"Пальчиковая гимнастика "
проект (младшая группа) на тему

Представление опыта по инновационному проекту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_ochen_lyublyu_detey.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Я очень люблю детей. Большая и лучшая часть моей жизни отдана им. Это работа в детском саду. Помогать детворе – вот моя главная задача как воспитателя.

         Главная же задача каждого родителя, воспитателя и вообще всех взрослых, работа которых связана с детьми, - совершать простые и естественные человеческие действия:

  • Любить детей любого возраста, своих и чужих, не навязывая своего мнения и не диктуя своих правил, а только осторожно корректируя направление их развития;
  • Помогать детям правильно взрослеть;
  • Учить их.

         В чем больше всего нуждается ребенок? В родительской заботе, ласке, тепле вашей души. Если младенцу не будет хватать этого тепла и нежности, он начнет остро ощущать свое одиночество, испытывая настоящий психологический дискомфорт. И это будет сказываться не только в раннем детстве, но и в более старшем возрасте.

         Любовь окружающих людей необходима младенцу с момента рождения. Он нуждается в нашем ласковом голосе, понимающих глазах, в телесном контакте, причем ребенка необязательно держать все время на руках, можно просто гладить его ручки, ласкать.

         Я рекомендую всем с первых дней жизни младенца, общаясь с ним, проговаривать потешки, песенки, прибаутки. Ведь это замечательное наследие, доставшееся нам от предков. Эти первые поэтические произведения, услышанные младенцем, позволяют установить с ним и эмоциональный, и психологический контакт, так как они вызывают только положительные эмоции. Они очень просты по форме и незатейливы по содержанию. Одни побуждают к деятельности, другие – успокаивают малышей.

         Слушая певучие, мудрые образцы фольклора, младенец постепенно приобщается к красоте языка, а главное – начинает чувствовать уверенность, покой, заботу. В такие минуты ребенок находится в удивительном состоянии эмоционального комфорта, а это самый важный фактор для его гармоничного развития.

         Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».

         Установлено, что в ходе эволюции развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.

         Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Многие специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев типа «Сороки - белобоки» помогают достичь гармонии в тандеме тело – разум, поддерживают системы мозга в превосходном состоянии. Так, в Китае для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. На Руси существовали свои пальчиковые забавы, которыми обучали всех малышей.

         Доказано, что если у ребенка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если ребенок отстает в развитии движений пальцев, то задерживается и в речевом развитии. Родители не всегда замечают этого, поскольку общая моторика у ребенка может быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами, правильное и своевременное формирование речи ребенка происходит тогда, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.

         Учеными в ходе многочисленных исследований доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Это взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения сохраняются на протяжении всего детства.

         Сейчас у многих детей есть проблемы с речью: они нечетко произносят слова, переставляют в них слоги и буквы. Я считаю, что выход один – развивать пальчики ребенка. С того момента, как я начала работать в ясельной группе, мое внимание затронула пальчиковая гимнастика. Уже на протяжении последних двух лет моей деятельности, я повышаю свой уровень самообразования по этой теме. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображаются с помощью движения рук и пальцев. Наблюдая за детьми, я вижу, что такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются  ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи малыши легко запоминают.

Для чего нужно развивать пальчики?

         

         Я полностью согласна с ученными в том, что уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – это один из ведущих показателей интеллектуального развития, готовности ребенка к последующему обучению.

         Ребенок, имеющий высокий уровень развитие мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты внимание и память, связная речь, подготовленность к письму.

         Очень важно успеть развить в раннем возрасте механизмы, необходимые для овладения речью, письмом, рисованием. В работе с детьми младшего возраста, я создаю условия для накопления ребенком практического двигательного опыта и развития навыков умелости рук.

         Для большей эффективности развитие должно сопровождаться интересом ребенка, положительными эмоциями и творчеством. Я не только помогаю ребятам справиться с проблемами в общении, но и закладываю основу в его успешной успеваемости на занятиях, ведь для того чтобы хорошо учиться, нужно уметь мыслить.

Что развивает мелкую моторику?

         

         Для развития мелкой моторики у детей я использую:

  • Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
  • Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под моим контролем);
  • Игры, в которых требуется что-то брать и вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать;
  • Рисование карандашами, кистью, пальцами;
  • Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание кукол.

Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малышей две руки. Я стараюсь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой рукой. Работая правой рукой, мы развиваем левое полушарие мозга. И наоборот, работа левой руки стимулирует развитие правого полушария.

         В дошкольные годы жизни ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, который формирует личность ребенка. Пальчиковым играм принадлежит особая роль в умственном развитии ребенка. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами, которые еще не стали повседневными.

         Я вижу то, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для него большим достижением. Вследствие  этого пальчиковые действия переходят в игровой план:  ребенок начинает раз за разом повторять и совершенствовать движения рук.

         Существенная роль в развитии игр принадлежит подражательной способности ребенка повторять за взрослыми.

         Я замечаю, что при систематических занятиях происходит улучшения не только качества речи, но и мышления ребенка. Для себя я сделала вывод, если занятия по тренировке движений пальцев проводить систематически, это будет служить мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Когда необходимо начинать?

