеговик благодарит детей за то, что его слепили, поиграли с ним, прощается и уходит.  

6. Рефлексия.

 Психолог предлагает детям сесть за столы и  скатать комочки для строительства снеговиков из белого пластилина. Дети с помощью взрослых выполняют задание. Потом все рассматривают снеговиков, психолог хвалит детей.

7. Прощание.

Занятие №11  «Большой красный мяч» (XI неделя)

Задачи:

-сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со

 сверстниками;

-повышение эмоционального тонуса;

-развитие чувства ритма, координации движения;

-развитие ориентации в пространстве;

-развитие зрительного и тактильного восприятия, речи, памяти и

 воображения.

Материалы:

большой красный мяч; мячики среднего размера для каждого ребенка;

2 картинки с изображением мячиков разного размера, 2 картинки: 1 с изображением мяча, другая картинка куклы; запись мелодии веселой (детская классика «Флейта для детей») и спокойной музыки (классика для детей Штраус «На прекрасном голубом Дунае»);

Иллюстрационный материал (Приложение 7-8).

Ход занятия

       1. Приветствие.

2. Сюрпризный момент.

Психолог достает из корзинки большой красный мяч и показывает его детям.

-Посмотрите, какой мячик круглый, большой, красный.  Давайте сядем вокруг мяча и расскажем ему стихотворение.

3. Игра с речевым сопровождением «Мой веселый звонкий мяч».

Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу сначала одной, потом другой рукой. [3]

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко топал.

4. Подвижная игра «Собери мячики».

Психолог вместе с воспитателем разбрасывает по группе мячи разных цветов. Психолог предлагает детям собрать в корзину только красные мячи.

Игра проводится 2-3 раза.

 5. Релаксация.

Психолог и воспитатель раздают детям мячи среднего размера. Дети садятся на ковер и ритмично шлепают каждый по своему мячу под музыку.

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду ты со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо с тобой играть!

6. Рефлексия.

- Дети, мячу было весело с вами играть, но ему пора уходить.

Психолог убирает мяч в корзину и показывает детям 2 картинки с изображением мяча и куклы (Приложение 7.) и предлагает выбрать ту игрушку, которая была у них в гостях и с которой они играли.

Вариативность проведения: можно показать детям  картинки, на которых нарисованы большой и маленький красные мячи (Приложение 8.)

7. Прощание.

 

Занятие №12 Солнышко (XII неделя)

Задачи:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, повышенной двигательной
активности;

-развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;

-развитие речи, памяти, воображения, творческих способностей.

Материалы:

Солнышко; набор прищепок;

магнитофон, диск записью веселой (классика для детей -  Куперен «Бабочки») и спокойной музыки (классика для детей «Лунная соната»);

лист бумаги с изображением солнышка без лучиков, восковые мелки для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Сюрпризный момент.

Психолог обращает внимание детей, что когда на улице солнечно и ясно у всех детей и взрослых хорошее настроение, и показывает им сделанное из картона солнышко с глазками и улыбкой.

- Вот и я пришла к вам сегодня с солнышком, чтобы поднять вам настроение. Посмотрите, дети, какое оно – круглое, желтое, ясное.

Дети сидят на стульчиках и повторяют движения за психологом.

3.Игра с речевым сопровождением.

Солнышко яркое в небе сияло,

Поднимают ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делают вращательные движения кистями рук.

Лучами своими нас согревало,

Тучки по небу быстро бежали,

Соединяют пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняют перекатывающие движения.

Лучики в тучках надолго застряли,

Но появился ветер могучий

Поднимают руки вверх и совершают волнообразные движения вправо-влево.

И разогнал все мрачные тучи.

Солнышко снова на небе сияет,

Дети снова поднимают руки вверх и расправляют пальцы-«лучи».

Жаркие лучики нас согревают.

Вариативность проведения занятия: психолог может предложить детям найти солнцу лучики.  

  Солнце по небу гуляло,

    Солнце лучик потеряло.

Вы скорее помогите,

     Солнцу лучики найдите.

Дети берут прищепки и прикрепляют  к солнышку. Игра проводится 2-3 раза.

4. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Дети сидят на стульчиках. По команде «Солнышко» дети выходят на середину группы и под веселую музыку  прыгают и веселятся. Как только звучит команда «Дождик» дети бегут на свои места.

Игра повторяется 2-3 раза.

