Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников
статья по теме

Вагидова Зоя Сираждиновна

Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.  В игре формируются и перестраиваются частные психические процессы.

При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ»

Долгое время об уровне умственного развития ребёнка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму его "умственного инвентаря", который выявляется в словарном запасе. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают, как губка, новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.  В игре формируются и перестраиваются частные психические процессы. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.

В игре складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала, развивает способность применять имеющиеся знания в различных игровых условиях.

Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности, поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.).

Важная роль дидактической игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних. Предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено. Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на интеллектуальное развитие детей. Дошкольное детство является оптимальным периодом в интеллектуальном развитии человека. Установлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способ...

Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников

Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников...

Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особе...

Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников

использование дидактических игр как средство интеллектуального развития  детей дршкольного возраста...

«Использование дидактических игр как средства развития речи дошкольников» (мастер – класс для педагогов)

Цель: Познакомить педагогов с методами и способами использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.Задачи:1. Продемонстрировать практи...

Консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников

консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников...