Коррекция и развитие внимания у детей 6-7 лет
план-конспект занятия на тему

Халина Ирина Семеновна

Внимание – это очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а её продуктом – её качественное выполнение. [8; с. 250]

Проблемой изучения внимания в течение многих  десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Дж.Миль, И.Гербарт, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, Л.Н.Леонтьев, Р.С.Немов, Г.А.Урунтаева и многие другие).

Т.Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал тесную зависимость. [14; с. 75]

В своих трудах Н.Ф.Добрынин подчеркивал, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. [6; с. 125]

По мнению  С.Л.Рубинштейна внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. [15; с. 524]

Л.С. Выготский и Л.Н.Леонтьев указывали на существенное значение речи для развития внимания, т.к. при посредстве слова происходит указание предмета, на котором следует  сосредоточиться.

Л.С.Выготский пытался проследить историю развития  внимания. Он писал, что история внимания есть история развития организованности  поведения ребёнка, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности воспитанника.

П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля – это составная часть теории поэтапного формирования умственных действий. [5; с. 110]

Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян и неусидчив.

Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанавливается взаимосвязь двух систем мозга – активационной и воспринимающей. На втором этапе (как правило, начинается на 8-м году жизни) в общую взаимосвязь включается интеллектуальная сфера, что позволяет осуществлять конкретные, а затем формальные операции.  Переход от первого ко второму этапу относят как раз на 6-й год жизни.

Внимание занимает важную роль в регуляции психических процессов и познавательной деятельности на всех этапах индивидуального развития. Успешность в обучении, в овладении той или иной деятельностью зависит в значительной степени от внимания ребенка, поскольку внимание является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса. Оно всегда включено в деятельность, является важнейшим условием её продуктивности и выступает в единстве с различными психическими процессами – познавательными, эмоциональными,  волевыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_plan_zanyatiy.doc53 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Цель, задачи

Наименования упражнений

Занятие 1.

- способствовать развитию свойств внимания (переключение, распределение, концентрация);

- формировать слуховое и зрительное внимание;

- формировать способы организации внимания и элементы контроля;

- формировать элементы сотрудничества;

-развивать мелкую моторику.

1. Приветствие.

2. «Найди пару»

3. «Фотографии».

4. Пальчиковая гимнастика «Замок».

5. Графические упражнения.

6. Релаксация.

Занятие 2.

- учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;

- продолжать формировать слуховое и зрительное внимание;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля.

  1. Приветствие.
  2. «Найди ошибку».
  3. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
  4. Графические задания.
  5. Релаксация.

Занятие 3.

- Воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;

- продолжать развивать способности к переключению и распределению внимания;

- учить детей зрительно сосредотачиваться на предметах;

- продолжать развивать мелкую моторику.

- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля.

  1. Приветствие.
  2. «Хлопни в ладоши».
  3. «Найди заплатку»
  4. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Занятие 4.

- продолжать помогать детям строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;

- продолжать формировать слуховое и зрительное внимание;

- продолжать учить детей зрительно сосредотачиваться на предмете;

- продолжать развивать мелкую моторику.

  1. Приветствие.
  2. «Составь слово».
  3. «Найди предметы»
  4. Пальчиковая гимнастика «Мышки-шалунишки»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Тематический план занятий

Тема

Цель, задачи

Наименования упражнений

Занятие 5.

- продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;

- продолжать развивать произвольное внимание, фонематический слух;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля;

- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание.

1. Приветствие.

2. «Внимательные руки»

3. «Найди отличия».

4. Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота».

5. Графические упражнения.

6. Релаксация.

Занятие 6.

- продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;

- продолжать развивать внимание, наблюдательность, учить сравнивать и анализировать;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля;

- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание.

  1. Приветствие.
  2. «Найди пару».
  3. «Маски».
  4. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Занятие 7.

- продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;

- продолжать развивать способность к переключению и распределению внимания;

- продолжать учить детей зрительно сосредотачиваться на предмете;

- продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля;

- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание;

- продолжать развивать мелкую моторику;

  1. Приветствие.
  2. «Собери буквы».
  3. «Чем похожи?»
  4. Пальчиковая гимнастика «Мы учимся письму»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Тема

Цель, задачи

Наименования упражнений

Занятие 8.

- продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;

- продолжать развивать внимание, наблюдательность;

- способствовать развитию переключения и распределения внимания;

- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля;

- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание;

-  продолжать развивать мелкую моторику;

  1. Приветствие.
  2. «Найди пару».
  3. «Подбери картинку»
  4. Пальчиковая гимнастика «Братья-ленивцы»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Занятие 9.

-  продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;

- продолжать развивать способность детей концентрировать внимание, сосредотачиваться на зрительной информации;

- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля;

  1. Приветствие.
  2. «Погода».
  3. «Портрет»
  4. Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Занятие 10.

-  продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;

- продолжать развивать объем внимания и возможности его распределения;

- развивать внимание, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля;

  1. Приветствие.
  2. «Зашифрованные слова».
  3. «4 стихии»
  4. Пальчиковая гимнастика «Ладошки»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Занятие 11.

-  продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;

- продолжать учить детей сосредотачивать внимание на зрительной информации;

- способствовать развитию переключения и распределения внимания;

- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля;

  1. Приветствие.
  2. «Что изменилось?».
  3. «Подбери пару»
  4. Пальчиковая гимнастика «Алые цветы»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.

Занятие 12.

-  продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;

- способствовать развитию концентрации, переключения и распределения внимания;

- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- продолжать закреплять  у детей способы организации внимания и элементы контроля.

  1. Приветствие.
  2. «На что похоже».
  3. «Запомни фигуру»
  4. Пальчиковая гимнастика «Пять малышей»
  5. Графические задания.
  6. Релаксация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция и развитие внимания у детей 6-7 лет (о системе коррекционно-развивающих занятий) Халина Ирина Семеновна

Слайд 2

Коррекционно-развивающие задачи

Слайд 3

Способствовать развитию свойств внимания. Формировать слуховое и зрительное внимание. Формировать способы организации внимания и элементы контроля.

Слайд 4

Структура занятий

Слайд 5

1. Вводная часть: Приветствие, создание эмоционального настроя на занятие. 2. Основная часть: развитие и коррекция зрительного внимания развитие мелкой моторики графические задания развитие и коррекция слухового внимания 3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия (совместное обсуждение с детьми результатов работы).

Слайд 6

Принципы общей дошкольной педагогики

Слайд 7

Принцип развивающего обучения Принцип индивидуального подхода Деятельностный принцип.

Слайд 8

Используемые методы и приемы

Слайд 9

прием самоинструкции прием контроля деятельности сравнение прием зрительно-моторной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанав...

Упражнения для коррекции и развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

В статье подробно изложено описание  игровых упражнений, направленных на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста....

"Игровая мозаика" программа направлена на коррекцию и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

проблема недостаточного развития внимания является актуальной. Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активного владения речью. Чем лучш...

Картотека игр и упражнений по коррекции и развитию внимания для детей 5-7 лет с ЗПР

Картотека игр и упражнений по коррекции и развитию внимания для детей 5-7 лет с ЗПР...

Картотека игр и упражнений по коррекции и развитию внимания для детей 4-7 лет с ЗПР

Поскольку игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, то целесообразно говорить о связи игры и внимания. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических про...

Игры и упражнения по коррекции и развитию внимания для детей дошкольного возраста

ЭТИ ИГРЫ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ПЕДАГОГИ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП, ТАК И РОДИТЕЛИ ДОМА....

Картотека игр и упражнений по коррекции и развитию внимания для детей 4-7 лет с ЗПР  

laquo;Нос - пол - потолок».Цель: развитие зрительного вниманияИзвестная многим игра. Когда взрослый говорит "нос" - ребенок должен дотронуться до носа, "пол" - показать...