         Среди специалистов нет единого мнения. Признавая необходимость пальчиковых игр, они расходятся в том, когда надо ими заниматься. Некоторые считают, что по достижении полутора лет, другие – в три года. Я придерживаюсь мнения, что первые упражнения можно начинать делать с двух месяцев.

         Для младенцев пальчиковая игра предполагает прежде всего массаж, разминание подушечек пальчиков. По мере взросления ребенка игры постепенно усложняются.

         Игры обязательно должны сопровождаться стишками, песенками, загадками, шутками. Для развития мелкой моторики крохи необходим  дидактический материал. Это различные предметы, которые помогут развить ручки и пальчики малышей.

Правила организации игр.

         Для того чтобы игра принесла ребенку максимальную пользу, следует правильно ее организовать.

         В раннем возрасте внимание детей неустойчиво. Поэтому учитывая эту особенность, я не затягиваю процесс игры. Любая игра должна длиться не более 5-8 минут, иначе ребенок потеряет к ней интерес и действие не получит логического завершения.

         

         При применении пальчиковой гимнастики:

  •  я слежу за тем, чтобы у малыши находились в благодушном настроении;
  • подбираю такие упражнения, которые соответствуют моторному развитию ребенка, не опережая его физическое развитие;
  • пальчиковые упражнения ввожу тогда, когда дети начинают проявлять интерес к окружающему миру и физические упражнения доставляют ему радость;
  • я всегда начинаю с нежного поглаживания пальчиков.

         Гимнастика направлена на то, чтобы поддержать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. Методики, ставящие целью опередить темпы естественного физического развития, не приносят устойчивых результатов и практической пользы.

         Я обязательно использую речевое сопровождение при проведении упражнений, это дает детям заряд положительных эмоций и побуждает к общению.

Как играть в пальчиковые игры?

         Проговаривая потешки и одновременно двигая пальчиками, ребенок невольно ритмизирует свою речь: она становится более четкой и выразительной, эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет и на его слуховое восприятие.

         При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша постоянно была опора, чтобы сначала работала одна рука, затем другая, потом обе. В процессе игры темп постепенно ускоряется.

         Все игры – как простые, так и сложные – показываю. Тем самым я даю понять детям, что мне очень интересно играть в эту забавную игру. Именно ребенок становится моим партнером по игре.

         Я заметила, что в простые игры ребенок начинает играть, как только освоит движения и ритмику текста. А сложные игры сначала просто запоминает. Потом я вижу, как он пытается самостоятельно сложить пальчики так, как нужно, долго тренируется и в конце концов складывает их правильно в тот момент, когда я меньше всего этого жду.

Помогать ли пальчикам?

         Это нужно делать обязательно, если заниматься с малышом до 2 лет, который пока с трудом совершает произвольные движения пальцами. Хотя игры для этого возраста очень просты – это разгибание и загибание отдельных пальчиков, ощупывание предметов разной формы и фактуры, - они все-таки рассчитаны на взаимодействие со взрослым.

         Для детей более старшего возраста (2,5 – 3 лет) игры усложняются и подразумевают самостоятельные движения рук ребенка, но все равно некоторые движения маленьким ручкам скопировать трудно, поэтому участие взрослого просто необходимо.

         Взрослый должен помочь ребенку сложить руки правильно: сначала показать самому, затем придать нужное положение его кисти и пальчикам. Потом попросить ребенка попробовать самостоятельно выполнить движение. Если у малыша не получается, то снова сложить его руки в правильную позицию. Проделать это несколько раз, и постепенно ребенок научится складывать и удерживать пальчики в нужной позиции.

         Самое главное – не давить на ребенка, не демонстрировать ему его неспособность. Со временем у него обязательно все получится.

   

         Мелкую моторику ребенка можно развивать не только пальчиковыми играми. Существует множество способов ее развития. Можно играть с мелкими предметами, пересыпать крупу, переливать воду, рисовать, катать шарики, играть игрушками, которые имеют разную фактуру. Любая игра полезна!

         Пальчиковые игры вызывают неподдельный интерес у детей начиная с 2 – 2,5 лет, то есть тогда, когда они начинают понимать, что от них требуется. Порой дети меня сами просят поиграть в ту или иную полюбившуюся им игру.

         На каких бы видах занятий или упражнений я ни останавливала свой выбор, какие бы игры ни предпочел сам малыш, важно помнить: когда в движении находится большинство пальцев, связь с головным мозгом поддерживается наиболее эффективно. Это отличает пальчиковые игры от творческой деятельности с материалами и инструментами, когда работа между пальчиками распределяется избирательно. Порой такая избирательность приводит к обратному эффекту: повышению мышечного тонуса работающих пальцев, их излишнему напряжению и, как следствие, усталости и переутомлению.

         Пальчиковые игры незаменимы в такой ситуации, точнее, они способны ее предотвратить. Достаточно перед началом любой деятельности, связанной с интенсивной работой мелкой мускулатуры, проводить простую пальчиковую игру. Она непременно даст сбалансированную, равномерную нагрузку неокрепшим мышцам ребенка и послужит настоящей терапией для его рук.

