«Особенности организации педагогического процесса с детьми с нарушением зрения».
материал (старшая группа) на тему

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей воспитанников

Еще раз об игре дошкольника

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
        В.А. Сухомлинский

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Одним из таких путей является  игра. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой  обучения и воспитания.

В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство обучения, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат различные игры.

Игры на развитие памяти

Очень часто родители требуют от своих детей выполнение точных математических действий, написание текстов без малейших ошибок. Желают, чтоб дети преуспевали в учебе. Но наверняка мало кому из таких родителей приходила мысль в голову о развитие памяти ребенка задолго до школы.

С хорошей памятью у ребенка в учебе и в дальнейшей жизни не будет проблем, он будет схватывать буквально все на лету.  Обучать навыкам запоминания лучше с детства, когда сознание малыша готово ко всему новому. Развивать память лучше в виде игр. Ведь согласитесь  если вбивать ребенку битый час сложные имена, он даже их и не запомнит.  А вот если он увидит интересный мультфильм, или же сыграет с вами в увлекательную игру, то всех персонажей  он будет знать по именам, и заметьте, некоторых из них не сразу смогут повторить даже взрослые. Кстати, такой метод запоминания используется в школах. Многие учителя начальных классов проводят свои уроки в игровой форме. Детям очень нравится, и запоминают они эти уроки надолго. Давайте тоже рассмотрим некоторые существующие детские игры на развитие памяти, в которые вы можете сыграть дома с вашим малышом.

 Рекомендуемые игры для развития памяти ребенка.

•        Угадай, что изменилось?

Для этой игры  на развитие памяти, нужны игрушки ребенка. Их количество определяйте сами, их может быть и 5 и 10. Разложите их на столе и попросите малыша запомнить их и отвернуться. Когда он выполнит вашу просьбу, вы либо спрячьте одну игрушку, либо добавьте к уже имеющимся игрушкам еще одну. Потом ребенок должен угадать, какие произошли изменения на столе.

•        Назови правильно животных

Возьмите книжки с картинками животных. Покажите их малышу, пусть он назовет их. Со временем немного усложняйте задание. Например: чтоб ребенок рассказал, чем они питаются или же где они живут.

•        Игрушки в круге

Для этой игры нужно 5 небольших игрушек. Проведите черту на полу, потом в нескольких шагах от этой черты начертите 5 кругов с расстоянием между ними 2 метра и с диаметром 20-30 см. Далее ребенок должен запомнить расположение кругов. Теперь завяжите ему глаза, и малыш должен попытаться разложить игрушки по кругам.

•        Расскажи маме сказку

Возьмите книжку, которую вы малышу часто читаете. Предложите ему помочь вам на  этот раз  рассказать эту сказку. Вы начинаете, малыш пусть подхватывает и рассказывает второе предложение, следующее предложение снова говорите вы и так по очереди. В скором времени ребенок сможет и сам рассказать вам сказку с самого начала и до конца.

•        Кто что кушает?

На лист бумаги наклейте картинки, на которых изображены разные животные. Расскажите ребенку о каждом животном, о том, чем они предпочитают питаться. Пусть малыш нарисует или тоже приклеит к каждой картинке любимую еду животного. Например: зайчику — морковку, курочке — зерно, коровке — сено и т.д.

•        Цвет и предмет

Для этой детской игры нужно выбрать с ребенком какой-нибудь цвет, и потом по очереди надо называть предметы, которые имеют этот цвет. Предметы могут быть различные, мебель, овощи, посуда, все что угодно. Выиграл тот, кто назвал последним предмет. Не поддавайтесь ребенку, именно от вас он узнает много новых предметов.

•        Игра на развитие памяти — Очередь в кино

Возьмите игрушки и поставьте их в очередь в кино. Пусть ребенок запомнит их последовательность. И тут вдруг неожиданно пошел сильный дождик, и все звери разбежались искать себе укрытие. Дождь закончился, и пусть малыш теперь поможет правильно восстановить очередь из игрушек в кино.

•        Что в мешочке лежит?