5. Релаксация «Котята на солнечной полянке».

Психолог предлагает всем детям отдохнуть на коврике под спокойную музыку.

- Дети, представьте, что вы котятки и пришли на солнечную полянку. Выгните спинки, потяните лапки… Вам хочется отдохнуть и полежать на мягкой травке, свернитесь клубочком и закройте глазки

  - Откройте глазки, потянитесь. Нам пора возвращаться, медленно встаем и превращаемся  в деток.

6. Рефлексия.

-Ребятки, солнышку понравилось у вас в гостях. Но, ему пора возвращаться на небо. Скажите ему до свидания!!!.

Психолог показывает детям рисунок солнца без лучиков и предлагает им нарисовать мелками лучики. Дети рисуют.

(Вариативность проведения: можно показать рисунок лучиков, и попросить детей нарисовать солнце)

7. Прощание.

Занятие №13 Колобок (XI неделя)

Задачи:

-сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам  

 сотрудничества;

-снятие страхов перед сказочными героями;

-развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

-развитие восприятия

  развитие внимания, памяти, речи и воображения.

Материалы:

Куклы бибабо (персонажи сказки «Приключения Колобка»); восковые       мелки, лист бумаги формата А3, мячи по количеству детей;

Ход занятия

1.Приветствие.

 2. Сюрпризный момент.

Входит психолог, держа в руках игрушечного колобка.

- Здравствуйте, дети. К вам сегодня в гости пришел колобок. Какой он круглый, желтый, румяный и хочет рассказать вам сказку.

3. Игра с речевым сопровождением.

Психолог рассказывает и инсценирует (с помощью игрушек) сказку «Приключения Колобка». Он привлекает внимание детей к выполнению каждого движения.

- Жили-были старик со старухой. Вот просит старик: «Испеки мне, пожалуйста, колобок».

Старуха намела муки,

Психолог вместе с детьми выполняет плавные движения кистями рук к себе.

Наскребла соли.

Дети вместе с психологом медленно сжимают и разжимают кулаки.

Посолила,

Дети собирают пальцы в щепоть, «солят» правой, левой, обеими руками.

Помешала тесто.

Психолог вместе с детьми делает круговые движения в разных направлениях правой, левой и обеими руками.

Слепила колобок.

Дети имитируют лепку колобка.

Покатала.

Психолог вместе с детьми выполняет круговые движения одной ладонью над другой по часовой стрелке, против часовой стрелки, меняют руки и повторяют движения.

Маслом помазала.

Дети вместе с психологом гладят одной ладонью другую.

В печку жаркую поставила,

Дети дышат на ладони теплым воздухом

И положила остудить на окошко.

Дети дуют на ладони.

-Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку.

4. Подвижная игра.

-Посмотрите, сколько у нас колобков получилось. (В это время воспитатель раздает мячи.)

- Давайте возьмем мячи и покажем, как покатился колобок.

5. Релаксация.

- Долго катился колобок, устал и ребята устали. Психолог проводит релаксацию «Колобок отдыхает».

Колобок. Я устал, я торопился,
Я чуть-чуть не заблудился.
На полянке полежу,
И на небо погляжу»
Дети ложатся на ковер и отдыхают.

- Колобок торопится вернуться домой к дедушке и бабушке. Давайте скажем колобку: «Спасибо! Приходи к нам ещё!»

6. Рефлексия.

После этого психолог предлагает нарисовать колобков.

Вариативность проведения: раскрасить дорожку, по которой катился колобок; скатать колобков из жёлтого пластилина или соленого теста,

7. Прощание.

Занятие №14 Непослушные мышата (XIV неделя)

Задачи:

-снятие страх перед спальней;

-развитие слухового внимания, быстроты реакции;

-развитие общей и мелкой моторики;

развитие памяти, внимания, речи и воображения.

Материалы:

игрушечная мышка;

магнитофон, диск с записью плясовой (песня «В каждом маленьком ребенке» из м/ф «Осторожно обезьянки») и спокойной музыки (классика для детей увертюра «Маленькая мышь»);

иллюстрационный материал (Приложение 9).

Ход занятия

  1. Приветствие.       
  2. Сюрпризный момент.

- Дети, к вам в гости пришла мышка. Посмотрите, какая она серая, шерстка у нее гладкая, у нее маленькие ушки и длинный хвост. У мышки есть  мышата - шалунишки, которые любят все делать наоборот. Давайте покажем этой мышке, что наши дети все послушные и делают то, что им говорят.

