«Использование дидактических игр как средства развития речи дошкольников» (мастер – класс для педагогов)
консультация на тему

Пономарева Вера Прокопьевна

Цель: Познакомить педагогов с методами и способами использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.

Задачи:

1. Продемонстрировать практику использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов для развития связной речи.

2. Апробировать с участниками мастер – класса дидактическую игру «Лесенка».

3. Практическая отработка некоторых представленных игр.

 

Предполагаемые результаты мастер-класса:

1.Расширение знаний педагогов методов и способов использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.

2. Овладение некоторыми практическими приёмами использования в работе дидактических игр.

 

Ход:

 

 

  1. Мини-лекция

Приглашаю на  мастер–класс «Использование дидактических игр и игровых приемов как средства развития речи дошкольников».

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Как пишет известный русский педагог–психолог П. Ф. Каптерев: «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг – друга».

Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную игровую деятельность к  неигровой деятельности, которую они подготавливают.

Построение развивающего, увлекательного, проблемно-игрового процесса обучения с использованием дидактических игр и упражнений обеспечивает постоянный рост в развитии детей. Играя, дети не подозревают, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.

В практике работы для речевого развития детей использую  различные виды дидактических игр и игровых приёмов.

Для развития связной речи часто используются словесные   дидактические   игры:   они     не   связаны     с   непосредственным     восприятием    предмета,   в    них   дети    должны    оперировать   представлениями. Эти   игры  имеют  большое значение для развития  мышления  ребёнка, так  как  в  них    дети  учатся   высказывать  самостоятельные   суждения, делать  выводы  и  умозаключения, замечать  логические  ошибки. Словесные  игры  проводятся  в основном с детьми среднего  и  преимущественного  старшего  дошкольного  возраста, так  как  требуют    умение  внимательно  слушать, быстро  находить  нужный  ответ на  поставленный   вопрос, точно  и  чётко  формулировать  свои   мысли, применять  знания.

При введении детей в игровую ситуацию часто использую такие словестные дидактические игры как загадки.

Загадка представляет собой логическую задачу, учит анализировать, выделять существенные признаки, делать вывод. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»

 «Использование дидактических игр как средства развития речи дошкольников»

(мастер – класс для педагогов)

                                                           

                                                             Воспитатель:

                                                                    Пономарева В.П.

г.Лесосибирск

2016г.

Цель: Познакомить педагогов с методами и способами использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.

Задачи:

1. Продемонстрировать практику использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов для развития связной речи.

2. Апробировать с участниками мастер – класса дидактическую игру «Лесенка».

3. Практическая отработка некоторых представленных игр.

 

Предполагаемые результаты мастер-класса:

1.Расширение знаний педагогов методов и способов использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.

2. Овладение некоторыми практическими приёмами использования в работе дидактических игр.

Ход:

  1. Мини-лекция

Приглашаю на  мастер–класс «Использование дидактических игр и игровых приемов как средства развития речи дошкольников».

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Как пишет известный русский педагог–психолог П. Ф. Каптерев: «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг – друга».

Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную игровую деятельность к  неигровой деятельности, которую они подготавливают.

Построение развивающего, увлекательного, проблемно-игрового процесса обучения с использованием дидактических игр и упражнений обеспечивает постоянный рост в развитии детей. Играя, дети не подозревают, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.

В практике работы для речевого развития детей использую  различные виды дидактических игр и игровых приёмов.

Для развития связной речи часто используются словесные   дидактические   игры:   они     не   связаны     с   непосредственным     восприятием    предмета,   в    них   дети    должны    оперировать   представлениями. Эти   игры  имеют  большое значение для развития  мышления  ребёнка, так  как  в  них    дети  учатся   высказывать  самостоятельные   суждения, делать  выводы  и  умозаключения, замечать  логические  ошибки. Словесные  игры  проводятся  в основном с детьми среднего  и  преимущественного  старшего  дошкольного  возраста, так  как  требуют    умение  внимательно  слушать, быстро  находить  нужный  ответ на  поставленный   вопрос, точно  и  чётко  формулировать  свои   мысли, применять  знания.

При введении детей в игровую ситуацию часто использую такие словестные дидактические игры как загадки.

Загадка представляет собой логическую задачу, учит анализировать, выделять существенные признаки, делать вывод. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.

  1. Упражнения

Предлагаю вам отгадать загадку, и вы узнаете,  на какую тему будут наша дидактическая игра.

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

  При проведении игровой деятельности с детьми  стараюсь вызвать  интерес к играм, создать состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

  При организации игр словесного содержания  использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты, пособия.

Дидактическая игра с клубком:  «Назови признаки весны»

Участники передают друг другу клубок, называя признаки весны.

Дидактическая игра «Лесенка». 

В основу игры лег: «Синквейн» - в переводе с французского - пять строк. 

К основным правилам игры относятся следующие:

1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) - три глагола, обозначающие действие,

4 строчка - четыре слова -  ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка -  одно слово-резюме (существительное) или словосочетание - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

Пример:

1. Кто? - Иван - царевич

2. Какой он? – добрый, красивый

3. Что он делает в сказке? - стреляет, ищет, удивляется

4. Как ты относишься к герою – Мне нравится Иван - царевич

5. Синоним – Королевич

(Проводится игра «Составь синквейн» к слову скворец).

   

Для развития связной речи, умения строить разные типы высказываний,  использую, схемы - алгоритмы, по которым  дети самостоятельно придумывают рассказы, сказки об игрушках, животных,  дают их описание и характеристики, соблюдая требования к композиции (по предложенным алгоритмам педагоги составляют высказывания).

Проблемные вопросы:
Почему весна приходит после зимы, а не после осени?
Почему так называют: веснушки, первоцвет, подснежник, ледоход,
скворечник, проталина, саженцы, капель.
Объясни значение выражений: лед тронулся; первая ласточка

Дидактическая игра «Разговор с весной»

(прочитать по ролям)

Ну весна, как дела? — У меня уборка.

Для чего тебе метла? — Снег смести с пригорка.

Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!

Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.

Все помою, просушу, Вас на праздник приглашу! (О. Высотская)

Дидактическая игра «Подбери существительные к действиям»

Кто? Что?: тает..., бегут..., распускаются..., появляются..., зеленеет..., прилетают..., цветут... .

Дидактическая игра «Кто больше назовёт действий?»

Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

- Что можно сказать о дожде? Дождь что делает?

(Идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).

- Что можно сказать о солнце?

(Светит, греет, восходит, заходит, печёт. поднимается. опускается, сияет, улыбается, ласкает).

- Что делает солнце весной?

(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит).

- Что делает трава весной?

(Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю).

- Что делают птицы весной?

(Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов).

- Что делают почки весной?

(Наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки-нежные, зелёные, душистые, пахучие).

- Что можно делать с цветами?

(Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу).

Дидактическая игра «Весенние слова»

Цель: упражнять в подборе определений к существительным.

- Зимой небо какое?

(Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное).

- Весной небо какое?

(Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное).

- Весной солнце какое?

(Яркое, лучистое, тёплое, ласковое).

- Травка весной какая?

(Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая).

Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца).

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол),

А из под старой травки,

Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка).

Раскрылся подснежник. В тени там, где сосна (раскрываем наш цветочек),

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону).

Дидактическая игра «Назови ласково» 

Проводится с использованием среднего мячика - ежика, перекатыванием по столу.

Цель: Совершенствование грамматического строя (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Солнце - солнышко;

Лист - листочек;

Лужа - лужица;

Сосулька - сосулечка;

Дерево - деревце;

Капля - капелька;

Туча - тучка;

Ручей - ручеёк.

  1. Выводы

Использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста:

1. Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

2. Обеспечивается психический комфорт;

3. Дети запоминают большое количество речевого материала;

4. Активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно. Желаю успехов в работе. Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развитии речи....

Логические блоки Дьенеша, использование системы логических игр в работе с дошкольниками (мастер класс для педагогов)

    Использование логических блоков в играх с детьми позволяет, в первую очередь,  развивать логические операции мышления, целостное восприятие детей, произвольное внимание....

«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников», мастер-класс

Уровень обр. орг., АОУ детский сад №10 «Лучик», 21.01.2020г....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Мастер – класс по теме: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников с ОНР»....

Мастер – класс для родителей воспитанников «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»

  Ведущая деятельность дошкольников – игровая. В ходе игры развиваются психологические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок в игре свободно выражает свои чувс...