Вместе с ребенком соберите небольшие игрушки, которые различаются по форме и размерам. Сложите их в мешочек. Далее ребенок должен просунуть туда руку, схватить одну игрушку и попытаться назвать, не глядя какой предмет находится у него в руках.

•        В магазин за покупками

В этой игре пусть к вам на помощь придёт папа, побудет продавцом. Отправьте ребенка в магазин и перечислите ему список необходимых покупок, для начала достаточно 3-4 предмета. Купив все, что надо у папы в соседней комнате, за покупками отправляет малыш уже вас. Со временем увеличивайте список предметов, которых надо купить.



Предварительный просмотр:

                                                             Опыт работы

по теме:

 «Укрепление зрения в условиях детского сада ». 

Автор работы:

                      Воспитатель                                               Л. Н. Курбанаева

                                                             Соавторы:

                      Врач – офтальмолог                                  Л. А.Герасимова

           

            Воспитатель                                               Н. Н. Овчаренко

                                                                 

ЯНАО

г. Новый Уренгой


«Укрепление зрения в условиях детского сада».

Из опыта работы офтальмологической группы в детском саду.

Лечебно-восстановительная и учебно-воспитательная работа в офтальмологической группе.

                                           Срок практического опыта работы

2010 – 2014 г.г.

Адрес:

629303

ЯНАО

Город Новый Уренгой

Микрорайон Советский, ¼

Детский сад «Морозко» Управление дошкольных подразделение ООО «Газпром добыча Уренгой».

Тел (3494)25-10-88

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………..….4

Лечебно-коррекционная и лечебно-восстановительная работа……….………...6

Проведение  зрительной гимнастики………………………….…………………..7

Значение повышения работоспособности и сохранения зрения………………...8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………..…………………..9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..………………………...………….…………10

ВВЕДЕНИЕ

 В настоящее время не только в нашем городе, но и во всей стране и во всем мире увеличивается количество детей, которые имеют различные нарушения зрения. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, когда при воздействии даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

В детском саду  «Морозко» УДП ООО «Газпром добыча Уренгой» функционирует группа для детей с нарушением зрения. Данную группу в количестве 15 человек посещают дети из четырех детских садов УДП  на период проведения аппаратного лечения и общих оздоровительных мероприятий. Период оздоровления составляет три месяца.

Выстроенная система оздоровления детей с патологией зрения отвечает особым образовательным потребностям  дошкольников и имеющимися у них сопутствующими заболеваниями.

Она позволяет целенаправленно проводить широкий спектр лечебно-коррекционных мероприятий для данной категории воспитанников в сочетании с педагогической работой.

При лечебно-восстановительной и учебно-воспитательной работы в офтальмологических группах мы руководствуемся следующими принципами:

1.Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических

       воздействий.

2.Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.

3.Создание дифференцированных условий зрительной работы.

Одним из преимуществ лечения ребенка с нарушением зрения в офтальмологической группе является то, что  ребенок окружен воспитателями, которые знают особенности патологии органов зрения, понимают зрительные возможности ребенка, поддерживают интерес ребенка к лечению.

   Занимаемся мы чаще всего с детьми, страдающими амблиопией.  Другое название амблиопии – “ленивый глаз”. В буквальном смысле слова,   ленивого глаза быть не может, но так называют обычно слабый глаз. «Ленивым» может быть глаз, который видит хуже здорового глаза.

Амблиопия возникает в результате недоразвития одного глаза в детстве. Это очень распространенное заболевание, поражающее четверых из 100 человек. Лечение должно проводиться как можно раньше, иначе ребенок потеряет зрение.

Если врач приходит к заключению, что слабый глаз видит сравнительно неплохо, ребенок должен научится им пользоваться.  Это обычно мы делают с помощью заклейки на здоровом глазу, чтобы усилился более слабый глаз. Детям такой метод не всегда нравится. Если ребенок одним глазом видит ясно и хорошо, а другим слабо и расплывчато, ему, конечно же, не понравится, что здоровый глаз закрыт.

