Проект «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».
проект (средняя группа) на тему

Пилигримова Елена Александровна

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисованию, развитию речи, математике и другие).

2. Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение, обогащать словарный запас.

3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».

Выполнила:

Пилигримова Е.А.

Содержание


1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Аннотация……………………………………………………………………....5

3. Этапы проекта……………………………………………………………….....6

4. Заключение……………………………………………………………………..8

5. Литература……………………………………………………………………...9

6. Приложение……………………………………………………………………10

Введение

Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего первого опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика рук и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании  головного мозга и становления речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающие значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисованию, развитию речи, математике и другие).

2. Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение, обогащать словарный запас.

3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

Методы:

1. Разучивание потешек, использование атрибутов к пальчиковым играм.

2. Изобразительное творчество.

3. Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.

Аннотация.

В данной работе рассматривался вопрос о влиянии «Пальчиковых игр» на речь детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

В наше время все чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано мною не случайно, так как считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитие речи детей дошкольного возраста.

Длительность проекта: в течение учебного года.

Этапы проекта

Подготовительный этап:

1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определения содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Подготовка наглядного материала:

- письменных консультаций, стендов информации;

- современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и другие;

- оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и другие;

- выставки детских работ.

Основной этап реализации проекта.

1. Составление перспективного плана проведение пальчиковой гимнастики с ребенком.

2. Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.

3. Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком.

4. Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Работа с родителями.

  1. Выставки игр и атрибутов по развитию моторики рук детей;
  2. Консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики»,

« Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

  1.  Мастер – класс для родителей «Волшебные пальчики»;
  2.  Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
  3.  Родительские собрания: знакомства с проектом «Веселые ручки»;
  4.  Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей

вопросы);

  1. Семинар – практикум «Чтобы четко говорить – надо с пальцами

дружить».

Заключительный этап.

Заключение

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод:

1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;

3. Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;

4.  Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"

Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....

Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...

Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему:«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»...

Статья на тему: "Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста."

Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Смысл и методик...

Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза&ra...

Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста...

"Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию ребенка, стимулирует развитие речи, творческие...