Консультация для родителей "Кризис трех лет"
консультация (младшая группа) по теме

Чулкова Ольга Васильевна

Серьёзные успехи  ребёнка в предметных  действиях,  в речевом развитии,  в  игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего  детства,  ка­чественно изменяют  всё  его  поведение.  К кону раннего детства стремительно нарастает тенденция к  самостоятельности,  стремление  действовать  независимо  от взрослых и без них.  К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах "Я сам", которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_krizis_treh_let.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.


Кризис 3-х лет


Серьёзные успехи  ребёнка в предметных  действиях,  в речевом развитии,  в  игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего  детства,  качественно изменяют  всё  его  поведение.  К кону раннего детства стремительно нарастает тенденция к  самостоятельности,  стремление  действовать  независимо  от взрослых и без них.  К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах "Я сам",  которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.

Явными симптомами кризиса являются  негативизм, упрямство, своеволие, строптивость и пр.  Данные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребёнка к близким взрослым и к самому  себе.  Ребёнок  психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им  во всём.  Собственное "Я" ребёнка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется характерные высказывания: "Я сам",  "Я хочу",  "Я могу",  "Я делаю". Характерно, что именно  в  этот  период  многие дети начинают использовать местоимение "Я" (до этого они говорили о себе  в  третьем  лице:"Саша играет",  "Катя  хочет"). Д.Б.Эльконин определяет новообразование кризиса 3-х лет как личное действие и сознание «Я сам».  Но собственное "Я" ребёнка может выделяться и осознаваться только отталкиваясь и противопоставляясь другому "Я",  отличному от его собственного. Отделение (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребёнок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребёнка интересовали прежде всего предметы,  он сам был  непосредственно  поглощён своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное "Я" ребёнка. В кризисе трёх лет взрослые с их отношением к ребёнку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни.  Из мира, ограниченного предметами, ребёнок переходит в мир взрослых людей, где его "Я" занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в  новые отношения.

В трёхлетнем возрасте  для детей  становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым - необходимым моментом её исполнения.  Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений,  что вызывает новые, аффективные формы поведения:  преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи.  


У ребёнка появляется новое видение мира и себя в нём. 
Новое видение себя состоит в том, что ребёнок впервые открывает материальное воплощение  своего Я,  а его мерой могут  служить  собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребёнка не только миром практического действия и познания, но  сферой,  где он пробует свои возможности,  реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности становится и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще,  а через его конкретное,  материальное воплощение,  т.е. через его достижения в предметной деятельности. Главным источником такой оценки является взрослый. Поэтому малыш начинает с особым  пристрастием  воспринимать  отношение  взрослого.

Новое видение "Я" через призму  своих  достижений  кладёт начало бурному развитию детского самосознания. Я ребёнка, в результате деятельности,  предстаёт  перед  ним как объект,  не совпадающий с ним.  А это значит,  что ребёнок уже способен осуществить элементарную рефлексию (оценку своих действий и поступков),  которая разворачивается не  во внутреннем,  идеальном плане, а имеет развёрнутый характер оценки своего  доcтижения.

Становление такой системы Я,  где точкой отсчёта является достижение, оцененное окружающими,  знаменует собой переход  к дошкольному детству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Кризис трех лет"

В жизни каждого ребёнка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят   примерно в ...

Работа с родителями Консультации для родителей «Кризис трех лет»

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерян...

Консультация для родителей Тема: «Кризис трех лет».

Консультация для родителей Тема: «Кризис трех лет»....

Консультация для родителей "Кризис трех лет"

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы б...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.

Как правило, к трем годам, а возможно, и чуть раньше, родители, начинают замечать некоторые изменения в своем ребенке. Он становится упрямым, капризным, может даже, вздорным. Часто, родители не понима...