Логические блоки Дьенеша, использование системы логических игр в работе с дошкольниками (мастер класс для педагогов)
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Найденова Наталья Николаевна

      Использование логических блоков в играх с детьми позволяет, в первую очередь,  развивать логические операции мышления, целостное восприятие детей, произвольное внимание.  Основная цель использования данного игрового материала: научить дошкольников решать логические задачи на свойства предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логические блоки Дьенеша,

использование системы логических игр в работе с дошкольниками

(мастер класс для педагогов)

    Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким – то образом воспринимать окружающий мир, обращая при этом внимание на различные моменты, нюансы или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

2. «Блоки Дьенеша»

     Уважаемые педагоги, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Логические блоки Дьенеша». Эта игра развивает все психические процессы: мышление, память, восприятие, внимание. Игра «Логические блоки Дьенеша представляет собой 48 блоков, различающихся четырьмя свойствами.

1. Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.

2. Цветом – красные, желтые, синие.

3. Размером – большие и маленькие.

4. Толщиной – толстые и тонкие.

      Использование логических блоков в играх с детьми позволяет, в первую очередь,  развивать логические операции мышления, целостное восприятие детей, произвольное внимание.  Основная цель использования данного игрового материала: научить дошкольников решать логические задачи на свойства предметов.

        Основное умение, которое формируется благодаря использованию блоков Дьенеша, - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

      С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств по форме, цвету, размеру, толщине.

      Начиная с 5 – летнего возраста можно играть в игры, в которых нужно разделить геометрические формы на группы по 2, 3 признакам.

    Я предлагаю вам поиграть сейчас в один из вариантов игры. Прошу выйти 6 чел. Разделитесь по 2 чел. на три группы.

Слушайте внимательно задание!

Я предлагаю первой группе из предложенных геометрических форм выбрать все маленькие  и положить их внутрь красного обруча.

Второй группе я предлагаю выбрать все желтые формы и положить их в синий обруч.

Третей группе я предлагаю из оставшихся геометрических форм выбрать все прямоугольные и положить их в центр желтого обруча.

Вопросы на логическое мышление:

1. Какие геометрические формы нужно положить в место пересечения красного и желтого обручей? (красные прямоугольные формы) Положите, пожалуйста, их первая группа.

2. Какие геометрические формы мы должны отобрать в место пересечения желтого и синего обручей? (прямоугольные) Положите, пожалуйста, их вторая группа.

Третьей группе я предлагаю из трех обручей выбрать все большие квадратные  формы и положить их вне обручей.

Вывод: При помощи этой игры можно с детьми закрепить информацию о свойствах геометрических форм.

      Развитию логико – математического мышления у детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки.

     Предлагаемая игра «Логические блоки Дьенеша» позволяет всесторонне развивать ребенка, позволяет простым способом выработать необходимые навыки и умения как для дальнейшего обучения в школе, так и для жизни в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...

Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.

презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...

«Использование дидактических игр как средства развития речи дошкольников» (мастер – класс для педагогов)

Цель: Познакомить педагогов с методами и способами использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.Задачи:1. Продемонстрировать практи...

«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности для развития моторных функций и когнитивных способностей дошкольников» (мастер – класс для педагогов городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)

Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том  числе детей с ОВЗ, оп...

Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша для развития логического мышления у дошкольников"

Вы до сих пор думаете, что математика скучна и неинтересна, и не знаете, как увлечь своего ребенка этой наукой. Предлагаем вам ознакомиться с уникальной развивающей методикой обучения Золтана Дьенеша....

Сообщение из опыта работы: «Развитие логического мышления посредством дидактического пособия «Логические блоки Дьенеша»

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...