Формирование экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с разнообразием растительного мира
статья на тему

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы  

Формирование экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с разнообразием растительного мира

 Автор:     Иванова Елена Александровна воспитатель МБДОУ № 37 станица Новопокровская Краснодарского края

                                                                   И стебелек травы достоин великого                                                                                                    

                                                                   мира, в котором он растет.

                                                                              Рабиндранат Тагор.

   

         В последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек часть природы, он не может жить вне нее,    не может      нарушать законы, по которым существует окружающий мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на Земле.

          В 30е гг. двадцатого века селекционер И.В. Мичурин сказал: “ Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача”.  К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали. Теперь ученые горько шутят: “ Мы так много  взяли у природы, что не можем ждать милости от нее”. Поэтому настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля  - одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы, прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь.

                          Что значишь ты без трав и птиц,

                          И без любви к пчеле жужжащей,

                          Без журавлей над хвойной чащей

                          Без миловидных лисьих лиц, 

                          Когда поймешь ты, наконец,

                          Врубаясь в мертвые породы,

                          О, Человек, венец природы,

                          Что без природы – твой конец ?!

                                                           C. Кирсанов

   

        Восхищение красотой природы, охрана ее и рациональное использование –  неразрывные звенья в цепи экологического воспитания. Начиная с раннего возраста, ребенок стремится   оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения будущее человечества окажется в серьезных руках.

 

       Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – личностное отношение к миру, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой. Именно поэтому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил во взаимодействии с природой, воспитания чувства сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

 Формирование знаний у детей дошкольного возраста – не самоцель. Они – необходимое  условие  для выработки     эмоционального,  нравственно- действенного характера отношения к миру.

        Экологическая культура формируется у ребенка лишь при благоприятных социальных условиях, создаваемых в семье, детском саду, при общении с друзьями по интересам. Здесь можно привести старое, но удачное сравнение,  в котором развитие ребенка сравнивается с ростом семени, а среда – с почвой, влагой. Как почва и влага для растений, так и благоприятная среда для развития ребенка имеет огромное значение: в плохой среде ребенок уродуется, чахнет. Но каждое растение требует своей почвы и той или иной влажности, при уходе за растением надо считаться с тем, какое это семя, каковы законы его роста. И отношение растения, как всякого живого существа,  к среде активно. Оно берет и усваивает от среды одно и не принимает другого. Оно само, в свою очередь, влияет на среду и создает ее. В несравнимо более активной форме то же делает ребенок. И помочь ребенку в его развитии, общении с природой, в формировании экологических представлений о мире растений моя задача,  а пути ее осуществления следующие:

  • Формирую у детей экологические представления в процессе ознакомления с миром,  что такое растения, живой организм, среда обитания, адаптация организма к среде обитания. Кроме того, знакомя детей с миром растений,   подбираю материал с учетом их возрастных особенностей ;

 раскрываю   значение растений в природе;    

  •  развиваю  понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  •  воспитываю  бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь              к природе;
  •  вовлекаю  детей в разнообразные виды деятельности в природе и по   ее охране, формирую  навыки экологически грамотного, нравственного поведения.

     Работая с дошкольниками, я научила детей понимать и объяснять особенности растительного мира разных экосистемах: лес, луг,  река. Они знают, что особенностью растительного леса является многояростность: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы.

  У реки растут влаголюбивые растения, т.к. почва насыщена водой, а на лугу растут травянистые растения, которые любят свет и солнце.

    В процессе познания детьми растительного мира   привлекаю детей к труду в "зеленом" уголке, на участке детского сада. Детям всегда особенно дорого то, что они сами вырастили. Читаю детям произведения Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Пришвина и др. О том, как человек заботится о сохранении растительного мира.

   В своей практике широко использую сказки по экологии.  Чтобы дети не потеряли интерес к сказке, в ее сюжет включаю не только образовательные и воспитательные моменты. Дети с удовольствием слушают  авторские сказки. Очень нравится им придумывать и самим. Для творчества я создаю атмосферу таинственности, доброжелательности, волшебства. Я включаю музыку,  мы с детьми  садимся на волшебный «ковер самолет» произносим заклинание и просим отнести нас в волшебную страну, предлагаю  придумать свою сказку. Дети начинают придумывать, а я записываю их рассказы, затем обрабатываю.  В результате совместной  работы на свет появились сказки: «Березка спасительница », «Подорожник и маленькая девочка », «Сказка о целебной силе боярышника». После чтения я предлагаю поиграть в сказку, дети выбирают себе роли деревьев, насекомых, зверюшек. Сюжет и действия героев сказки носят импровизированный характер, предоставляю возможность детям самостоятельно выбирать сюжет и героев сказки, что развивает их творческие способности, воображение, речь, способствует эмоциональному  обогащению.