         Пальчиковая гимнастика – это игра - обучайка для развития мелкой моторики.

         Детям нравятся потешки и рифмованные небольшие стишки. Ритмический рисунок такого стиха, обычно не сложен, и позволяет малышу очень легко его запомнить. Обычно, потешка имеет простой сюжет в одно - два действия, и симпатичного персонажа: зайку, кошечку, козочку.

         В момент проговаривания стиха, малыш каждый раз делает определенные движения пальчиками, что способствует развитию не только мелкой моторики, но и двигательной памяти. Если ребенок в какой-то момент забудет слова, то движения будут помощниками, т.к. при воспроизведении движений малыш не ошибется. Движение идет сначала, а затем только слова. Так дети легко учат даже большие стихи: визуально, образно, двигательно, и только потом выражают все словами.

         Пальчиковую гимнастику лучше всего проводить перед основными занятиями в качестве разминки. Много времени это не займет и настроит малыша на рабочий лад.

         При первом знакомстве со стихом взрослый показывает, а ребенок смотрит, и только потом можно выполнять упражнение вдвоем. Если ребенок еще слишком мал, необходимо помочь ему, выполняя движения его рукой. Мышцы пальчиков развиваются очень быстро, и уже через 4-5 занятий будет виден результат.

         Пальчиковая гимнастика также разовьет внимание, память, речь и мышление, а специальные упражнения помогут ребенку выучить азбуку.

         Развивая пальчики ребенка, вя тем самым помогаю ему быстрее и успешнее овладевать речью.

         Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, мозаики, головоломки, пазлы, изготовление аппликаций, бисероплетение и, конечно же, специальный комплекс пальчиковой гимнастики.

         Сначала все упражнения для пальчиковой гимнастики выполняются неспеша. Поправьте ребенка, если он затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно. Можно даже взять его руку в свою и действовать совместно.

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Текст

Движения пальцев рук

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

«У ЛАРИСКИ ДВЕ РЕДИСКИ»

Текст

Движения пальчиков

У Лариски – две редиски.

У Алёшки – две картошки.

У Серёжки-сорванца –

два зелёных огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да ещё у Петьки

Две хвостатых редьки.

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Текст

Движения пальчиков

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.

Загибают пальчики на обеих руках.

Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.

«НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Текст

Движения пальчиков

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки –

на ногах ботинки.

А у пса на лапках –

голубые тапки.

А козлёнок маленький

надевает валенки.

А сыночек Вовка –

новые кроссовки.

Вот так,

вот так,

новые кроссовки!

Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.

«Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.

«ПОСЧИТАЕМ В ПЕРВЫЙ РАЗ»

Работа над темпом и ритмом речи

Текст

Движения пальчиков

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.

На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.

«ПЧЕЛА»

ТЕКСТ

ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВ

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали

От усталости упали.

Машут ладошками

На каждое название насекомого загибают один пальчик.

Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.

Машут лалошками.

Роняют ладони на стол.

«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

Текст

Движения пальчиков

Раз, два, три, четыре.

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

«ПОМОЩНИКИ»

Текст

Движения пальчиков

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Текст

Движения пальчиков

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.

Загибают по одному пальчику начиная с большого.

Ритмичные хлопки в ладони и удары кулачками.

«БУРЁНУШКА»

Текст

Движения пальчиков

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку —  на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творожку немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье

Молоко коровье.

Дети показывают, как доят корову.

Делают «мордочки» из пальчиков.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Снова «доят».

«ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»

Текст

Движения пальчиков

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шёл неспешно , по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газонам не ходить!»

Дождь вздохнут тихонько: «Ох!»

И ушёл.

Газон засох.

Удары по столу пальчиками обеих рук.

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

«Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу

Часто и ритмично бьют в ладоши.

Ритмичные хлопки по столу.

«ПИРОГ»

Текст

Движения пальчиков

Выпал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк.

Пироги себе пеки

Не из снега – из муки.

Дети два раза медленно опускают ладони на стол.

Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.

«Бегут» пальчиками обеих рук по столу.

Опять показывают, как пекут пироги

«НАША ГРУППА»

Текст

Движения пальчиков

В нашей группе все друзья.

Самый младший – это я.

Это Миша.

Это Саша.

Это Юра.

Это Даша.

Дети ритмично стучат кулачками по столу.

Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.

«ОСЕНЬ»

Текст

Движения пальчиков

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзы – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Плавные волнообразные движения ладонями.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Спокойно укладывают ладони на стол.

«АПЕЛЬСИН»

Текст

Движения пальчиков

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька —  для бобра.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь – кто куда!

Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.

Показывают 10 пальцев.

Показывают 1 палец.

Загибают большой палец левой руки

Загибают указательный палец.

Загибают средний палец.

Загибают безымянный палец.

Загибают мизинец.

Бросательное движение правой рукой

Сжимают кулаки и прижимают их к груди.

«Бегут» пальцами по столу.

«ПТИЧКИ»

Текст

Движения пальчиков

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.

Машут сложенными накрест ладонями.

Машут обеими руками как крыльями.

         

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...