"Сообщение негативной информации о ребенке родителям"
консультация на тему

Меньшикова Ирина Геннадьевна

Рекомендации для молодых педагогов.

         Время, которое ребенок проводит в саду, не может быть только радостным и безоблачным. Поэтому педагоги, вынуждены время от времени, общаясь с родителями, передовать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ

Посещение сада, каким бы интересным и полезным оно ни было, всегда сопряжено с определенными трудностями. И все время, которые ребенок проводит в саду, не может  быть только радостными и безоблачными.  У дошкольника может возникнуть множество проблем — и маленьких, и даже очень серьезных. Поэтому педагоги,  вынуждены время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Молодые специалисты, недавно пришедшие в образовательное учреждение, зачастую испытывают трудности в подобных ситуациях. Опытные учителя и воспитатели чувствуют себя гораздо увереннее, однако и у тех и у других нередко возникают трудности во и взаимопонимании с родителями детей, доставляющих особые хлопоты.

Негативная информация, переданная воспитателем родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от стиля ее подачи педагогом. Так, использование стиля «прокурор» (т.е. обвинение ребенка или его родителей), вряд ли будет способствовать взаимопониманию собеседников. Более того, как только родитель почувствует в словах воспитателя нотки обвинения, он либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется», смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему устроит головомойку своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом.

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того, она имеет и свое продолжение: после подобной «воспитательной» беседы (особенно если это повторяется неоднократно) вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения. К тому же обида или даже злоба на «училку-которая-наябедничала» тоже едва ли поможет разрешить проблему, напротив, все это может только усугубить положение. Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача педагога — проявить уважение к родителям, пришедшим на встречу с ним, и показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребенку, а не в его обвинении.

Опытные воспитатели стараются рассказывать о трудностях (и в учебе, и в поведении), с которыми столкнулся ребенок, не на общем собрании, заставляя мам и пап краснеть, а на индивидуальных беседах. На общем же собрании можно затронуть проблему только в общих чертах, не называя фамилий и не «расписывая» поступки, в противном случае собрание может превратиться в «судилище», в групповое обвинение и так оказавшегося в трудном положении родителя. Например, если в детском саду  некоторые дети проявляют агрессивность, то на собрании желательно сказать несколько слов о возрастающем уровне агрессии в мире, в стране, привести статистические данные. Цифры, факты обычно воспринимаются как более значимая информация, чем просто беседа на моральные темы.

Как правило, после собрания многие родители сами подходят к воспитателю с вопросами о поведении их сына или дочери. Если же необходимо поговорить с родителями определенных детей, воспитатель в начале или в конце собрания может попросить их остаться. После небольшой беседы не содержащей обвинений ни в адрес ребенка, ни в адрес мам и пап, родители уже будут настроены на разговор в позитивном русле.

Следовательно, общая установка воспитателя  на решение проблемы, на то, что родитель — это не враг, мешающий воспитывать и учить ребенка, а единомышленник, знание общих законов общения помогут даже такую неприятную ситуацию, как сообщение негативной информации, сделать точкой отсчета, началом сотрудничества между взрослыми людьми, желающими оказать помощь ребенку.

Использование стиля «адвокат», который предполагает в разговоре с родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения проблемы, поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным. В беседе можно использовать такие выражения, как: «Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка...» Кроме того, педагог может и негативную информацию о ребенке передать родителям в позитивном ключе: «Саша сегодня на занятии в течение 10 минут очень внимательно слушал ...» Безусловно, мама или папа знают, что занятие протекает более длительное время, значит, 10-минутное внимание ребенка явно является недостаточным для усвоения . Подобное обращение педагога, не содержащее прямого обвинения, помогает установить контакт и достичь взаимопонимания.

Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство учителя или воспитателя, можно также использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, и обобщает информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

УПРАЖНЕНИЕ «КАК БЫ ЭТО СКАЗАТЬ»

Цель. Отработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича».
Содержание.  Группа делится на две подгруппы: одна из них выполняет роль воспитателей, другая — роль родителей. Желательно, чтобы каждый участник получил какой-нибудь опознавательный знак, символизирующий принадлежность к той или иной подгруппе. Например, бумажная повязка на руке синего цвета для «родите лей», красная — для «педагогов»; бумажная медаль ни шею с буквами «Р», «П» и др. После этого участники встают со стульев и начинают ходить по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый представитель команды «педагогов» находит себе пару из команды «родителей». Затем каждая пара организует пространство удобным для нее образом и начинает разыгрывать ролевую игру. Учитель сообщает родителю, что его сын Гоша нагрубил педагогу по музыке, обозвал его и наотрез отказался извиняться. Сообщая эту информацию, «учитель» использует технику сэндвича. «Родитель» слушает, подавая минимальные вербальные реакции («Да», «Угу», «Кто?», «Как это произошло?» и т. д. — нерефлексивное слушание). Затем через определенный промежуток времени (3—5 минут) по сигналу ведущего «родитель» дает вербальную обратную связь «педагогу», информируя его о том, как он чувствовал себя входе беседы и что, на его взгляд, можно было сделать по-другому.

После этого упражнение выполняется еще раз в новых парах, а затем «педагоги» и «родители» меняются ролями. Таким образом, каждый участник побывает в роли педагога и в роли родителя.

Обсуждение.  Проходит в кругу. Первый вопрос тренер задает «педагогам»: какими возможностями обладает техника «сэндвича»? Насколько удобна она в работе педагога? Ее достоинства и недостатки. Следующая группа вопросов адресована «родителям»: что они чувствовали во время данной «консультации»?

Методические рекомендации.    При выполнении этого упражнения необходимо обратить особое внимание на обратную связь «родителей» и «педагога».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное взаимодействие педагога с родителями или как сообщить родителям негативную информацию о ребенке.

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образов...

Консультация для воспитателей "Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке".

Способы сообщения негативной информации родителям о ребёнке...

Эффективное взаимодействие педагога с родителями. Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке.

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. Приэтом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому,так как именно он является официальным представителем образоват...

Эффективное взаимодействие педагога с родителями «Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке»

Данная статья поможет воспитателям позитивно выстраивать отношения с родителями....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как сообщить родителям негативную информацию о поведении ребенка"

Цель: Формирование навыков сообщения негативной информации родителям.Задачи:1. Познакомить педагогов со специальными техниками речевого общения.2. Расширить представления о психологичес...