Беседа с воспитателями на тему: «Особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Новаева Юлия Сергеевна

- познакомить педагогов с особенностями развития восприятия у детей дошкольного возраста;

- рассмотреть этапы становления мышления у дошкольников;

- дать характеристику  воображению и памяти как познавательным процессам;

- изучить своеобразие развития речи в дошкольном возрасте;

- представить основные характеристики внимания у детей дошкольного возраста;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_dlya_vospitateley.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с воспитателями

на тему:

«Особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста»

Объект беседы: познавательная сфера детей дошкольного возраста.

Цель беседы: познакомить воспитателей с особенностями развития познавательной сферы дошкольников.

Задачи беседы:

- познакомить педагогов с особенностями развития восприятия у детей дошкольного возраста;

- рассмотреть этапы становления мышления у дошкольников;

- дать характеристику  воображению и памяти как познавательным процессам;

- изучить своеобразие развития речи в дошкольном возрасте;

- представить основные характеристики внимания у детей дошкольного возраста;

План беседы

  1. Особенности развития восприятия.
  2. Этапы становления мышления у дошкольников.
  3. Воображение и память.
  4. Своеобразие развития речи  в дошкольном возрасте.
  5.  Основные характеристики внимания у детей дошкольного возраста.

Содержание беседы

  1. Особенности развития восприятия.

К началу дошкольного детства ребенок уже имеет некоторый запас представлений о внешних свойствах предметов – их форме, величине, цвете и использует эти представления в действиях восприятия.

В три года дети вполне успешно справляются с выбором одного из двух предметов разной  формы, величины или цвета  по образцу  (которым служат точно такой же предмет, как один из двух, предложенных для выбора).

Трехлетние дети еще не владеют учением последовательно знакомиться с предметами при помощи восприятия. Когда им дают предмет и просят рассказать, какой он, они сразу же начинают действовать с предметом, манипулировать им, а не рассматривать или ощупывать его. На вопросы о свойствах предмета дети, как правило, не отвечают.

К пяти годам дети в достаточной мере овладевают внутренними способами  восприятия, но в затруднительных случаях все еще прибегают к помощи внутренних приемов.

  1. Этапы становления мышления у дошкольников.

В первой половине дошкольного детства мышление ребенка еще в значительной мере включено в достижение практических целей. В зависимости от особенностей задачи, которая должна быть решена, ее сложности, связи с прошлым ребенка, она может решаться наглядно-действенным или наглядно-образным путем.

К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задача, в которых действие, выполняемое рукой  или орудием, прямо ведет к практическому результату – перемещению предмета, его использованию или изменению (доставание предмета палкой, выкапывание  ямки в песке и т.п.).

На протяжении четвертого-пятого года жизни дети постепенно переходят   к решению сначала более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом  при помощи наглядно-образного мышления. После того как ребенка знакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям.

К концу среднего дошкольного возраста дети могут уже осознанно пользоваться наглядными моделями для обозначения качеств, характерных не для одного предмета, а для целой группы сходных предметов.

  1. Воображение и память.

В развитии воображения и памяти ребенка на протяжении  четвертого-пятого года жизни есть много общего. В начале дошкольного детства эти познавательные процессы еще носят в основном непроизвольный, пассивный характер. Ребенок не ставит перед собой  специальной задачи запомнить или вообразить, представить себе  что-либо и не владеет необходимыми для этого действиями. Это воссоздающее воображение.

В среднем дошкольном возрасте под влиянием усложнения деятельности ребенка и новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ним возникают задачи заранее построить замысел игры, рисунка, запомнить материал и потом его воспроизвести. Чтобы иметь возможность решить эти задачи, ребенок начинает пользоваться способами, которые  он усваивает от взрослых. Тогда и начинают складываться действия воображения и памяти, зарождаются активное воображение и произвольная память.

Особенности памяти ребенка в первой половине дошкольного детства состоят в преобладании образной памяти и  в ее  непроизвольном характере. Запоминание и восстановление образов в памяти  происходит в деятельности и зависит от  ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что было интересно и произвело на него впечатление. Младший дошкольник еще не может поставить перед собой цель запомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого каких-либо специальных приемов.

  1. Своеобразие развития речи  в дошкольном возрасте.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в младшем и среднем возрасте по двум взаимосвязанным  направлениям.

Во-первых, совершенствуется  ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается  в орудие мышления. Говоря о развитии грамматического строя  речи в младшем дошкольном возрасте, отмечают умение согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять  существительные  с  предлогами в, над, по, за; существительные, обозначающие животных и их детенышей; образовывать форму множественного числа существительных в родительном падеже; употреблять предложения с однородными  существительными.

В среднем дошкольном возрасте совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Дети употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, летать; образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии); правильно согласуют слова в предложении; учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

  1. Основные характеристики внимания у детей дошкольного возраста.

Под вниманием понимается  направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Устойчивость внимания – это способность сохранять сосредоточенность на  объекте. Одним из показателей  устойчивости является увеличение длительности сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребенок  может направлять и концентрировать внимание означает, что ребенок  способен перемещать направленность и сосредоточенность внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой.

Используемая литература при подготовке к беседе:

  1. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер,  В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – С. 123-198.
  2. Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : АПН СССР, 1986. -  150 с.
  3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2000. – С.234-305.
  4. Проскура, Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. В. Проскура. – М. : Просвещение, 1989. – 278 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности ээмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В данной работе была раccмотрена специфика эмоций и чувств у дошкольников. Были показаны оcобенности эмоциональной сферы у детей.Особенностью эмоциональной cферы дошкольника, является его значительная...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха"

             Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития р...

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Характеристика особенностей эмоциональных состояний детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Одним из приоритетных направлений развития специального образования является обеспечение ранней социализации и...

Презентация для воспитателей на тему: "Особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста"

Презентация предназначена для воспитателей ДОУ, инструкторов по физической культуре и включает в себя систематизацию сенсомоторных игр по возрастам....

Консультация для воспитателей «Особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит во...

Ибрагимова Г.Н., Воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Ибрагимова Г.Н.,ВоспитательМБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....