Паспорт проекта "День космонавтики".
проект (средняя группа) на тему

Паспорт проекта "День космонавтики" для детей средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта  «День космонавтики» для детей средней группы.

Авторы: воспитатели ГБДОУ №390 Короткова О.А., Лаврентьева Т.А.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Вид проекта: краткосрочный  30.03 2015 – 12.04. 2015.

Цель: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю.А.Гагариным.

Задачи:

1. Познакомить детей с профессией космонавта; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представление о космических полётах.

2. Закреплять знания детей о первом космонавте Ю.Гагарине.

3.Закреплять знания детей о том, что мы живём на планете Земля; подчеркнуть уникальность планеты Земля.

4. Расширить и закрепить знания детей о планетах солнечной системы, созвездиях.

5. Упражнять детей в обратном счёте.

6. Активизировать словарь прилагательными, обозначающими признаки предметов; совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными.

Ожидаемый результат:

1.Заинтересованность детей темой «Космос», проявление их познавательной активности.

2.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного и бросового материала ракеты, планеты, инопланетян  по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе.

3.С удовольствием создают работы (лепка, аппликация, рисование) по теме «Космос»; играют в сюжетно – ролевую игру « Полёт в космос».

Этапы реализации: подготовительный, основной, заключительный

Подготовительный этап

      - Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций по теме «Космос».

- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.

      - Подбор материала для продуктивной деятельности.

Предметно – развивающая среда по проекту:

Глобус, фонарик, модель Земли с ракетой, карта звёздного неба, телескоп; тематические картины, выставка книг в книжном уголке по теме «Космос», портреты космонавтов, модели лунохода, ракеты, модель Солнечной системы, записи песен о космонавтах (по выбору воспитателей).

Наглядно-дидактические пособия

 Иллюстрации на тему «Космос» (портреты космонавтов и животных, побывавших в космосе, фотография планеты Земля из космоса, виды ракет, спутников, звёздное небо). Книга «Малышам о звёздах и планетах» из серии «Школа семи гномов», издательство «Мозаика – Синтез»; наглядно – дидактическое пособие «Космос», издательство «Рыжий кот», 2012год. Дидактические игры «Что лишнее?», «Что нужно в космосе?», «Разрезные картинки», «Созвездия», «Расставь планеты по местам», счётные палочки «Посмотри  и составь», блоки Дьёныша.

Подвижные игры, упражнения, физкультминутки:

Физкультминутка «Передай хлопок», «Ракета», «Космодром»; игры «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики», «Прыжки на Юпитере», «Комета», «Ракеты»; упражнение «Наполним скафандры воздухом», прыжки с поворотом  «Планета вращается».

Основной этап

                                             План реализации проекта.

Чтение художественной литературы: Большая энциклопедия «Почемучек». Москва, 2006; книга «Малышам о звёздах и планетах» из серии «Школа семи гномов», издательство «Мозаика – Синтез», методическое пособие «Беседы о космосе» Е.А.Паникова, В.В.Инкина, издательство «Творческий Центр «Сфера»,2010год ; загадывание детям загадок  на космическую тему; просмотр мультфильмов и кино на космическую тему: "Тайна третьей планеты", «Барбоскины», «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» и другие.

Познавательное развитие: беседы с детьми

Задачи: оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса.

«Какое бывает небо?»

Воспитатель: каждый день мы выходим на улицу и смотрим на…(ответы детей). Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей). А теперь послушайте стихотворение:

Черное, алое, синее, красное

Небо бывает разнообразное.

Утро как вечер красным подсвечен,

Черное ночью, когда гаснут свечи,

Лампы, фонарики и фонари,

Звезды с луною ты видишь. Смотри.

Утро. И солнышко лучики шлет,

Снова синеет наш небосвод.

Воспитатель:

Небо – это огромное пространство над землей. Иногда выражаются – голубой купол неба. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей).