    В своей работе с детьми использую различные методы  и формы экологического воспитания и обучения детей:

  •  наглядные
  •  практические
  •  словесные

           Разнообразие наглядных методов   (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов) дают мне возможность с наибольшей полнотой реализовать познавательную деятельность дошкольников, сформировать у них яркие, конкретные представления о природе, разнообразии растительного мира.

       Через наблюдения начинается познание, а еще раньше способы осязание, поэтому и учение и воспитание, прежде всего,  воспринимается  не  только словесным объяснением вещей, а предметным их  наблюдением. Ребенок опознает не только внешние параметры объектов природы   (окрас, строение, запах), но и связь со средой. Кроме того наблюдение важно еще и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание и практическое преобразование    природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

        Ведь ничем не заменить живого общения с природой, легкого прикосновения детских рук к травинкам, стебелькам растений. Во время наблюдений, экскурсий,  целевых прогулок стараюсь способствовать возникновению определенного эмоционального контакта детей с природой. Для этого предоставляю каждому ребенку возможность пообщаться с природой,  чтобы он сам  отыскал что-то необычное для себя, погладил ствол дерева,   рассмотрел насекомых  под сухими листьями,  понаслаждался   пением птиц, рассмотрел голубое небо. Не подавляя активности детей во время наблюдений и экскурсий, учу замечать и описывать происшедшие в природе изменения, наводящими вопросами помогаю вспомнить, сравнить, подобрать для их описания нужные слова.

 Так, во время осенней экскурсии спрашиваю: “Какими стали деревья? Что вы ощущаете? Что  было летом? Что изменилось? Что необычного видите? Какой парк вам больше нравится – осенний или летний?” И дети отвечали:

  • “Мне нравится парк осенью, потому, что деревья золотые и в парке светло”.
  • “Мне нравится осенний лес, потому, что много красивых листьев”.
  • “ Мне грустно, потому, что  листья опадают, часто идет дождик”.

  Так я побуждаю детей к эмоциональным высказываниям, к оценке окружающей природы, учу накапливать определенный жизненный опыт, знания. Не забываю поделиться и своими ощущениями: “Какая чудесная рябина! Вот бы   ее нарисовать!”

 Целевые прогулки, экскурсии, наблюдения использую также для развития физических качеств детей, совершенствования речи, мышления, творческих способностей, культуры чувств. Формирую разные виды отношения к природе - природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное с элементами регионального воспитания.

  Каждой прогулке придумываю своё название: "В гости к муравьишкам” ";"Помощь осинке’’, "Путешествие с планом местности",  "Осень золотая в гости к нам пришла", "Помоги природе", "Загадки на огороде", "Юные огородники".

Для повышения интереса к занятиям на экологической  тропе я совместно с детьми выбираю  сказочного героя, выдуманного детьми, (волшебник леса, хозяйка луга и т.д.)  Эти персонажи помогает проводить занятия на тропинке,  периодически они “оживают “, посылают детям письма-задания, участвуют в театрализованных праздниках.  

       Чтобы легче было ориентироваться на  тропе в начале  расположен план , дети  привлекаются к выбору  маршрута очередной прогулки. Я выслушиваю их предложения, учитываю их мнение.  Возле каждого объекта расположена красочная табличка с символами, рисунками понятными детям, выделены разным цветом   охраняемые, лекарственные и пищевые растения.

      Практическая деятельность ребенка в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности – показатель их экологической воспитанности и экологической культуры.

     Наблюдения, опыты    в природе способствуют накоплению у детей запаса достоверных конкретно - образных представлений об окружающей  действительности, фактических знаний, являющихся материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

 Именно в результате наблюдений и практической деятельности дети начинают понимать, что:

    - объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое ;

    - окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно меняется.

 Во время прогулок и наблюдений      беседую с детьми, чтобы помочь им  понять причинно- следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения,  перенести знания в новую ситуацию. А помогает мне в этом разработанный  подробный перспективный план   наблюдений и поисково- опытнической деятельности.    

