«Использование дидактических игр как средства развития речи дошкольников» (мастер – класс для педагогов)
консультация на тему
Цель: Познакомить педагогов с методами и способами использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
Задачи:
1. Продемонстрировать практику использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов для развития связной речи.
2. Апробировать с участниками мастер – класса дидактическую игру «Лесенка».
3. Практическая отработка некоторых представленных игр.
Предполагаемые результаты мастер-класса:
1.Расширение знаний педагогов методов и способов использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
2. Овладение некоторыми практическими приёмами использования в работе дидактических игр.
Ход:
- Мини-лекция
Приглашаю на мастер–класс «Использование дидактических игр и игровых приемов как средства развития речи дошкольников».
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Как пишет известный русский педагог–психолог П. Ф. Каптерев: «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг – друга».
Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную игровую деятельность к неигровой деятельности, которую они подготавливают.
Построение развивающего, увлекательного, проблемно-игрового процесса обучения с использованием дидактических игр и упражнений обеспечивает постоянный рост в развитии детей. Играя, дети не подозревают, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.
В практике работы для речевого развития детей использую различные виды дидактических игр и игровых приёмов.
Для развития связной речи часто используются словесные дидактические игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся в основном с детьми среднего и преимущественного старшего дошкольного возраста, так как требуют умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания.
При введении детей в игровую ситуацию часто использую такие словестные дидактические игры как загадки.
Загадка представляет собой логическую задачу, учит анализировать, выделять существенные признаки, делать вывод. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»
«Использование дидактических игр как средства развития речи дошкольников»
(мастер – класс для педагогов)
Воспитатель:
Пономарева В.П.
г.Лесосибирск
2016г.
Цель: Познакомить педагогов с методами и способами использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
Задачи:
1. Продемонстрировать практику использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов для развития связной речи.
2. Апробировать с участниками мастер – класса дидактическую игру «Лесенка».
3. Практическая отработка некоторых представленных игр.
Предполагаемые результаты мастер-класса:
1.Расширение знаний педагогов методов и способов использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
2. Овладение некоторыми практическими приёмами использования в работе дидактических игр.
Ход:
- Мини-лекция
Приглашаю на мастер–класс «Использование дидактических игр и игровых приемов как средства развития речи дошкольников».
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Как пишет известный русский педагог–психолог П. Ф. Каптерев: «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг – друга».
Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную игровую деятельность к неигровой деятельности, которую они подготавливают.
Построение развивающего, увлекательного, проблемно-игрового процесса обучения с использованием дидактических игр и упражнений обеспечивает постоянный рост в развитии детей. Играя, дети не подозревают, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.
В практике работы для речевого развития детей использую различные виды дидактических игр и игровых приёмов.
Для развития связной речи часто используются словесные дидактические игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся в основном с детьми среднего и преимущественного старшего дошкольного возраста, так как требуют умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания.
При введении детей в игровую ситуацию часто использую такие словестные дидактические игры как загадки.
Загадка представляет собой логическую задачу, учит анализировать, выделять существенные признаки, делать вывод. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.
- Упражнения
Предлагаю вам отгадать загадку, и вы узнаете, на какую тему будут наша дидактическая игра.
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
При проведении игровой деятельности с детьми стараюсь вызвать интерес к играм, создать состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
При организации игр словесного содержания использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты, пособия.
Дидактическая игра с клубком: «Назови признаки весны»
Участники передают друг другу клубок, называя признаки весны.
Дидактическая игра «Лесенка».
В основу игры лег: «Синквейн» - в переводе с французского - пять строк.
К основным правилам игры относятся следующие:
1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,
2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает?) - три глагола, обозначающие действие,
4 строчка - четыре слова - ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;
5 строчка - одно слово-резюме (существительное) или словосочетание - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.
Пример:
1. Кто? - Иван - царевич
2. Какой он? – добрый, красивый
3. Что он делает в сказке? - стреляет, ищет, удивляется
4. Как ты относишься к герою – Мне нравится Иван - царевич
5. Синоним – Королевич
(Проводится игра «Составь синквейн» к слову скворец).
Для развития связной речи, умения строить разные типы высказываний, использую, схемы - алгоритмы, по которым дети самостоятельно придумывают рассказы, сказки об игрушках, животных, дают их описание и характеристики, соблюдая требования к композиции (по предложенным алгоритмам педагоги составляют высказывания).
Проблемные вопросы:
Почему весна приходит после зимы, а не после осени?
Почему так называют: веснушки, первоцвет, подснежник, ледоход,
скворечник, проталина, саженцы, капель.
Объясни значение выражений: лед тронулся; первая ласточка
Дидактическая игра «Разговор с весной»
(прочитать по ролям)
Ну весна, как дела? — У меня уборка.
Для чего тебе метла? — Снег смести с пригорка.
Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!
Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.
Все помою, просушу, Вас на праздник приглашу! (О. Высотская)
Дидактическая игра «Подбери существительные к действиям»
Кто? Что?: тает..., бегут..., распускаются..., появляются..., зеленеет..., прилетают..., цветут... .
Дидактическая игра «Кто больше назовёт действий?»
Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.
- Что можно сказать о дожде? Дождь что делает?
(Идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).
- Что можно сказать о солнце?
(Светит, греет, восходит, заходит, печёт. поднимается. опускается, сияет, улыбается, ласкает).
- Что делает солнце весной?
(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит).
- Что делает трава весной?
(Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю).
- Что делают птицы весной?
(Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов).
- Что делают почки весной?
(Наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки-нежные, зелёные, душистые, пахучие).
- Что можно делать с цветами?
(Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу).
Дидактическая игра «Весенние слова»
Цель: упражнять в подборе определений к существительным.
- Зимой небо какое?
(Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное).
- Весной небо какое?
(Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное).
- Весной солнце какое?
(Яркое, лучистое, тёплое, ласковое).
- Травка весной какая?
(Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая).
Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца).
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол),
А из под старой травки,
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка).
Раскрылся подснежник. В тени там, где сосна (раскрываем наш цветочек),
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону).
Дидактическая игра «Назови ласково»
Проводится с использованием среднего мячика - ежика, перекатыванием по столу.
Цель: Совершенствование грамматического строя (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Солнце - солнышко;
Лист - листочек;
Лужа - лужица;
Сосулька - сосулечка;
Дерево - деревце;
Капля - капелька;
Туча - тучка;
Ручей - ручеёк.
- Выводы
Использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста:
1. Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
2. Обеспечивается психический комфорт;
3. Дети запоминают большое количество речевого материала;
4. Активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно. Желаю успехов в работе. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр как средство развития интеллекта дошкольников
Материалы для родителей...
Рекомендации для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развитии речи....
Логические блоки Дьенеша, использование системы логических игр в работе с дошкольниками (мастер класс для педагогов)
Использование логических блоков в играх с детьми позволяет, в первую очередь, развивать логические операции мышления, целостное восприятие детей, произвольное внимание....
«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников», мастер-класс
Уровень обр. орг., АОУ детский сад №10 «Лучик», 21.01.2020г....
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Мастер – класс по теме: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников с ОНР»....
Консультация для педагогов " Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников"
Консультация для педагогов....