Уроки психологии для педагогов "Способы выхода из конфликтной ситуации"
консультация на тему

Блохина Ольга Юрьевна

Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей через вариативные формы общения с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikty_psiholog.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИТЧА

Ученик спросил учителя:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? - недоумённо спросил ученик.
- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал:
- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
- То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.


Наши пороки порождаем мы сами. Перед тем, как что-нибудь осуществить, стоит просто задуматься: "А нужно ли мне это?"


 «Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей через вариативные формы общения с родителями».

Перед выступлением воспитателям предлагается выполнить упражнение   « Яблочко и червячок»: Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто Вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблочко, которое живописно висит на веточке. Все любуются Вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к Вам червяк. И говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы Вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

           А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог – родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».  Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

           Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.   Причины конфликта различны: различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

           Конфликт «педагог – родитель», как правило, предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенным знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведения даже у миролюбивого родителя. Поэтому, во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

             Для описания способов разрешения конфликтов  используют двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и к своим собственным.

Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс -  достижения «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Условия применения, сущность и недостатки каждого стиля описаны в таблице (раздаточный материал).

Теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации давайте проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

После того, как анализ проведен, выбирают стратегию разрешения конфликта (стиль
поведения). Специалисты выделяют пять типовых стратегий поведения в конфликтных
ситуациях. Каждую из перечисленных ниже стратегий следует использовать только в
той ситуации, в которой данная стратегия целесообразна.

Стратегия "соперничество, конкуренция" - открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Эффективна, когда результат важен для обеих сторон, причем их интересы противоположны, или когда нужно принципиально решить проблему. Это стиль жесткий, в котором действует принцип "кто кого", и опасный,
поскольку есть риск проиграть. Эту стратегию следует избирать, когда:

  • вы обладаете большими возможностями (властью, силой и т.п.), чем оппонент; 
  • требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций; 
  • нечего терять и нет иного выбора; 
  • исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; 
  • вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и представляется 
    очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее; 
  • приходится "работать" на глазах у других людей, мнение которых небезразлично.

Стратегия "игнорирование, уклонение от конфликта" - стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя ее причин. Эффективна, когда необходимо перенести решение проблемы на более позднее время, чтобы более серьезно изучить ситуацию или найти необходимые доводы и аргументы. Рекомендуется при разрешении конфликта с руководством. Эту стратегию следует избирать, когда:

  • отстаивание своей позиции для вас непринципиально или предмет разногласия 
    более существенен для оппонента, чем для вас; 
  • наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а 
    не разрешение конфликта; 
  • открывается вероятность появления более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас; 
  • в ходе конфликта вы начинаете понимать, что неправы; 
  • проблема кажется безнадежной; 
  • отстаивание своей точки зрения требует много времени и значительных 
    интеллектуальных усилий; 
  • вас не особо волнует случившееся; 
  • вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем 
    отстаивать свои интересы; 
  • пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение 
    конфликта может только ухудшить ситуацию.

Стратегия "приспособление" - изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами. Внешне это может
выглядеть так, что вы принимаете и разделяете позицию оппонента. Близка к стратегии "игнорирование". Этот стиль поведения применяют в случаях, когда:

  • проблема непринципиальна для вас; 
  • есть необходимость сохранить хорошие отношения с противоположной стороной; 
  • нужно выиграть время; 
  • предпочтительнее одержать моральную победу над оппонентом, уступив ему.

Стратегия "сотрудничество" - совместная выработка решения, удовлетворяющего интересам всех сторон, пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу. Наиболее открытый и честный стиль, предполагает активное участие в решении конфликта с учетом интересов своих и оппонента. Часто используется для решения открытых и затянувшихся конфликтов. Применяется в случаях, когда: 

  • необходимо найти общее решение, если проблема слишком важна для обеих сторон, никто не хочет уступать, и компромисс поэтому невозможен; 
  • у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной, и вы 
    хотите их сохранить; 
  • есть время поработать над возникшей проблемой; 
  • ваши возможности примерно равны возможностям оппонента.

Стратегия "компромисс" - урегулирование разногласий через взаимные уступки. Предпочтительна в случае, когда невозможно одновременно выполнить то, что хотят
обе стороны. Варианты компромисса - принятие временного решения, корректировка
первоначальных целей, получение определенной части во избежание потери всего.
Стратегия применяется, когда:

  • у сторон одинаково убедительные аргументы; 
  • необходимо время для урегулирования сложных проблем; 
  • необходимо принять срочное решение при дефиците времени; 
  • сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к 
    успеху; 
  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы; 
  • вас может устроить временное решение; 
  • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы 
    можете несколько изменить поставленную вначале цель; 
  • компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

У каждого человека в зависимости от жизненного опыта есть собственная классификация трудных в общении людей. Я хочу предложить вашему вниманию одну из классификаций, в которую входят такие типы людей, как "агрессоры", "жалобщики", "молчуны", "сверхпокладистые", "вечные пессимисты", "нерешительные" (стопоры) и др. Однако какой бы классификации мы ни придерживались, главное - выяснение особенностей партнера по общению и выбор в соответствии с этим стратегии и тактики при взаимодействии с ним.