3. Игра с речевым сопровождением.

Психолог читает стихотворение и показывает соответствующие движения, а дети выходят на середину группы и выполняют движения.

Ребята, поднимите руки вверх,

Дети поднимают руки.

Ножками потопайте,

Дети топают ногами

Ручками похлопайте.

Дети хлопают руками

Головкой покивайте.

Дети кивают головой.

Со мною поиграйте.

Дети прыгают.

4. Подвижная игра «Мышки-шалунишки».

- Дети, а мышата не хотят, вечером, ложится спать. Вот, что они делают.

Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Скачут мышки-шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,

Не мешайте спать малышке

Прыгают на месте

Идут на носочках.

Садятся на корточки,

кладут ладони, сложенные «лодочкой»,

под щёку

Игра повторяется 2-3 раза.

5. Игра на снятие психоэмоционального напряжения

- Вот наступил вечер. Мама мышка уложила своих мышат спать. Она подошла к каждому мышонку, погладила его по головке и поцеловала в щечку.

Дети садятся на стульчики и, изображая спящих мышат, закрывают глаза. Звучит тихая спокойная музыка.

Психолог берет игрушечную мышку и подходит к каждому ребенку. «Мышка» гладит детей по головкам, «целует» их в щечки, затем «ложится спать».

Психолог говорит:

-        Только мама-мышка уснула...( Звучит быстрая плясовая музыка)

Дети встают со стульчиков, прыгают, танцуют. Музыка замолкает - дети садятся на стульчики, притворяются спящими.

-        Проснулась мама мышка. Что за шум? Наверное, ей что-то приснилось. Только заснула...

Игра повторяется 2-3 раза.

Вариативность проведения:  игра проводится в спальной комнате. Когда музыка смолкает, то дети ложатся каждый в свою кроватку.

6. Рефлексия.

Мышка благодарит детей и возвращается к своим мышатам.

Психолог показывает детям 2 картинки раскраски  с изображением животных: мышки, кошки и собачки (Приложение 9.)  и просит раскрасить того, кто был у них в гостях.

7. Прощание.

Занятие №15 Забавный щенок (XV неделя)

Задачи:

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развитие умения связывать свои действия с действиями других детей, в   ритме стиха, с правилами игры;

-развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

-развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

-игрушка: щенок;

-большая корзина для игрушек, разные игрушки;

-иллюстрационный материал (Приложение 10).

Ход занятия

1.Приветствие.

        2.Сюрпризный момент.

- Ребята, слышите, кто-то лает.

 Психолог подходит к полке с игрушками и обращает внимание детей на маленького игрушечного щенка, спрятанного среди других игрушек. Рассматривает его вместе с детьми, просит показать глазки, лапки, хвостик, носик и ушки.

   - Как хорошо, что у вас в группе живет такой забавный и милый щенок.

      3. Игра с речевым сопровождением.

   Психолог говорит и показывает движения, дети повторяют за ним.

Я сегодня сбилась с ног,

Дети идут на месте.

У меня пропал щенок.

Дети разводят руки в стороны.

Два часа его звала,

Зовут щенка.

Два часа его ждала.

Дети садятся на корточки.

За уроки не садилась

Дети подходят к окошку и делают вид,

И обедать не смогла.

Что ждут щенка.

Вариативность проведения: можно использовать другую игру с речевым сопровождением.

Лает, косточки грызёт,
Мяч поймает, принесёт!
Скачет радостно у ног,
Это маленький  щенок!

4. Подвижная игра «Принеси мяч».

- Наш щенок очень хороший друг и любит разные веселые игры. Давайте с ним поиграем.  Вы будете кидать мячи, а он будет приносить вам их. Только обязательно хвалите щенка, гладьте его. Он будет доволен.

Дети кидают мяч, а воспитатель вместе с собакой (игрушкой) приносят его. Дети гладят щенка.

Вариативность проведения: можно предложить детям собрать игрушки, которые разбросал щенок.   Дети собирают в корзину игрушки под веселую мелодию.

  1. Игра на развитие тактильной чувствительности, ласкового отношения друг к другу.

Психолог предлагает детям отдохнуть. Все садятся на ковер в круг. Психолог рассказывает историю про «ласковушки». Это приятные, добрые прикосновения.  Затем психолог показывает, как можно подарить «ласковушку» соседу, и предлагает детям подарить приятные прикосновения, кому они захотят.