Воспитатель:

Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака - это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодное время года, водяной пар, сгустившийся в атмосфере). Водяной пар всегда есть в воздухе. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, обязательно показывает наглядный материал – какое бывает небо: ясное, хмурое, черное, звездное, солнечное, облачное, что бывает на небе: радуга, дождь, гроза, молния, облака и т.д. Закончить беседу можно чтением стихотворения или загадыванием загадки:

Ничего нет неба выше,

Там гуляют облака.

Небо дуновеньем дышит,

В небе звёзды  сдалека

Словно бусинки мерцают

Украшая небосклон,

А под утро исчезают,

Растворяясь будто сон.

В небе вольно веют птицы,

Крылья только им даны,

Но бывает, людям снится:

Над землёй летят они.

Справа небо, слева небо,

Ну, а ты летишь, летишь:

Толи быль, а толи небыль,

Сразу и не различишь!

                                        Е.Горева  «Полёты в небе».

Как цветочки незабудки -

Нежно - голубое.

Иногда, как васильки,

А порой, как море!

Но бывают дни, когда,

Злится и темнеет,

Вот тогда меняет цвет -

Хмурится, чернеет.

Ночью - в ярких звездочках,

Днем - с лучистым солнышком!

С облаками, цвета снега...

Что же это? Это ж... ( Небо.)

«Почему Луна превращается в месяц?»

Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет». Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны (рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца).

Спутник близкий для планеты,

Светит отражённым светом.

То как месяц, то кругла,

Мало дарит нам тепла.

За собою тянет воду

В океанах с небосвода,

И поэтому вода

Движется туда-сюда,

Есть приливы и отливы.

А ещё она красива,

Если вся освещена –

В небе полная Луна.

«Планеты и звёзды».

Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. В этом пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.

 Планета, на которой мы живем, называется Земля. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар (рассмотреть с детьми глобус или иллюстрации с изображением планет). Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша - это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.

Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.

Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий, Нептун, Плутон

Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, астероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы – Галактики. Солнечную систему образуют девять больших планет со спутниками и единственная звезда - Солнце, около которой обращаются все тела системы.

Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда, это раскаленный газовый шар, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце (наблюдение за солнцем и звездами на улице во время прогулок с ребенком). Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

«Праздник 12 апреля - День космонавтики», « Юрий Алексеевич Гагарин - Первый человек в космосе». «История космонавтики» (чтение и беседы по книге «Беседы о космосе»).

Задачи: познакомить детей  с днем космонавтики. Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представление о космических полётах. Закреплять знания детей о том, что мы живём на планете Земля; в космосе есть другие планеты, звёзды, созвездия.

Просмотр обучающего мультфильма (лекции) в выездном планетарии.

Опыт №1 « Солнечная система».

Цель:

- объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков.

Представьте, что желтая палочка - Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты

Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..

- Солнцу помогает вечное движение.

- Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.

Опыт №2 « Солнце и Земля».

Цель:

- объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли

Оборудование: большой мяч и бусина.

Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. «Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.

Опыт №3 « День и ночь».

Цель:

- объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы! . Для нее понадобятся всего-то две вещи — глобус и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик и направьте на глобус примерно на ваш город. Объясните детям: “Смотри; фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем — теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, — у нас ночь. Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. Уверен, любой малыш догадается, что это утро либо вечер.

Опыт №4 «Шарик -  ракета».

Цель: объяснить детям принцип запуска ракеты.

Оборудование: воздушный шарик, трубочку для коктейля, прочные нитки, скотч.

Нитку нужно привязать где-нибудь повыше. Второй конец нитки пропускаем через трубочку. Надуваем шарик как можно сильнее, закручиваем его не завязывая.  Прикрепляем  шарик скотчем к трубочке,  направив хвостик шарика на себя.  Передаем шарик главному естествоиспытателю. Когда ребенок отпускает шарик, то шарик летит вверх, как настоящая ракета. Это очень интересное зрелище.

Объяснение движения шарика вверх ребенку: «Шарик летит вверх по веревке за счет выталкивания воздуха. По такому же принципу ракета взлетает с Земли».

Дидактические игры «Что лишнее?», «Что нужно в космосе?», «Разрезные картинки», «Созвездия», «Расставь планеты по местам», счётные палочки «Посмотри  и составь», блоки Дьёныша.