Надевать заклейку на глаз можно только с разрешения врача и под его наблюдением, и необходимо строго соблюдать все правила, потому что, злоупотребляя заклейкой, можно ухудшить зрение здорового глаза.

Важно знать, что амблиопию можно вылечить в самом раннем возрасте, не позднее пяти лет. Потом лечение почти безрезультатно. Мозг настолько привыкает к тому, что пораженный глаз видит плохо, что отвергает любую возможность его исправить.

Обязательный элемент всех занятий - мероприятия по профилактике и снятию зрительного и общего утомления. С детьми проводится зрительная гимнастика и выполняются упражнения по снятию общего утомления

 Детей учим снимать зрительное напряжение с помощью гимнастики для глаз, пальминга, работы с точкой на оконном стекле по методике Аветисова. Зрительную гимнастику  проводим регулярно 2-3 раза в день  по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

.

 

20140317_163542

Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается  возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети  во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

Гимнастика для глаз "Дождик"

Капля первая упала - кап! (Глазами сверху показывают траекторию движения.)

И вторая побежала - кап! (То же самое.) Мы на небо посмотрели, (Смотрят вверх.) Капельки кап-кап запели, (Моргают глазками.) Намочились лица.

Мы их вытирали. (Вытирают лицо руками.)

Туфли - посмотрите - мокрыми стали. (Показывают руками на ноги и смотрят вниз.) Плечами дружно поведем (Движения плечами.) И все капельки стряхнем. От дождя убежим,

Под кусточком посидим. (Приседают, закрывают глаза ладошками.) Работа с меткой на стекле

На оконном стекле рисуется точка диаметром 3 мм. Ребенок становится на расстоянии 30 см и смотрит поочередно по 30 с на точку, затем вдаль, снова на точку - вдаль. Фото с наклейкой на глаз Продолжительность упражнения три минуты.

DSC04548

  В группе для детей используем здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии при организации развивающей среды ДОУ. Так, в детском саду:

  • созданы зрительные ориентиры в виде ярких следов;
  • зрительные траектории в виде цветных линий-стрел и в форме восьмерки (по методике ученого врача-офтальмолога В.Ф. Базарного);
  • для восприятия дидактического материала в режиме движения по всей территории детского сада применяются сенсорные кресты-вертушки и горки- волны (по методике У. Бейтса).

 Под влиянием коррекционного воздействия происходит нормализация его развития и восстановления ее связей с окружающей действительностью.

Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.

Поскольку большую часть времени дети проводят в детском саду, возникает необходимость превращения образовательной среды в оздоровительную и просветительскую. Органичная и естественная для ребенка среда в ДОУ - один из важных факторов, оказывающих благоприятное влияние на здоровье детей. Предметы, с которыми соприкасается и действует воспитанник, должны менять форму, местоположение в пространстве, объем, величину (по Л.И. Солнцевой).

Методологической основой коррекционной работы является программа Л.И. Плаксиной. Вся деятельность детей строится таким образом, чтобы повысить остроту зрения и закрепить достигнутые результаты.

В соответствии с рекомендациями Л. И. Плаксиной для детей с нарушением зрения врачом-офтальмологом разработаны офтальмологические карты. В зависимости от возраста, остроты зрения, вида косоглазия каждому ребенку назначается определенная зрительная нагрузка: определяется рабочее место ребенка на занятии согласно остроте зрения и угла косоглазия, уровень освещения, размеры дидактических пособий, на которых должны быть четкие изображения основных оттенков, физическая нагрузка.

Согласно рекомендациям Л. И. Плаксиной проводятся занятия для повышения остроты зрения: обведение контуров рисунка, раскрашивание деталей рисунка, наклеивание аппликаций, работа с конструктором, лепка из пластилина, плетение ковриков, нанизывание бус, обнаружение различий  и ошибок в рисунке. Маленьким детям для обводки даются простые предметы (шар, яблоко, мяч, флажок и т. д.), детям постарше – сюжетные картинки. Эти упражнения сочетают в себе задачи развития и активизации зрительного восприятия.

 Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения уделяется рациональной организации перерывов между занятиями. Во время перерывов проводятся с детьми подвижные игры средней интенсивности, гимнастика для глаз для снятия зрительного утомления, предоставляется ребенку отдых после лечения на офтальмологических аппаратах

 На занятиях  применяем психофизиологические методики, направленные на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств -предметов и изображений в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Реализуются методики с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту и время). Целенаправленные ежедневные занятия способствуют развитию таких важных психических процессов, как произвольное зрительное внимание, память, воображение, наглядно-образное мышление; формируют аккуратность, усидчивость; развивают мелкую моторику.

Большое внимание уделяется озеленению группового помещения. В группе оборудован уголок экологии, который оказывает благоприятное воздействие на зрительную функцию.

Все виды воспитательной работы пронизаны задачами лечебного процесса. Знание зрительных возможностей ребенка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения.                                                                      

                                             Заключение

Зрение – это великая ценность, ухудшение его приходит незаметно и безболезненно.        

На протяжении работы отмечается положительная динамика укрепления зрения  детей. Анализируя период функционирования офтальмологической группы в детском саду, следует отметить, что только творческая совместная работа врача – офтальмолога, воспитателя и при активной помощи родителей определяет эффективность охраны зрения детей в дошкольном возрасте. Следует отметить и улучшение  психоэмоциональное состояние здоровья детей.    

Посещая офтальмологическую группу,  у детей вырабатывается  привычка заботиться о своем зрении. Дети следят за гигиеной, знают о вреде факторов негативно влияющих на здоровье.                                                          

 

Список литературы

1.Плаксина Л.И., Григорян А.А. – В кн.: Содержание методико- педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.-Москва 1998, с....

2.Григорян А.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. – Вк. : Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. – Москва, 1978.

3.Орлова Н. Про глаза от А до Я.

 



Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий

Детским садом «Морозко»

____________Т.Н.Борисова

«___»____________2014г.

Перспективный план паботы с родителями на 2014-2015г.

Офтальмологическая группа №2 (старший возраст)

Вид работы

Месяц

Консультации

Беседы

Памятки

Консультации

Врача-офтальмолога,

стоматолога.

Папки –

передвижки

Анкетирование

Родительские собрания

Совместные мероприятия

Сентябрь

Консультация

«Формирование игровых взаимоотношений у старших дошкольников».

Памятка «Вечер в семье»

Памятка «Как отвечать на детские вопросы»

Консультация

«Галотерапия»

Консультация «Ленивый глаз»

Консультация

«Охрана зрения у детей»

«Здравствуй осень золотая»

«Рациональное питание»

«Давайте Познакомимся»

Тема: «Здоровье детей ценное достояние»

Фотовыставка

«Воспоминания о лете»

Выставка совместного творчества

«Мой город Новый Уренгой Осенние чудеса»

Октябрь

Консультация

«Приятного аппетита»

Памятка

«Обзывалки не игра»

Памятка

«Правильная одежда и обувь для ребенка»

Памятка

« О профилактике стоматологических заболеваний у детей дошкольного возраста»

Памятка

«Методика улучшения зрения при работе с компьютером»

Консультация «Кислородный коктейль»

«Чтобы глаза видели»

«Гимнастика для глаз»

«Что нужно знать о зрении детей»

«Что вы знаете о здоровье малыша»

Фотовыставка

«Листопад»

Выставка совместного творчества

«Подарок Детскому саду»

Ноябрь

Консультация

«Культура поведения за столом»

Памятка

«Дружи с водой»

Памятка

«Советы при искусственном освещении»

Памятка

«Острые конъюнктивиты у детей»

Консультация

«Косоглазие у детей»

Памятка

«Как нужно заботиться о глазах»

«Капризы и упрямство»

«Играйте вместе с детьми»

Фотовыставка

«Бабушкины Руки»

Выставка совместного творчества

«Сюрприз для мамы»

Декабрь

Консультация

«Режим сохраняет и укрепляет здоровье»

Памятка

«Профилактика близорукости у детей»

Консультация

«Воспитание положительного отношения к труду»

Консультация

«Профилактика глазного травматизма»

Памятка

«Как нужно заботиться о глазах»

«Зимние забавы»

«Подвижные игры на свежем воздухе»

«Что такое закаливание»

Фотовыставка

«Со спортом дружим мы семьей»

Выставка совместного творчества

«Символ года 2015», «Супер-елочка 2015»

Январь

Консультация

«Откуда берутся болезни»

Памятка

«Полезные привычки»

Памятка

«Советы родителям гипер активных детей»

Консультация

«Рекомендации офтальмолога по организации занятий в домашних условиях»

Консультация

«Галотерапия»

Памятка

«Если ребенку прописали очки»

«Крепкие,  крепкие зубы»

«Как избежать огорчений по сладкому поводу»

«Давайте познакомимся»

Фотовыставка

«Мои зимние каникулы»

Выставка совместного творчества

Домашняя мастерская

«Наш веселый снеговик»

Февраль

Консультация

«Положи твое сердце у чтения»

Памятка

«Бранные слова – реакция родителей»

Памятка

«По созданию благоприятной семейной атмосферы»

Консультация

«Серебрение детских зубов»

Консультация

«Охрана зрения у детей»

Памятка

«Питание и дыхание глаз»

«Весенние забавы»

«Держи осанку»

«Здоровье детей ценное достояние»

Фотовыставка

«Мой папа –лучший!»

Выставка совместного творчества

«На страже мира»

 

Март

Консультация

«Старший дошкольный возраст – какой он?»

Памятка

«Если ребенок упрямится»

Памятка «Лечение любовью»

Памятка «Развитие зрения у детей и его особенности»

Консультация

«Кислородный коктейль»

«Как нельзя наказывать дошкольников»

«Почему дети бывают нервными»

Фотовыставка

«Мы девочки припевочки»

Выставка совместного творчества

«Театральная маска»

Апрель

Консультация

«Растем играя, двигаясь»

Памятка

«Температура, что делать до прихода врача»

Памятка «Осторожно грипп»

Памятка «Как нужно заботиться о глазах»

Консультация

«Профилактика глазного травматизма»

«Капризы»

«Как нужно поощрять дошкольников»

Фотовыставка

«Театральный калейдоскоп»

Выставка совместного творчества

«Пасха»

«Хрупкий мир земли»

Май

Консультация

«Компьютер и дети»

Памятка

«Как отвечать на детские вопросы»

Консультация

«Если ребенок слишком много смотрит телевизор»

Памятка «Что нужно знать о зрении детей»

Консультация

«Профилактика заболевания молочных зубов»

«Как правильно смотреть телевизор»

Фотовыставка

«Мой детский сад»



Предварительный просмотр:

Игра в системе

оздоровительной и воспитательной работы с детьми.

Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур. Цель родителей и коллектива дошкольного учреждения вырастить ребенка физически здоровым, инициативным, разносторонне развитым как в художественном, так и эстетическом плане. Свободному развитию дошкольников, формированию у них мотивации к физическому совершенствованию, саморазвитию, адаптации к меняющимся социальным условиям способствует внедрение в практику дошкольного образования модели по воспитанию основ культуры здорового образа жизни. Формирование умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением работы с детьми.

Первым и основным видом деятельности ребенка раннего возраста является совместная игра с членами семьи в домашних условиях и с детьми в коллективе. Игра как вид деятельности в коллективе для дошкольника является важным фактором в развитии продуктивных видов деятельности: двигательных умений, логического мышления, становления произвольного внимания, развития смысловой памяти. В дошкольном возрасте с развитием речи растут познавательные возможности окружающего мира, усвоение знаний на основе словесных объяснений и наглядных представлений правил игры. Основой развития ребенка являются чувственное познание и наглядно-образное мышление. Формирование пространственного представления играет большую роль в психическом развитии ребенка и служит основой для овладения математическими понятиями. В игре у детей развиваются продуктивные виды деятельности, совершенствуется внимание, тренируется воля, личностные отношения, формируются нравственность и внутренняя оценка ситуации, поступка. Дети в коллективной игре учатся умению подчиняться общим правилам игры, строить свои отношения со сверстниками и с незнакомыми взрослыми, что способствует формированию психологической готовности к школьному обучению. Ориентировочно-познавательное действие становится основной единицей нервно психического развития (НПР) ребенка. Ребенок от хаотических действий в период бодрствования, использования различных вариантов и целенаправленных проб в сюжетной и сюжетно-ролевых играх подходит к зрительной ориентировке и практическому применению приобретенных знаний в жизни.

