Мастер – класс для педагогов. «Формирование коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ с использованием игровых технологий».
консультация по теме

Дмитриева Наталия Александровна

Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу.  Благодаря  коммуникативным играм ребёнок приобретает навыки общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. А всё это способствует более успешной социализации малышей в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnyh_navykov.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов.

«Формирование коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ с использованием игровых технологий».

педагог – психолог Дмитриева Н.А.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих,  а так же умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными средствами.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть определёнными коммуникативными навыками: сотрудничество, умение слушать и слышать, умение воспринимать и понимать информации, умение говорить и общаться.

Коммуникативные игры  чрезвычайно полезны для  всестороннего развития детей.

Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу.  Благодаря  коммуникативным играм ребёнок приобретает навыки общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. А всё это способствует более успешной социализации малышей в обществе.

Вашему вниманию, мы  предлагаем игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:

  • чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров « Клеевой ручеек»,  « Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли»
  • умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты « Вежливые слова», « Волшебный букет цветов»,  « Подарок для всех»
  • умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом « Игры- ситуации», « Коврик примирения»,    « Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»
  • развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия « Изобрази пословицу», « Разговор через стекло», « Закорючка»
  • создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости  « Пресс-конференция», « Пойми меня», «Без маски».

Психолог: Некоторые игры мне хотелось бы проиграть вместе с вами, поэтому попрошу желающих, выступить в роли детей и подойти ко мне. Для того чтобы вы лучше вжились в роль, я предлагаю вам одеть атрибуты.

  1. Игра – приветствие

Все участники стоят в кругу. Ведущий говорит: «Здравствуйте. Я – Наталья. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуйте, Наталья. Наталья сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»

  1. Ветер  дует  на...»  

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... - есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

  1. Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

  1. Друг к дружке!

Цели: Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом, также оно является быстрой освежающей разминкой во время перемены или отдыха. В этой игре дети могут почувствовать все свое тело. Кроме того, детям самого младшего возраста это упражнение помогает научиться более точно идентифицировать различные части тела.

Инструкция: Сейчас вы будете играть в одну тень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро "поздороваться" друг с другом:

— правая рука к правой руке!

— нос к носу!

— спина к спине!

Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: "Друг к дружке!", вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: "Друг к дружке! Ухо к уху!"

— бедро к бедру!

— пятка к пятке!

Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе игра?

— Легко ли тебе было действовать столь быстро?

— Были ли названы такие части тела, которые ты не сразу понял?

  1. Сиамские близнецы

Цель: Научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д.»

  1. Охота на тигров

Цель. Эта игра учит планировать свои эмоции и понимать окружающих, обращать внимание на их мимику, выражение глаз, эмоциональное состояние.

Подготовка. Взрослый может побеседовать с детьми не только о том, как отгадать, у кого спрятана игрушка, но и о том, что иногда в жизни необходимо управлять собственным состоянием, чтобы не выдать его. Дети, как правило, охотно рассказывают о способах управления состоянием, известным им из наблюдения за другими.

Содержание. Дети встают в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до десяти. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. По окончании счета дети (и тот ребенок, у кого находится тигр, и остальные участники) вытягивают руки вперед, складывая ладошки домиком. Задача водящего – найти тигра.

Рекомендации. Как правило, дошкольники сначала обращают внимание на такие признаки обладателя тигра, как некрепко сомкнутые ладошки, выкрики сверстников («Посмотри у меня…»). Постепенно они учатся понимать состояние ребят по мимическим проявлениям, общему эмоциональному состоянию, поведению во время игры.

  1. Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

  1. «Передай сигнал»

Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.

  1. Невидимая надпись

Эта игра может быть прекрасным завершением   дня — в нее хорошо играть, когда Вы отпускаете детей домой. Она дает Вам возможность вступить в контакт с каждым ребенком. Так же хорошо она может быть использована при смене деятельности, например, когда Вы делите  группу на маленькие группы. Она пробуждает у детей любопытство и одновременно с этим дает им переживание успеха. Кроме того, когда Вы (пальцем или "волшебной палочкой") пишите на ладошке ребенка (для младших детей) или на спине (для более старших детей) отдельные буквы, цифры, короткие слова или рисуете геометрические фигуры, Вы совершенствуете их чувственное восприятие.

Инструкция: Перед тем, как вы пойдете домой, я хочу подарить каждому из вас по букве. Я выберу букву из вашего имени и нарисую ее у вас на ладошке (на спине). Вы должны будете мне сказать, какую букву невидимо я вам нарисовала. Каждый из вас по очереди должен подойти ко мне, чтобы я могла таким образом со всеми попрощаться.

  1. Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он, чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

Игры на развитие коммуникативных навыков

Ладонь в ладонь (Н. Клюева, Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Дотронься...

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до...  (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)». Кто не нашел необходимого предмета — водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

Поварята

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

«Запрещенное движение»

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.

замечание: Запрещенных движений может быть около 7.

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Волшебный букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель ( показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга?  Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом , подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Коврик примирения

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает  детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников  присесть  друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении  «Как поделить игрушку».

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЦИО – ИГРОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ (Е.Е. Шулешко, В.М. Бутаков, А.П. Ершова

Актуальность темы. Дети, не владеющие коммуникативными навыками, хуже других усваивают программный материал. Как показывает опыт, знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместно...

Мастер-класс на тему «Формирование коммуникативных навыков в играх с детьми с РАС»

В данном материале представлен мастер-класс на тему «Формирование коммуникативных навыков в играх с детьми с РАС»...

Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных навыков с использованием технологии ТРИЗ».

Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных навыков с использованием технологии ТРИЗ»....

«Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольног возраста посредством социо-игровой технологии»

Почему мной выбрана социо-игровая технология?  В современном мире человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую акт...

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через социо-игровую технологию

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через социо-игровую технологию...

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...