  1. Рефлексия.

- Ребята, очень понравилось играть с вами, но он очень устал и ему пора возвращаться на полку. Давайте, попрощаемся с ним.

Психолог кладет пред детьми картинки с изображением 3 картинки с изображение щенка, котенка и зайчонка (Приложение 10.) и просит детей поднять ту карточку на которой тот, кто приходил с ними поиграть.

7. Прощание.

- А теперь давайте попрощаемся по-собачьему с щенком. Погавкаем ему вслед дружно скажем  «Гав-Гав, приходи к нам еще. До свиданья.

Занятие №16.  Золотая рыбка (XVI неделя)

Задачи:

-учить выполнять движения под музыку в соответствие с текстом;

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развивать внимание, речь, память, воображение.

Материалы:

Игрушка: дедушка, рыбка, ведерко; деревянные палочки с  

привязанными к ним веревочками.

Магнитофон, диск с записью  веселой (Классика для детей Штраус «На прекрасном голубом Дунае») и спокойной музыки (Ария И. С. Бах  «Морской прибой»);

Иллюстрационный материал (Приложение 11).

Ход занятия

1. Приветствие.

 2.  Сюрпризный момент.

- К нам в гости пришел дедушка с рыбалки и поймал золотую рыбку.

Психолог достает из ведерка рыбку и вместе с детьми рассматривает ее.

- Дети,  посмотрите, какая у нас рыбка гладкая, блестящая, золотая.

3. Игра с речевым сопровождением «Рыбка».

Дети садятся на стульчики и повторяют за психологом движения.

Рыбка плавает в водичке,

Дети качают сложенными ладонями.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка озорница,

Дети грозят пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула,

Дети сгибают руки.

Крошку хлебную взяла,

Взмахивают рукой.

Рыбка хвостиком махнула,

Прячут руки за спину.

Рыбка быстро уплыла.

Дети выполняют хватательные движения рукой.

 Вариативность проведения: можно провести  фонетическую зарядку «Волна».

Где живет золотая рыбка? В воде (море,  речке).

       Давайте покажем руками, как набегает волна в море «ПФ-пФ-пФ».

Дети показывают волну руками и произносят звуки

- А теперь волна убегает «ш-шш-ш».

 Дети шевелят пальчиками и произносят звук «ш-шш-ш».

Упражнение повторяется два три раза.

4.Подвижная игра «Веселая рыбалка».

- Дети, дедушка приглашает нас на рыбалку, давайте возьмем удочки и попробуем поймать рыбку.

Психолог вместе с воспитателем раздает деревянные палочки, с привязанными к ним  веревочками. Каждая веревочка заканчивается прикрепленной к ней маленькой картонной рыбкой.

- Давайте попробуем накрутить веревочку на палку.

Дети выходят на середину ковра и  выполняют упражнение под веселую музыку.

6.   Рефлексия.

  - Ребята, к сожалению, дедушке пора возвращаться домой, скажите ему спасибо за интересную рыбалку и до свидания.

Дедушка уходит. Психолог кладет на ковер лист бумаги с нарисованными на нем аквариумом  и контуром рыбок.  Затем предлагает детям  взять тех рыбок, которых они сегодня поймали, и выпустить в аквариум. Дети с помощью психолога и воспитателя отцепляют рыбок от удочек и прикладывают к контуру в аквариуме. Потом все любуются рыбками.

Вариативность проведения: на следующем занятии можно соотнести контур и рыбку по цвету или величине

7.Прощание.

Занятие №17 Курочка ряба (XVII)

Задачи:

сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам

сотрудничества;

-снятие страхов перед сказочными героями;

-развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

-развитие восприятия

развитие внимания, памяти, речи и воображения.

Материалы:

волшебный сундучок, персонажи к сказке "Курочка Ряба" (игрушки); игрушечные молоточки по количеству детей, восковые мелки, лист бумаги, диск с записью песни Негрей Татьяны «Вышла курочка гулять»

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Сюрпризный момент.

Психолог показывает детям «волшебный сундучок».

Посмотрите, ребята, что я принесла? Это волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что там находится.

 Психолог  достает из сундучка «золотое» яйцо.

- Что это? Правильно, яйцо. Оно не простое, а золотое, а несла нам его,  курочка ряба.

