Формы работы с родителями
материал на тему

Агапова Ольга Владимировна

 

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_s_roditelyami.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида  № 8 «Солнышко»

Барабинского района Новосибирской области

«Формы работы с родителями»

(РМО учителей-логопедов)

Подготовила:  учитель-логопед

                                                      Агапова О.В.

г. Барабинск

2015

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными – родительские собрания, консультации, информационные стенды, посещение семьи, индивидуальные беседы, анкетирование. 

В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально - это нетрадиционные формы, такие как: памятки для родителей, школа молодых родителей, родительский клуб, университет для родителей, конкурсы для родителей, показ открытых занятий, проведение игровых тренингов, чаепитие, совместные праздники (гостиные), дискуссионные клубы, круглый стол, педагогическая гостиная, мастер-классы, творческие мастерские, копилки идей, семинары-практикумы.

В своей работе с родителями я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы.

Так, в сентябре мною был организован семейный клуб «Школа дошколят». На заседании семейного клуба родители были ознакомлены с задачами коррекционной работы с детьми в старшей логопедической группе, а также с результатами обследования детей на начало учебного года.

Кроме того, здесь же была проведена беседа о том, что необходимо с детьми закреплять  изученный материал в домашних условиях, работая с детьми по индивидуальным тетрадям.

Также в начале октября с родителями был проведён игровой тренинг «Послушный язычок», где мы с родителями, играя, отрабатывали основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребёнка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность, разучивали пальчиковую гимнастику, учились выполнять задания  в логопедических тетрадях.

Кроме того, с родителями был проведён круглый стол, семинар-практикум «Хорошая речь - слаще мёда», на котором родители узнали, для чего необходимо проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно играть с ребёнком дома, по дороге в детский сад, общаясь при этом с ребёнком и развивая у него память, речь, мышление, воображение т.д. Семинар-практикум с родителями закончился совместным чаепитием, где в спокойной свободной обстановке родители могли пообщаться между собой.

Домашние задания – это тоже одна из форм работы логопеда с родителями. Заданное домашнее задание предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания.

Кроме этого, в своей работе использую анкетирование  «Учитель-логопед  глазами родителей», «Речевое развитие ребёнка» – это позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей, дает возможность осуществлять постоянную обратную связь с семьями и получать информацию о том, как они оценивают логопедическую работу и что предлагают для ее улучшения.

В нашем детском саду широко используются дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, наблюдают за тем, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

На родительских пятиминутках, которые проводятся по утрам в понедельник и в пятницу,  родители получают возможность кратковременной личной консультации. Общаясь с родителями индивидуально, получаешь возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

В проведении праздников  и развлечений также привлекаются родители (изготовление костюмов, поделок, приготовление к чаепитию). В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.

Так, мною был проведён мастер-класс, открытое мероприятие «Путешествие в город Звуков», куда были приглашены родители. В этот день была организована выставка "Мой волшебный цветок", где были представлены «волшебные» цветы, которые дети сделали дома вместе с родителями. А закончилось мероприятие совместным чаепитием детей, родителей и педагогов.

В работе с родителями широко использую вспомогательные наглядные средства: 

  • Папки-передвижки «Как сформировать грамотную речь», «Логопед советует», «Стимуляция психо-речевого развития детей раннего возраста»;
  • Папка «Для Вас, родители», в которых размещены консультации,  памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи "от руки", но и объявления, фотографии.

За пределами детского сада осуществляется широкая педагогическая пропаганда - опубликование статей в местных СМИ – газете «Барабинский вестник» -  статья «Почему ребёнок плохо говорит?»,  «Правильно ли говорит ваш ребёнок», статья «Речевая готовность ребёнка к школе». Цель педагогической пропаганды - охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы c семьей напрямую нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на практическую помощь семье в процессе обучения ребенка.

На общем родительском собрании «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ», мною была на практике показана коррекционная работа с подгруппой детей  логопедической группы (подгрупповое занятие в логопедическом кабинете). Здесь родителям наглядно была показана, как проводится коррекционная работа логопедов в детском саду.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.

Использование всех этих форм и методов, во-первых, даёт положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят, так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальных особенностей ребенка. педагог постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации нетрадиционных форм взаимодействия с семьей, удается избежать тех недостатков, которые присущи традиционным формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

1.

Анкетирование «Давайте познакомимся»

Уточнить анамнестические сведения, анкетные данные.

Логопед

Сентябрь

2.

Семейный клуб «Школа дошколят»

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

На групповом родительском собрании дать сведения о речевых нарушениях у детей; уточнить цель работы логопеда: ознакомить с программой обучения детей в старшей логопедической группе и графиком занятий.

Логопед

Сентябрь

3.

Игровой тренинг «Послушный язычок»

Отработать основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребёнка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.

Логопед

Октябрь

4.

Папка-передвижка

«Развитие мелкой моторики детей»

Обратить внимание родителей на различные виды упражнений для развития мелкой моторики детей.

Логопед

Ноябрь

5.

Информационная корзина «Шкатулка вопросов»

Получить записки от родителей с наиболее волнующими вопросами, идеями, предложениями.

Логопед

Декабрь

6.

Семейный клуб «Школа дошколят»

Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда.»

Познакомить родителей со структурой логопедической работы, с особенностями работы с домашними заданиями в детских тетрадях, познакомить с результатами логопедической работы на данном этапе.

Логопед

Февраль

7.

Фотогазета «В мире детей»

Наглядно познакомить родителей с работой, которая ведётся с детьми в группе.

Логопед, воспитатели

Март

8.

Логопедический досуг

«Город красивой речи»

Показать родителям, каких результатов в коррекционной работе с детьми мы добились.

Логопед, воспитатели, музыкальный руководитель

Апрель

9.

Анкетирование «Учитель-логопед  глазами родителей»

Выявить наиболее актуальные проблемы для родителей и получить информацию о том, как они оценивают логопедическую работу, и что предлагают для ее улучшения.

Логопед

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....