Опыт работы по теме: «Формирование культуры безопасного поведения детей младшего и среднего дошкольного возраста»
материал (средняя группа) на тему

Молокова Екатерина Николаевна

Опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_-_obzh.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая презентация

воспитателя МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка»

Молоковой Екатерины Николаевны

на тему:

«Формирование культуры безопасного  поведения детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Г. Тулун, 2

Из наиболее приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, так как  современное общество несёт колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Вопросам безопасности человека уделяли большое внимание многие отечественные и зарубежные учёные: М.В. Ломоносов, В.А. Левицкий, И.М. Сеченов, А.А. Скочинский, Вернадский, Л. Адлер, Б. Паскал, З. Фрейд, П. Маслоу и др.

Проработав несколько лет с детьми младшего и среднего дошкольного возраста воспитателем,  пришла к выводу: единичные наработки и их разбросанность по разным источникам затрудняют обучение детей навыкам безопасного поведения и приобщения  их к здоровому образу жизни.

Перед собой поставила задачу: систематизировать и обобщить весь имеющийся методический материал по обучению детей  младшего и среднего дошкольного возраста основам безопасной жизнедеятельности.

Главная цель моей работы – сформировать культуру безопасности жизнедеятельности ребенка, решая следующие задачи:

  • развивать умение оберегать и поддерживать свою жизнь и здоровье;
  • формировать осознанное отношение к жизни и здоровью человека;
  • совершенствовать знания о безопасности жизнедеятельности человека.

Первым этапом моей работы стало обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Я изготовила разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы, дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, а также различный материал для родителей.

С целью  построения  образовательной траектории  и коррекции развития каждого ребенка я провела педагогическую диагностику индивидуального развития детей по формированию компетенций безопасного поведения.  Проведённая диагностика позволила сделать следующие выводы: не все дети знали свой домашний адрес, не соблюдали элементарные правила поведения на улице, в транспорте, не могли ориентироваться в правилах дорожного движения, правилах поведения в опасных ситуациях.

Работу с детьми осуществляла по  следующим  направлениям:

- социально-психологическому, направленному на формирование потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни.

- интеллектуальному, предполагающему получение комплекса теоретических знаний. Необходимо в доступной форме дать детям знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, опасных ситуациях и нормах здорового образа жизни. С этой целью использовались различные методы и формы работы;

- оздоровительному, направленному на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.

Руководствуясь следующими принципами: доступности, индивидуализации, повторяемости материала, наглядности.

При знакомстве детей с правилами безопасности я делала акцент на формирование у них определённой модели поведения:

- предвидеть опасность;

- уметь принять меры во избежание опасности;

- уметь обращаться за помощью к другим;

- уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребёнка. Наиболее подходящим для этой работы я считаю использование традиционных педагогических принципов и методов обучения.

Работая по данному направлению, я использовала разнообразные методы: словесный, показа, игровой, поисково-познавательный, проектный.

В работе с детьми большое внимание  уделяла обучению правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения (дидактические игры: «Светофор», «Дорожная азбука»,  дидактический материал «На улице не шалить»), и знакомству с видами транспорта  («Сложи картинку», «Умные машины» и т.д).

Большой популярностью у детей пользуются занятия по ОБЖ («Не попади в беду», «Опасные ситуации», «Правила осторожности»). Я предостерегаю их о возможных проблемах со здоровьем при встрече с бродячими животными («Собака бывает кусачей» и т.д.). Такие занятия  способствовали  формированию и закреплению знаний об источниках опасности и мерах предосторожности.

Ну и конечно всеми любимая игра «На приёме у врача», где дети даже при моём невмешательстве «блещут» знаниями и богатым словарным запасом. А если вдруг появляется наглядный пример (ушиб коленки или ссадина на руке) многие говорят, что «сначала прозрачная водичка (перекись водорода), а потом зелёнка.

Принимая во внимание возрастные особенности детей, я развивала в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку 3-5 лет, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство.

В беседах мы рассматривали и обсуждали наиболее типичные ситуации, обращая внимание детей на то, что может быть  опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Убеждала их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями (смотрели фильм «Правила безопасности для дошкольников»), вместе с детьми разыгрывали различные ситуации.

В процессе   занятий: «Когда ты дома один», «Малыш и Карлсон одни дома» воспитанники узнавали, какие опасности могут подстерегать их при неправильном поведении в доме и неправильном обращении с электроприборами, как вести себя при случайных встречах и возможном общении с незнакомыми людьми (драматизация сказки «Колобок», физкультурный досуг «Приключения Буратино»).

Продолжая знакомить детей со строением организма, в доступной форме, привлекая наглядный материал, рассказывала об основных системах и органах человека (дидактическая игра «Рука, нога»).

Большое место в навыках личной безопасности занимают правила противопожарной безопасности. Ведь число детей, пострадавших от пожара или игры с огнём, возрастает с каждым годом. Поэтому моей задачей было  научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам. Успешно решала эту задачу в процессе  проведения следующих видов деятельности: занятий  «Пожарная машина», «Труд пожарных», «Огонь-друг, огонь-враг», и др.; рассматривания альбомов  детских видеороликов  «Правила поведения при пожаре», «Причины пожара в доме», «Ты один дома»;  дидактических игр «Бытовые приборы», «Четвёртый лишний», «Чего нельзя делать?», «Опасные и неопасные предметы». Быстро заучивать номера телефонов  экстренных служб,  свой домашний адрес помогали стихи.

Одной из форм работы с детьми являются ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные режимные процессы: например, правила пользования ножницами перед занятием аппликацией, правила безопасности на прогулке.       Конспекты и сценарии проводимых мною мероприятий по ОБЖ были представлены: - в рамках городского конкурса «Зеленый огонек» где наше дошкольное учреждение заняло 1 место;

- Всероссийского конкурса  «Лучшее занятие. ОБЖ» где я получила диплом 3 степени.

Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Сознавая это, я обеспечивала преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ  проводила различные мероприятия: регулярно оформлялись совместные  выставки творческих работ «Опасный и полезный огонь», «Береги себя», «Опасная дорога»; занятия семейного клуба «Дружная семья»; оформление буклета по безопасности «Правила жизни»; акции «Уважаемые родители, вы же тоже водители» и др.

        Перечисленные мероприятия помогли наладить более тесное и эффективное взаимодействие сотрудников детского сада с родителями и создали атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

В результате проведенной мной работы, почти все дети в моей группе могут свободно общаться по телефону, знают номера спецслужб. Они не путают обозначения светофора, различают виды транспорта, знают правила пешеходных переходов и даже запомнили значения некоторых дорожных знаков. Дети усвоили главное правило выживания – «Без паники». Они спокойно реагируют на тренировочные занятия по отработке действий при экстренной эвакуации. Могут назвать причины пожара и рассказать об опасностях, которые могут подстерегать их дома, особенно когда они находятся дома одни. Ребята в моей группе имеют элементарные знания о своём организме и о необходимости бережного к нему отношения.

Опыт моей работы представлен на страничке моего мини-сайта.                              Дальнейшие перспективы моей деятельности:

 - публиковать  свой опыт в журналах «Дошкольное воспитание», «Игра и дети», «Обруч»;

- активизировать работу по ОБЖ с социумом, активизируя  взаимодействия с детьми других детских садов;

-  продолжить участвовать во Всероссийских и международных конкурсах по ОБЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Материал по теме «Мой дом» для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию дидактический материал по теме "Мой дом"....

Кружкова работа по художественно - эстетическому развитию для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...