  Психолог достает из сундучка курочку Рябу.

- Посмотрите, это? Курочка Ряба, к нам пришла.

- А каких героев из сказки вы еще знаете? Дед, баба, мышка.

Психолог достает всех героев сказки, расставляет их перед детьми.

- Я предлагаю вам эту сказку показать с помощью наших пальчиков.

3. Показ и инсценирование сказки с помощью пальчиков.

Дети садятся за столы. Психолог проговаривает текст и показывает движения, дети повторяют вместе с ним.

Жили-были дед

Обводят двумя руками сверху вниз воображаемую бороду.

И баба

Изображают, как завязывают под подбородком уголки платка.

И была у них курочка Ряба

Стучат указательным пальцем по столу. (Можно раздать детям игрушечные молоточки)

Снесла курочка яичко

Подушечками больших пальцев прикасаются к подушечкам остальных пальцев.

Да не простое, а золотое.

Дед бил, бил - не разбил.

Берут молоточки и стучат ими по полу

Баба била, била - не разбила.

Продолжают стучать молоточками.

Мышка бежала

Шевелят прямыми пальцами без напряжения.

Хвостиком махнула.

Напрягают выпрямленные пальцы.

Яичко упало и разбилось

Роняют расслабленные руки на колени.

Дед плачет

Закрывают лицо руками.

Баба плачет

Закрывают лицо руками.

А курочка кудахчет:

"Не плачь, дед не плачь баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.

4. Подвижная игра «Вышла курочка гулять».

Воспитатель надевает на голову шапочку «курочки».

- У курочки Рябы есть еще цыплятки, которые очень любят с ней играть.  Давайте вы будете цыплятками и поиграете с курочкой рябой. Дети вместе с психологом изображают цыплят, вышедших на прогулку вместе с мамой. Цыплята весело бегают, машут крылышками, клюют зернышки. Психолог говорит, а дети выполняют действия:

1-й вариант.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

Дети машут ручками – крылышками.

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки.

Дети идут за курочкой.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!

Воспитатель вместе с детьми грозит пальчиком

Лапками гребите,

Дети загребают ручками.

Зёрнышки ищите.

Дети имитируют движение пальчиками, как клюют зернышки.

Съели толстого жука, дождевого червяка.

Дети показывают ручками, какой толстый жук.

Выпили водицы полное корытце.

Показывают, как черпают воду и пьют.

-А как мама-курочка зовет цыплят? – ко-ко-ко-ко,

-А как цыплята пищат? – пи-пи-пи-пи.

Вариативность проведения: на следующем занятии можно добавить появление нового персонажа – лисы.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса. 
Мы лису обхитрим,

Тихо-тихо убежим.

Дети бегут за психологом. А потом собираются вокруг него.      Воспитатель изображает курочку и прячет около себя детей.

5.Игра «Подари Ласковушку»

Проводится также как и в предыдущем занятии.

6. Рефлексия

- Дети, курочке пора возвращаться к бабушке и дедушке, ей очень понравилось у вас. Она прощается с вами, до свидания.

Психолог убирает курочку в «волшебный» сундучок.

- А теперь, давайте нарисуем зернышки, для курочки Рябы.

Психолог раздает детям восковые мелки, и дети рисуют «зернышки».

7. Прощание.

Занятие №18 Божья коровка (XVIII неделя)

Задачи:

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развитие умения связывать свои действия с действиями других детей, в  

 ритме стиха, с правилами игры;

-развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

-развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);

-развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

игрушечная «божья коровка» (желательно круглой формы);

магнитофон, диск с записью мелодии из сказки о царе Салтане «Полет шмеля» и спокойной мелодии (классика для детей «Лебедь»);

восковые карандаши;

лист с изображением божьей коровки для каждого ребенка;

иллюстрационный материал (Приложения 12 и 13).

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Сюрпризный момент.

Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:

-К нам в гости прилетела Божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Психолог называет цвет, форму и величину игрушки. Ребята повторяют.

 - Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения под музыку «Полет шмеля».

-        Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

-        Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.

Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка (можно использовать резиновые маленькие игрушки)

3. Игра с речевым сопровождением.

Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.[4]

Божья коровка,

Ритмично покачивают ладонями

Улети на небо,

Делают взмахи перекрещенными

кистями рук

Принеси нам хлеба,

Машут кистями рук на себя.

Чёрного и белого,

Ритмично хлопают в ладоши

Только не горелого!

Грозят указательным пальцем.

- Но тут подул ветер, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.

4. Подвижная игра.

Дети, изображая полет божьих коровок, бегают по группе, плавно машут руками, жужжат. Можно включить «Полет шмеля».

Как только музыка заканчивается, дети бегут в свои домики на стулья.

Вариативность проведения: на повторном занятии божьи коровки могут убегать от воробья.

5. Релаксация.

- Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая.

Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. (При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои  и показать им, как выполняются вращательные движения.)

  6.Рисование «Божьи коровки».

Психолог рассаживает детей за столы и раздает карандаши и листки с изображением божьих коровок (Приложение 12).

-Теперь нарисуем чёрные точки на спинках божьих коровок.

Дети вслед за психологом  закрашивают круги на спинках божьих коровок.

Вариативность проведения: на следующем занятии божья коровка уже нарисована, а психолог предлагает нарисовать ее полет (Приложение 13).

Психолог говорит:

- Божьей коровке у вас очень  понравилось, но ей пора улетать, и она прощается с вами до новых встреч.

7. Прощание.

Литература

1.  Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н., Дробинская А.О. и, Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет. — М.: АРЬ 2004.

2.Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. М., 1996.

3.  Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. М., 1991.

3.   Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. М., 1996.

4. Воронина С.В., Кухаренко С.Ю. «Кенгуру». Тренинг раннего развития в паре мама – ребенок (для родителей и детей от 1 года до 3 лет). – СПб.: Речь, 2008.

5.Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей ранненего возраста. —М.: ВЛАДОС, 2007.

6. Галигузова Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста //

 Вопросы психологии. 1993. № 2.

7.  Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. М., 1996

8.  Лисина М. И. Возникновение и развитие непосредственно эмоционального общения со взрослым у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И.-Лисиной. М., 1974.

9. Лисина М. И. Влияние общения со взрослым на развитие ребенка первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В.Запорожца, М.И.Лисиной. М., 1974.

10.  Лисина М. И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослым // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной. М., 1974.

11.  Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.

12.  Лисина М.И.  Формирование личности ребенка в общении.| СПб: Питер, 2009.

13. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству //

 Вопросы психологии. 2000. № 5.

14.  Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И.Лисиной. М., 1985. Гл. 1—7.

15.  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

16. Развитие межличностных отношений ребенка от рождения до семи лет. Воронеж, 2001.

17. Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов Под ред. С. Н. Теплюк. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

18. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов Под ред. С. Н. Теплюк. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

19. СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

20.Смирнова Е. О. Детская психология. М., 2002.

21. Смирнова Е. О, Галигузова Л.Н.Ермолова Т.В, Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет - СПб,2005

22.Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

23. Развитие межличностных отношений ребенка от рождения до сен! лет / Под ред. Е. О. Смирновой. — Москва—Воронеж, 2001.

24.Журнал «Дошкольное воспитание». – 2012. - №9.

25.Журнал «Дошкольное воспитание». – 2012. - №11.

26.Журнал «Дошкольное воспитание». – 2013. - №2.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


[1] Поглаживание спинки – движения выполняются от ягодиц к шейке и обратно. Поглаживание от  позвоночника двумя руками в разные стороны.

[2] Перед игрой показать детям как звонит маленький и большой колокольчики.

[3]Психолог оказывает помощь детям, которые неритмично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.

[4] Как правило, на первом занятии многие дети не способны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем).

В этом случае воспитатель, психолог сажают малышей к себе на колени и, подхватывая их ладони, делают вместе с ними вышеизложенные движения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

Дополнительная общеразвивающая программа адаптации детей 2-3 лет в детском саду.

Дополнительная общеразвивающая программа адаптации детей 2-3 лет в Доу...

Аннотация к дополнительной образовательной программе для детей старшего дошкольного возраста "ФИТНЕС В ДЕТСКОМ САДУ"

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ дополнительной образовательной программЫ для детей старшего дошкольного возраста "ФИТНЕС В ДЕТСКОМ САДУ"...

Программа адаптации детей ясельного возраста к условиям детского сада

Данная программа будет интересна педагогам и специалистам детского сада. Она раскрывает аспекты адаптации детей ясельного возраста к условиям детского сада. Программа рецензирована и опробирована....

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ

Дополнительная  образовательная программа  для детей дошкольного возраста муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...