Успех будет зависеть и от того, сумеете ли вы взять под контроль собственные эмоции и дать выход эмоциям партнера по общению: "Не принимайте на свой личный счет оскорбления, не попадите под влияние трудного человека".

В данной классификации есть рекомендации по общению с конкретными "трудными" типами людей, однако мы должны иметь в виду, что в жизни скорее встречаются люди, обладающие набором особенностей нескольких типов.

ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ И СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ  В ОБЩЕНИИ С НИМИ

Тип

Характеристика

Способы поведения

«Паровой

 поток»

Люди этого типа считают, что все должны уступать им, они убеждены в собственной правоте. Главная угроза дня них – подрыв их имиджа, поэтому могут вести себя грубо, бесцеремонно по причине того, что боятся ошибки, после которой и произойдет подрыв имиджа.

При общении с таким человеком, если предмет спора для Вас не принципиален, лучше использовать такие способы выхода из конфликта, как уклонение или приспособления. Уступив такому человеку в малом, Вы поможете ему успокоиться. Если же Вы решили бороться за свои права, желательно дать «паровому катку» выпустить пар, снизить эмоциональное напряжение. Не перечьте ему в это время. А затем спокойно изложите свою точку зрения, ни в коем случае  не критикуя его подход, иначе вместо конструктивного решения Вы спровоцируете враждебное отношение к себе. Ярость данного типа личности можно подавить только собственным спокойствием.

«Скрытый

агрессор»

Такие люди стремятся причинить нам неприятности с помощью «закулисных» махинаций. Причем они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно они выполняют роль, тайного мстителя, что они восстанавливают справедливость. Иногда их поведение вызвано тем, что они не обладают властью, чтобы действовать открыто.

При возникновении трудностей общения с подобными людьми по возможности лучше уклониться от общения с ними, но в случае необходимости взаимодействия желательно выявить конкретный факт причинения зла и сказать такому человеку, что вам известно, что именно он совершил то или иное действие против вас. Приведите ему доказательства, если он будет оспаривать ваши факты. Однако, ВАЖНО СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ, чтобы не давать ему повод для агрессивного поведения. После того, как вы разоблачили его, попытайтесь определить скрытые причины подобного поведения. Если вы поймете их, вам легче будет прийти к общему решению. Быть может, он считает вас конкурентом, стремится получить то, что вовсе не нужно для вас (например, должность).

Разгневанный ребенок

Эти люди не злы по своей природе, но время от времени взрываются, подобно детям, у которых плохое настроение. Как правило, такие вспышки бывают спровоцированы ощущением беспомощности, испугом, что в настоящий момент у них «земля уходит из-под ног» и они теряют контроль над ситуацией. Будь то родитель, который кричит на ребенка, или начальник, топающий ногами на подчиненного, причина вспышки может быть одна и та же – «разгневанный ребенок» боится потерять авторитет, власть, боится не справиться с ситуацией.

Если у вас нет возможности уклониться от контакта  с таким человеком, то лучше всего в момент вспышки не перечить, дать ему накричаться, убедить его в том, что вы слушаете его. Иными словами, он должен быть уверен в том, что ОН контролирует ситуацию, это его успокоит. После вспышки он, скорее всего, будет ощущать дискомфорт, смущение, раскаяние, поэтому лучше всего не заострять внимание на случившемся, не напоминать и не упрекать его в содеянном. Переведите разговор на решение проблемы, не настаивайте на извинении перед вами, а если извинения последовали без вашей просьбы, примите их тут же, без анализа случившегося. Помогая «разгневанному ребенку» вновь почувствовать себя спокойно, уверенно, вы тем самым приблизите вас обоих к моменту конструктивного решения проблемы.

«Жалобщик»

Люди данного типа делятся на жалобщиков «реалистичных» и «параноидальных» (они жалуются на воображаемые обстоятельства), как правило, охвачены какой-либо идеей и обвиняют всех окружающих.