В дошкольном возрасте проявляется стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию, конструированию, лепке, рукоделию, компьютерным

играм и др.). Умение ребенка решать задачу методом зрительной ориентировки и практического подбора деталей конструктора или предметов другой предложенной игры является важным показателем его НПР. В старшем дошкольном возрасте развивается воля, совершенствуется внимание. Ребенок способен оценить ситуацию, выделить позитивные побуждения и отвергнуть безнравственные предложения. Воспитание детей предусматривает привлечение их к обсуждению целей и задач планируемого игрового праздника, оформления помещения для его проведения. Установление положительного эмоционального   контакта между детьми при выполнении заданий легкого варианта поддерживает интерес к празднику, доступные задания игрового характера способствуют достижению успеха.

В быту, играх и занятиях, организованных в дошкольном учреждении, дети овладевают простыми счетными операциями и математическими понятиями. Это еще одна ступень в становлении ребенка, его умственном развитии, формировании абстрактного мышления.

Развитие ловкости базируется на развитии способности осваивать координационно-сложные двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ребенок овладевает новыми разнообразными двигательными навыками и умениями, что развивает функциональные возможности двигательного анализатора. Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но особенно важно включать новые элементы, новые движения. Лучше всего развивают ловкость физические упражнения, при выполнении которых ребенок должен многократно, быстро и эффективно выполнить разнообразные движения. Игры в мяч, прыжки через скакалку, челночный бег, метание с поворотами при изменении пространственных границ, в пределах которых выполняется упражнение, прекрасно развивают быст-5ту, выносливость, прыгучесть и являются важными средствами развития ловкости. Столь же эффективно изменение способа выполнения упражнения, усложнение задания посредством дополнительных движений, зеркального выполнения упражнения, например, упражнения со скакалкой (прыжки на двух; ногах, поочередно на одной ноге, скакалка вращается вперед, назад, прыжки на месте и при беге вперед), упражнения с мячом (отбивание от пола, земли, стенки, броски вверх, отбивание ногой, броски в кольцо, фиксированное на соответствующей возрасту ребенка высоте) и т. д. Мячи могут быть маленькими, большими, прыгучими, легкими, набивными.

Способствует развитию ловкости создание непривычных условий выполнения упражнений при использовании естественных особенностей места проведения физкультурного занятия, а также использование различных устройств и снарядов. Разнообразие нагрузок повышает требования к координации движений, которые сводятся к точности и взаимной согласованности движений при внезапном изменении обстановки. В игре развитию ловкости способствуют интенсивность движений, сложность задания и количество повторений одного задания.

Силу у дошкольников развивают в пределах необходимой гармонии всех физических качеств. Совершенствуется это качество как необходимый компонент для развития быстроты, выносливости, ловкости детей при выполнении физических упражнений. С целью развития силы у дошкольников можно рекомендовать различные упражнения: отжимание в упоре; приседание на двух ногах; прыжки на месте и в длину с места; ходьба гусиным шагом; ходьба с подниманием на носки; упражнения с набивными мячами; прыжки на песке; бег с прыжками вверх через 2-3 шага и др. Чередование упражнений в различных сочетаниях поддерживает интерес детей к занятиям, развивает группы мышц туловища, верхних и нижних конечностей. Первыми выполняют упражнения для рук и плечевого пояса, затем - упражнения для ног, туловища и отдельных мышечных групп. Завершаются физкультурные занятия силовыми играми, позволяющими при относительной усталости детей использовать положительный  эмоциональный фактор. Силовые упражнения должны занимать по времени не более трети всего физкультурного занятия. Несколько упражнений выполняют по А—5 раз. Оцениваются силовые качества путем контрольного тестирования. Движение является результатом сочетания возбуждения и рационального расслабления в мышцах. Отсутствие расслабления ведет к скованности движений, к напряженности. В упражнениях, требующих выносливости, выполнения скоростных движений, отсутствие рационального расслабления приводит к излишней трате сил и способствует более быстрому проявлению утомления и снижению скорости. Движения, применяемые для развития способности к произвольному (рациональному) расслаблению мышц, представлены четырьмя группами:

  • свободное раскачивание руками в плечевых и локтевых суставах;
  • движения в плечевом поясе за счет поворотов туловища;
  • потряхивания руками, поочередное встряхивание ногами;
  • расслабленное «падение» туловища, поднятых рук и ног.

Упражнения повторяют 5-6 раз; между ними предусматривают минутный отдых. Основой различных методик овладения произвольным расслаблением мышц в покое являются самовнушение, самоуказания, самоприказы. В дошкольном возрасте детей следует учить выполнять движения легко и свободно.

Равновесие — это способность к сохранению устойчивости положения тела в условиях разнообразных движений (динамическое равновесие) и поз (равновесие в статических положениях). Для развития равновесия используются упражнения с уменьшением площади опоры (на носках, на одной ноге), ограничения ширины дорожки, обозначенной спортивными снарядами и предметами, а также изменение положения центра тяжести тела при подъеме рук, отведении ноги, использовании мячей и других предметов. Частая смена положения центра тяжести тела, переходы от динамической работы мышц тела к спокойной статической позе, остановка после ходьбы или бега, перешагивание через препятствия тренируют ощущение положения тела в пространстве, развивают умение удерживать правильную позу.

Управление дошкольных подразделений

ООО «Газпром Добыча Уренгой».

Детский  сад «Морозко»

               

  Консультация:

«Игра в системе   оздоровительной и воспитательной  работы с детьми».



Предварительный просмотр:

Болезнь всегда легче предупредить, чем лечить, это касается и зрения.

Самое главное - не допускать раннюю и непомерную нагрузку на глаза:

  • нельзя на близком расстоянии рисовать, лепить, смотреть картинки более 10-15 минут;
  • нельзя слишком рано (до 4 лет) начинать учить с ребенком буквы.

Необходимо следить за осанкой ребенка, правильность его посадки (от привычки низко наклоняться к работе очень трудно отучить); при низком наклоне создаются условия искривления позвоночника и развития близорукости.

Очень важно правильное освещение, сочетание местного освещения и общего. Настольные лампы должны быть мощностью 60-75 ватт, нить накаливания не должна быть видна. Лучше использовать галогеновые лампы, они наиболее рационально освещают поверхность стола. Заниматься нужно в положении сидя. При работе вблизи необходимо иметь подставку, обеспечивающую расстояние до глаз 30-35 сантиметров. Очень вредно читать в транспорте.

Важно также качество бумаги печатных изданий и тетрадей для детей: чем больше контрастность печатных элементов, тем меньше зрительная нагрузка.

Допустимая длительность просмотра телепередач для детей 3-4 летнего возраста -15-20 минут, для детей 5-6 лет не более 30 минут в день - с расстояния 2,5-3 метра.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации конструктивной деятельности с воспитанниками с нарушениями зрения

Консультация для воспитателей группы компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. рассмотрены вопросы: особенности конструктивной деятельности дошкольников; коррекционные задачи на занятиях по...

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нару­шением зрения прежде всего состоит в организации ком­пенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожно­го, вибрационного и др.Компенс...

Особенности организации художественно-эстетической деятельности детей с нарушением зрения.

В данной статье рассматриваются особенности организации художественно-эстетической деятельности детей с нарушением зрения (изодеятельность, лепка, конструирование, театральная деятельность)...

«Тропинки к проЗрению» (особенности организации психолого-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими нарушения зрения)

В данном материале представлен опыт взаимодействия педагога-психолога с детьми с нарушениями зрения....