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно- действенное мышление, поэтому познание какого- либо объекта или явления природы необходимо начинать с неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать). Эти  наблюдения  мы с детьми я пополняю  художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца (“кружатся листья”,  “падают снежинки”, “ходит котик”). Затем все эти впечатления закрепляются в лепке, ручном труде, играх с природным материалом, созданием композиций из цветов и растений. Цветы и растения заготавливаются и используются в практической работе.  Дети выкладывают на листы бумаги разные по цвету и форме части растений, проговаривая их названия. Затем составляем картины.   Эта работа  им очень нравится.

      Предварительно провожу занятие, на котором знакомлю детей с правилами поведения в природе и заготовки растений.

  • Прежде чем сорвать цветок, нужно вспомнить, что мы знаем о нем.
  • Если растение ядовитое, его нельзя трогать.
  • Лекарственное растение, занесенное в “Красную книгу”, ни в коем случае не срывать.

Чтобы не повредить корни растений, полевые цветы и травы нужно срезать, а не рвать.  Собранные растения сортируем, подвешиваем вниз головками в хорошо проветриваемом помещении. Для букетов из сухоцвета подойдет конский щавель, полынь, камыш, тысячелистник, папоротник. А также злаки: пшеница, рожь, овес, ячмень.

   Для составления букета вполне достаточно несколько растений, а если добавить метелки и колосья – это придаст композиции легкость и воздушность. При составлении букета показываю детям, что можно использовать и другой природный материал, например, шишки из которых получаются красивые цветы, если их предварительно раскрасить гуашью. А травы покрыть анилиновыми красителями. Оригинально украсят композицию розы из апельсиновой кожуры, вырезанной по спирали.

         Собранные весной и летом травы и цветы я использую в течение года на занятиях с детьми. Ведь как приятно среди зимы вдохнуть аромат лета, и раскрасить яркими красками  пасмурный холодный день!

        А в осенний период мы занимаемся аранжировками из  листьев и различных плодов. Собранный для аранжировки материал ставлю в воду перед тем, как создавать композицию.  

 Составление букетов и различных картин, изготовление поделок, для детей всегда большая радость, в результате дети получают удовлетворение от своей работы, массу положительных эмоций.  Так, например, на праздник Осени в нашей группе прошла выставка  “Палитра цветов и разнотравий, в которой принимали участие  и дети, и родители. Дети с восторгом и радостью   узнавали знакомые растения и любовались букетами, в составлении которых вместе с родителями участвовали и они.    

 Чтобы познакомить детей с лекарственными растениями нашего региона, мною был разработан проект  “Зеленая аптека”, в процессе работы над которым дети узнали культуру края, научились бережно относиться к растениям, закрепили знания об  их   целебных свойствах, получили полное и глубокое удовлетворение от сделанного, проявили свою творческую активность. В течение летнего периода была проведена работа по ознакомлению детей с растениями нашей местности –  различными видами деревьев, кустарников, грибов, цветов. Продуктами  такой деятельности    стали: красочно оформленные альбомы, фотовыставки, собранные гербарии различных растений, плоды и семена.   Ребятам и родителям так понравилась проектная деятельность, что мы и дальше решили работать в этом направлении. Осенью осуществили проект “Деревья нашего участка.” В зимние месяцы открылись  проекты “Огород на подоконнике”, «Выращиваем фасоль».  Со своими наработками выступаю на педсоветах, представляю презентации, делюсь интересной информацией.   

Для расширения    представлений детей о растениях собраны    несколько видов коллекций, классифицирующихся по разным признакам, например, коллекция семян и плодов деревьев, коллекция “орехов”, бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений.    Многое из этих коллекций служит не только образцами, но и используется мною в качестве    пособий  при проведении дидактических игр (картотека игр имеется)  а также игр детей, через которые осуществляется и обучение, и развитие ребенка.   

         Вся моя работа по формированию экологических представлений у дошкольников в процессе ознакомления с растительным миром   не будет результативной без сформированной потребности у детей в самостоятельном изучении природы. Эту задачу я решаю путем создания развивающей среды,                                       где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдают за объектами и активно взаимодействуют с взрослыми.

       В групповой комнате на самом видном месте -  уголок природы , где можно  поработать с календарем погоды, а рыбки в аквариуме покажут красоту водного мира.  Очень  большое разнообразие комнатных растений; декоративных и цветущих.