Если «жалобщик» говорит вам о ком-то другом, можно либо поддакивать, либо возразить ему. Но лучше сначала просто выслушать его, причем совсем не обязательно соглашаться с тем, что он говорит. Единственное, что ему необходимо – быть выслушанным, и вы тем самым возвратите ему ощущение собственной значимости. Выслушав, используйте технику резюмирования (или технику «активного слушания» по Ю. Гиппенрейтер), изложив кратко суть его жалобы с тем, чтобы он понял – его слова услышаны.. Затем лучше всего перевести разговор на другую тему. Если же он вновь и вновь будет возвращаться к теме своей жалобы, спокойно и уважительно прервите его, переключите на решение проблемы, а не на ее описание. Например, можно спросить его: «Что бы Вы хотели сделать в данной ситуации?». Скорее всего, у жалобщика нет ответа ил готового рецепта. Тогда спросите: «Чем я могу Вам помочь?». Если и тут ситуация не прояснится, попробуйте вместе с ним придумать, какой конкретный человек (люди) может помочь в этой ситуации (например, семейный психолог, логопед, и др.).

«Молчун»

Причины скрытности таких людей могут быть самыми разнообразными (враждебное отношение, плохое самочувствие, природная интровертированность, и др.), и успех вашего общения будет зависеть от того, известна ли вам эта причина.

Лучше всего, с целью выяснения этого, задать «молчуну» несколько открытых вопросов (например, «Что Вы думаете по этому поводу?»). Но не перегибайте палку: если вопросов будет слишком много, «молчун» еще больше может замкнуться, ибо разговор будет похож на допрос разведчика. Необходимо учитывать и возможные природные особенности человека: если он обычно малоразговорчив и медленно действует, то вы, задав ему вопрос, не торопите его с ответом, не подгоняйте. Если такой человек заговорил с вами, не старайтесь тут же заполнять возможные паузы в вашем разговоре. Не торопите его, дайте ему обдумать и высказать все, что он хочет, в удобном для него темпе. В противном случае он вряд ли захочет продолжать общение с вами. Главное при взаимодействии с такими людьми – доброжелательное отношение к ним.

Соблюдайте чувство меры: если вы видите, что общение в вами тяготит «молчуна», не настаивайте, не вовлекайте его в разговор против его воли. Возможен вариант, когда вы, размышляя вслух, говорите о причинах молчания человека («Мне кажется. Вы чем-то расстроены»). Однако такой способ помогает далеко не всегда: если человеку неприятно то, что вы сказали, или вы ошибаетесь в свое предположении, он может прекратить общение вовсе.

«Сверх-покладистый»

Когда такие люди встречаются вам, они кажутся приятными во всех отношениях, они поддерживают любую нашу идею, всегда уступают в спорах, стараются понравиться всем окружающим. Но, как правило, их слова расходятся с делом: вы полагаетесь на такого человека. А он в самый ответственный момент подводит вас, не выполнив того, что обещал.

Если вы вынуждены общаться с таким человеком, скажите ему, что для вас главное – правдивость. Пусть он берется сделать только то, что действительно в его силах. С вашей стороны такой человек должен видеть точно такое же поведение – «сказал – сделал».

Безусловно, указанная типология носит лишь условный характер, и в жизни вряд ли мы встретим чистый тип сверхпокладистого" человека, "скрытого агрессора" или "разгневанного ребенка" и т. п. Поэтому наша главная задача - распознав конфликтную личность, реагировать на ее поступки так, чтобы не усугублять конфликт, а попытаться прийти к конструктивному решению.

Практическая часть        
Цели:

1.Проанализировать модели поведения в конфликтных ситуациях.
2.Научить узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конфликте.
3.Показать системный подход к решению проблем.

Упражнение 1. «Расскажи сказку»
Цель — проанализировать и обыграть действия персонажей сказки с точки зрения переговорных позиций.
Описание
В речевом общении можно выбрать разные тактики поведения: подавление, уступку, подстраивание, защиту, сотрудничество, компромисс. Данные переговорные позиции нужно обыграть в сказке «Колобок». Психолог предлагает педагогам проанализировать действия персонажей с точки зрения переговорных позиций.
Участники определяют для себя роли. Цель каждого участника — найти тактику поведения.
По завершении вопросы ко всем:

  1. Кто, по своей субъективной оценке, нашел гибкий подход?
  2.  Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства?
  3.  Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему?
  4. Как можно охарактеризовать данный стиль с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества?»
    При обсуждении желательно фиксировать внимание на моменте «интересы сторон->. Их помогают выявить вопросы: «Почему противоположная сторона так себя ведет
  5.  Чего она опасается?»
    Заключительным в обсуждении темы должен стать вопрос о том, какой стиль является наиболее конструктивным для взаимоотношений людей.

Игра «Поведение в конфликте»

Цели игры:

  • сформировать понятие о видах поведения в конфликте;
  • показать основные психологические факторы, определяющие конфликт;
  • учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в конативной (поведенческой) системе межличностного взаимодействия.

Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:

  • Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
  • Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
  • Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
  • Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
  • Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:

  • Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?
  • Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников?
  • Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
  • Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки психологии для педагогов "Способы выхода из конфликтной ситуации"

«Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей через вариативные формы общения с родителями»....

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...