Развивать память, логическое мышление, умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо признаку; упражнять в умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии.

Математика «Планеты», «Полёт в космос» (ракеты).

Закреплять умение двигаться в заданном направлении; объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5); учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результат сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов. Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

Музыка: слушание песен о космосе и космонавтах.

Развитие у детей интереса к музыке, желания слушать ее. Обогащение музыкальных впечатлений. Развитие умения чувствовать характер музыки. Формирование умения замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро).

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Учить двигаться легко, действовать после сигнала; развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание. Приучать к самостоятельному выполнению правил.

Сюжетно – ролевая игра: «Полёт в космос» (игровые сюжеты «Подготовка к полёту», «Тренировка космонавтов»).

Развивать у детей умение самостоятельно распределять роли и развивать сюжет игры, формировать ролевые диалоги.

Рисование, аппликация, лепка.

Учить детей делать совместные поделки, согласовывая свои замыслы с замыслами других детей. Развивать навыки работы с пластилином (приемы раскатывания, растягивания, расплющивания). 

Воспитывать у детей интерес к аппликации. Учить правильно держать ножницы и действовать с ними. Учить составлять изображения предметов из отдельных частей последовательно их наклеивать. Развивать мелкую моторику руки. Развивать творчество, образное восприятие, образные представления, воображение.

Рисование «Звёздное небо», «Портрет жителя другой планеты».

Аппликация с элементом рисования  «Летим на ракете», «Космические фантазии».

Аппликация «Ракета».

Лепка  «Планеты Солнечной системы»,«Луноход», «Инопланетянин».

Конструирование  ракет из напольного конструктора, блоков Дьёныша, плоскостного раздаточного материала (геометрических фигур), бросового материала (рулончика из под туалетной бумаги, киндерсюрприза,  пластилина,  трубочек для сока).

Работа с родителями (домашние задания):

продемонстрировать детям  дома опыт №4 «Шарик – ракета»; просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты», «Барбоскины». Чтение загадок, художественной литературы по теме «Космос». Создание  совместных работ (взрослый – ребёнок) по теме «Космос».

Папка – передвижка «12 апреля - День космонавтики», «Ю.А.Гагарин – первый человек в космосе».

Заключительный этап: выставка детских и совместных работ, создание книжки «Космическое путешествие»; физкультурный праздник, посвящённый Дню космонавтики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

12 апреля День космонавтики План мероприятий к празднику День космонавтики

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 6»г. Энгельса Саратовской области413100, Саратовская область, г. Энгельс, улица Волоха, д. 20, тел.: 56-66-86...

НОД в средней группе «День Космонавтики» «День Космонавтики в детском саду»

Цели: Познакомить детей с историей возникновения праздника день космонавтики.Задачи:1.     Учить детей отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, ...

паспорт педагогического проекта в первой младшей группе День космонавтики

quot;День Космонавтики "Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В XX веке все дети Советского Союза мечтали стать космонавтами, играли в космонавтов. В современное время п...

Паспорт педагогического группового краткосрочного проекта в первой младшей группе « Матрешка» ТЕМА: «День космонавтики»

Название проекта«День космонавтики»Проблема   Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В XX веке все дети Советского Союза мечтали стать космонавтами, играли...

Паспорт педагогического проекта "День космонавтики"

Подготовительный этап:Подготовка стратегии реализации основного этапаРазработка структуры проектаПодбор материала по теме «День космонавтики»...

Паспорт педагогического познавательный проекта для детей второй младшей группы « День космонавтики »

Цель: формировать представление о космосе. Рассказать о первооткрывателях космоса.Задачи проекта:Обучающие: дать представление о Дне Космонавтики -12 апреля, познакомить с первыми космонавтами.Развива...

Паспорт педагогического познавательный проекта для детей второй младшей группы « Матрешка» « День космонавтики »

Цель: формировать представление о космосе. Рассказать о первооткрывателях космоса. Задачи проекта: Обучающие: дать представление о Дне Космонавтики -12 апреля, познакомить с первыми космонавтами. ...