развитие мелкой моторики
статья (младшая группа) на тему

Кацера Татьяна Анатольевна

использование нетрадиционного дидактического материала по развитию мелкой моторики с детьми 2 младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО     ВОЗРАСТА .

                Мелкая моторика — совокупность  скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями, пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

               К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

       Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

    Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

  Работа по развитию мелкой моторики  оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Необходимо выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

   Мелкую моторику рук развивают различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности, игры с мелкими предметами (только под контролем взрослых), насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия, рисование карандашом, застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

          Свою работу по развитию мелкой моторики проводила сначала с детьми 1 младшей группы, затем второй младшей. Цель работы заключалась в следующем:

развитие мелкой моторики у детей посредством дидактических игр и игрушек.

 Правильно подобранные  дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики.

  В младшем возрасте дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь сначала показать предмет, затем даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Наряду с традиционными пособиями (шнуровкой, пирамидками, вкладышами,  мозаикой, различными предметами для нанизывания – бусины) для более продуктивной работы использую нестандартный дидактический материал, сделанный своими руками: «Волшебный куб»,

аттестация 3

мягкая  игрушка « Капитошка »и « Пирамидка».

            Данные пособия дают возможность работать как с группой детей, так и индивидуально. Все дидактические пособия имеют привлекательный внешний вид, с приятной фактурой, четкими формами и насыщенными цветами, доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных знаний.

«Волшебный куб» и «Капитошка» основаны в основном на играх-шнуровках-  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;  развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание   банта из ленты); способствуют развитию речи;  развивают творческие способности; развивают усидчивость;  игра способствует улучшению координации движений , гибкости кисти (застегивание пуговиц и молний) и раскованности движений вообще.

         Дидактическое пособие «Пирамидка» многофункциональна в своем использовании: меняя набор тематических картинок, видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ней интереса.

        Таким образом использование нестандартного дидактического материала, способствующего развитию мелкой моторики, помогает мне в формировании интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а главное - способствует сохранению физического и психического здоровья детей.

аттестация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...