Такой подход  в оснащении природной зоны позволяет широко использовать приемы анализа – синтеза в сравнении и изучении многообразия флоры и фауны.  Для того чтобы организовать поисковую исследовательскую  деятельность дошкольников в природе имеется лаборатория  –  место, где  сосредоточен  материал  для     наблюдения   за опытами и взаимосвязи живой и не живой природы. Это все помогает активизировать познавательный интерес.

Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, ознакомлением с экосистемами парка, включение игровых обучающих   ситуаций в занятия, экскурсии, работа с календарями.  

Раскрою работу на примере игровых обучающих ситуаций. Обучение в этом случае происходит как регламентированная игра. Я предлагаю детям сюжет, беру на себя основную роль,  а остальные распределяю между детьми. План, по которой развивается сюжет, соответствует логике решения дидактических задач, занятий и наблюдений. В рамках игры дети получают  впечатления, новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия.

          В игровых обучающих ситуациях использую кукольные персонажи,  которые  становятся   непосредственными участниками  наблюдения. Все это

 достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Ситуация, в которую попадают персонажи, требует  от детей знаний, опыта, умения находить оптимальный вариант. Все это активизирует умственную деятельность  ребят.  

         В ходе   занятия по обследованию комнатных  растений, использую такую игровую ситуацию как “Профилактический осмотр комнатных растений доктором Айболитом’’. Айболит  “выписывает рецепты” по уходу за растениями,  ребята выполняют все рекомендации доктора.

         Интересные наблюдения, занятия, увлекательные экскурсии и прогулки в природу, работы в уголке природы, все - таки не позволят детям обойтись без чтения книг. Живая интересная книга, научно правильно освещающая жизнь природы, ее отдельные явления, а также деятельность человека, преобразующего природу, совершенно необходима для того, чтобы в одном случае пробудить интерес у детей к растительному миру,   а в другом – расширить знания. Поэтому в группе  предусмотрена мини - библиотека, в которой собраны разнообразные красочные книги, о растениях, животных, окружающем мире, энциклопедии для детей, издания журнала “Натуралист”, литература о лекарственных растениях, а также стихи о природе известных поэтов для заучивания наизусть.  

        Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная мною организация тематических бесед, использование различной художественной и познавательной литературы, наблюдений развивают у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.

        Важным аспектом в  воспитании детей  считаю работу с родителями. Она ведется мною непрерывно.  По моему мнению, семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние  и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Поэтому работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия и  взаимосотрудничества. Однако, между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Это объясняется тем, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Поэтому, как я считаю, экологическое просвещение родителей – одно из,  крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений в работе.  Однако опыт показал - не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дети оказывают не меньшее влияние  на родителей.        Зачастую интерес родителей к экологическим знаниям детей возникает в результате  их эмоциональных рассказов о том, чем они занимаются на занятиях, какие опыты проводят, показе своих творческих работ и т. д.          Привлекаю родителей  для оказания помощи в организации экскурсий (экскурсия «Красота луга», «Осень золотая», «Наша река – Ея» и др.)     Неоднократно родители участвовали   в конкурсе  газеты  «Защитим зеленых друзей», в выставках:  «Природа и фантазия», «Человечки из шишек», акциях: «Оглянись вокруг  - как красиво!», «Сохраним природу для будущих поколений».                

  Радует то, что родители воспитанников не остаются равнодушными к тому, чем заниматься с детьми, и оказывают посильное содействие в этом.     И    хочется верить, что любовь к родной природе – к каждой травиночке, поможет нашим детям жить долгие годы в гармонии с окружающим миром, уметь не только брать от нее блага, но и отдавать взамен, уметь заботится о ней и сохранять ее.

       Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений  через ознакомление   с многообразием растительного мира  перспективная, наиважнейшая задача и в процессе этой  работы я смогу воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Статья: "Формирование экологических представлений у детей в процессе ознакомления с миром природы"

Статья посвящена формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений. Чтобы у детей развивалась культура общения с природой, разумное использ...

Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

На тему "Формирование экологического сознания старших дошкольников в процессе ознакомления их с миром деревьев"

Конспекты родительских собраний проектная деятельность по экологическому воспитанию детей....

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования  экологической культуры, происходит становление осознанного отношения к природе во всем ...

Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности

На летних каникулах для детей и родителей был объявлен сбор природного материала для будущих занятий в детском саду. Дети и родители откликнулись с удровольствием. в начале учебного года одним из ребя...

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ.

Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем,  поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколени...