Главные вкладки

    Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения.
    статья по коррекционной педагогике

    Кувалдина Ирина Евгеньевна

    Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нару­шением зрения прежде всего состоит в организации ком­пенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожно­го, вибрационного и др.

    Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельнос­ти лица с глубокими зрительными нарушениями.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobennosti_korrektsionno.docx16.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

    "Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых"

    Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения.

    Воспитатель ДО ГБОУ ШОР № 1

    Кувалдина И. Е.

    2019 г. Москва

    Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения прежде всего состоит в организации компенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожного, вибрационного и др.

    Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лица с глубокими зрительными нарушениями.

    Коррекционная работа при полном отсутствии зрения должна быть направлена на использование специальных приемов и способов наблюдений явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

    Большое значение в восприятии и познании окружающей среды у слепых и слабовидящих имеет осязание, которое помогает определять форму, размеры предмета.

    Наряду с осязанием большое значение имеет слух. С помощью звуков дети с нарушениями зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Высокий уровень развития слуха у слепых и слабовидящих обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.

    Поэтому в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями зрения проводятся упражнения на дифференциацию — различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.

    Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения в школе при обучении и воспитании предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности. Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компенсаторного развития у большинства слепых и слабовидящих детей позволяют овладеть высоким уровнем образования, развить мышление, восприятие, память и т. д.

    На формирование личностных качеств у детей с нарушением зрения значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат в семье, школе, ближайшем окружении, который характеризуется сочувственным отношением, созданием щадящего режима. Поэтому весь комплекс воспитательных мероприятий при коррекционно-педагогической работе должен быть направлен на раскрытие широких возможностей слепых и слабовидящих детей, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно полное участие в жизни, полноценный труд, независимую жизнь.

    Для развития у слепых и слабовидящих детей познавательно-образного мышления используют игру, учение, труд, которые можно рассматривать как познавательно-оценочную, преобразующую деятельность, в которой отображается взаимодействие с окружающей действительностью.

     Итак, коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения направлена на гармоничное развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психологическое и физическое развитие ребенка.

    Литература.

    1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду с нарушением зрения.- М.: Город, 1998.

    1. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Дефектология. -2012. - № 6. - С. 17-24.

    1. Солнцева, Л. И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология) / Л. И. Солнцева. — М. : Классик Стиль, 2006. – 256

     

    1. Никуленко, Т.Г. коррекционная педагогика: учебное пособие [Текст] / Т.Г. Никуленко. С.И. Самыгин,- Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д:

    Феникс, 2009. -445с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.

    Образование сегодня становится главным общенациональным  приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...

    Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.

    работа в адаптационный период с дошкольниками имеющими нарушение зрения...

    Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения на разных этапах лечкения.

    Данный материал раскрывает взаимосвязь между коррекционной работой и лечением детей с нарушением зрения на лечебно-диагностической аппаратуре.Так же предложенна система работы на разных этапах  л...

    Сообщение на педсовете "Взаимодействие воспитателей со специалистами в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением зрения"

    Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения  возможна только при тесном взаимодействии всех специалистов и носит комплексный характер.  ...

    Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ

    Поступление в детский сад – первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребенка вне привычных условий дома. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования – все...