"Художественное слово как средство художественно-эстетического развития ребенка".
статья по теме

Низович Наталья Ивановна

Художественно – эстетическое воспитание детей- целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Благодаря воздействию средств искусства на личность у детей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его и по возможности воплощать накопленный опыт в работах.
Одним из видов искусства является художественная литература.Художественная литература способна порождать богатый эмоциональный отклик, который является основой художественно – эстетического чувства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennoe_slovo_kak_sredstvo_hudozhestvenno.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное слово как средство художественно-эстетического развития ребенка.

Педагогика определяет художественно – эстетическое воспитание детей как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. (Н. Варкки, 2003). Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание  как организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств, формированию знаний, представлений о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и отношения ко всему, что нас окружает. (А.В. Запорожец, 1985). В обоих определениях говорится о том, что художественно – эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Художественно – эстетическое воспитание имеет не только созидательную направленность, но и деятельную. Благодаря воздействию средств искусства на личность у детей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его и по возможности воплощать накопленный опыт в работах.

Одним из видов искусства является художественная литература, где слово является основным средством образного отражения жизни. Как искусство слова, художественная литература возникла в устном народном творчестве. Язык художественной литературы имеет специфику, которая отражает его особую эстетическую функцию. Оказавшись в сфере искусства, язык становится материалом для создания художественных образов. Художественная литература способна порождать богатый эмоциональный отклик, который является основой художественно – эстетического чувства. (Д.Б. Лихачев, 1996).

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, В.Л. Езикеевой, Е.И. Игнатьева, Н.С. Карпинской, Л.В. Компанцевой, Н.П. Сакулиной.

Обращение к нему связано с необходимостью эмоционального восприятия детьми образа художественного произведения и формирования на этой основе собственного обобщенного образа, который они впоследствии воплотят в своей работе. Восприятие – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно – эстетических идеалов и вкусов.

Огромный вклад в теорию эстетического воспитания внес К.Д. Ушинский. Эффективным средством эстетического воспитания Ушинский считал рисование и произведения народного и литературного творчества. (К.Д. Ушинский, 1984 -1952).Прекрасные произведения для детей собраны  в его издании «Родное слово», где представлены простые по изложению, доступные для понимания художественные рассказы, стихи, статьи. Ученица и последовательница К.Д.Ушинского - Е.Н. Водовозова, внеся огромный вклад в теорию дошкольного воспитания, как и Ушинский, считала народные сказки эффективным средством эстетического воспитания детей. В ее книге «Умственное и нравственное воспитание детей » ею представлена целая серия народных сказок, доступных и полезных для воспитания детей дошкольного возраста. Выделяя значение сказки в эстетическом воспитании, Е.Н. Водовозова отмечала, что сказка опирается на детские знания и наблюдения, развивает богатую детскую фантазию, способствует обогащению детской речи, помогает в живых выразительных образах усвоить красоту речевых оборотов и народных выражений. ( Е.Н. Водовозова, 1901).  Е.И. Тихеева основными средствами эстетического воспитания детей считала лучшие образцы искусства, в частности, художественное слово: выразительно прочитанный рассказ; сказку; стихотворение. Наравне со сказкой и рассказом, а может и выше их, Е.И. Тихеева рекомендовала использовать как фактор развития художественное стихотворение. Его преимущество она видела в том, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма. Законы ритма ребенок постигает легче, быстрее, чем мир форм и цветов. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. (Е.И. Тихеева, 1972).

Н.С. Карпинская отмечала, что глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании художественных произведений, развивают у них эмоциональную отзывчивость, способствуют усвоению точности и красоты родного языка (Н.С. Карпинская, 1972).  Исследования Т.С. Комаровой доказывают положение о том, что основой способностей к художественной деятельности у детей является восприятие, характеризующееся индивидуальными различиями, наглядно – образное мышление, опирающееся на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи, воображение, без которого невозможна художественно – творческая деятельногсть, а также эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического восприятия (Т.С. Комарова, 1994).

О.В. Акулова в статье «Развитие выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам фольклорных произведений» пишет об устном народном творчестве: « Освоение языкового богатства, заключенного в произведениях устного народного творчества, вводит ребенка в мир выразительных средств языка….» «Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм произведений устного народного творчества близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир, выражать отношение к явлениям и событиям. Специфике восприятия, языковой и коммуникативной компетентности дошкольников в большей мере соответствуют сказки, потешки и прибаутки».

«Незаслуженно забыто создание изображения по загадке, предполагающее поиск интересных средств выражения (что и как передать, как передать образное сравнение, заданное в загадке?), и стихотворению. ( А.М. Вебенец, 2012). О. Н. Сомкова рассматривает загадку, как поэтическое замысловатое описание предмета. Загадка прививает поэтический взгляд на мир. В ней используются такие изобразительно-выразительные средства языка, как образное сравнение, олицетворение, метафора.

В детской художественной литературе ярко представлена образность, как живость, наглядность, красочность изображения, которая является неотъемлемым признаком всякого искусства. Образность речи — особая стилевая черта, получающая наиболее полное выражение в языке художественной литературы, является важным фактором эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

В современных программах по художественно-эстетическому развитию детей широко используется художественное слово. И.А. Лыкова в учебно-методическом пособии «Изобразительная деятельность в детском саду» в каждое занятие включает стихотворения, загадки, рассказы, сказки. В.А. Деркунская, А.Г. Рындина в пособии «Игровые и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» предлагают интересные образовательные ситуации, где используются стихотворения, сказки, помогающие детям выразить радость по поводу красоты мира, подключить фантазию и увидеть за формой предмета, объекта настроение, характер, увидеть красивое, необычное в привычном. Программа Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой «Воспитание ребенка – дошкольника. Росинка. В мире прекрасного» направлена на решение таких задач, как: развитие способности к художественному восприятию произведений искусства, умение чувствовать их характер, настроение, замечать выразительные средства. А также выделять средства выразительности; любоваться, всматриваться, сопереживать настроению, содержанию; соотносить увиденное со своим опытом, выражать свое мнение, учиться создавать художественный образ. Художественное слово, рассматривание картин художников, слушание музыки способствуют реализации задач программы. Воспитывать стремление детей отразить свои впечатления и представления в собственной деятельности является одной из задач образовательной области «Художественное творчество» к программе «Детство». Это также создание собственных иллюстраций к сказкам, рассказам, загадкам, стихотворениям.

При отборе художественных произведений необходимо учитывать возрастные особенности детей, их опыт, интересы, доступность. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с выразительными средствами поэзии. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения.  Важно отобрать фрагменты, создающие яркий, эмоционально – привлекательный образ (А.М. Вербенец, 2012). Использовать стихотворения, содержание которых поможет подключить фантазию, создать образ, почувствовать настроение. Наличие в содержании литературного произведения описательных прилагательных, эпитетов, метафор, образных сравнений «подскажет» средства выразительности детям старшего дошкольного возраста. Художественные образы, содержащиеся в том или ином стихотворении, должны побуждать детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. ( Л.В. Компанцева).

Таким образом, художественная литература, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности  помогает решать задачи художественно – эстетического воспитания:  формирование чувственно – эмоционального опыта; развитие эстетического восприятия произведений искусства и действительности, формированию эстетического видения; развитие эстетических чувств, суждений, вкуса.

Список используемой литературы:

1.  Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. М., Просвещение, 1973.

2. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гурович Л.М. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 240 с.

3.  Выготский  Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - 3-е изд., М.,  Просвещение, 1991. - с. 93.

4. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком- дошкольником литературного произведения: Тезисы докладов. — М., 1948, с. 73 –76.

5.   Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., Педагогика, 1972.- с. 151.