Детская художественная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Екатерина Анатольевна Лихачева

Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства, является чрезвычайно важным педагогическим материалом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская художественная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста

Книга – одно из первых произведений искусства, с которым встречается ребенок. Происходит эта встреча с ранних лет: детям читают книги в семье, в детском саду. Книги для маленьких детей бывают разной формой: книжка – игрушка, книжка-образ; книжка-ширма; музыкальная книга и др. Размер и вес книги должен быть небольшие, чтобы ребёнок самостоятельно мог брать книгу. Книга для ребенка состоит из текста художественного произведения (это может быть: потешки, прибаутки, стихи, сказки, рассказы) и художественной иллюстрацией, которая тесно сливается с текстом.

Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства. Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были Ю. Васнецов, Е. Рачев, И. Билибин, В. Чижиков и др. У каждого из них своя техника выполнения иллюстрации и свое видение сюжета произведения.

 Не которые детский писатели, сами иллюстрировали свои произведения: Сутеев В.Г. художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор; Чарушин Е. И. график, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист; Лаптев А.М. художник-график, писатель и др.

Евгения Александровна Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости. Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, изба, море, самолет, ракета и др.

Иллюстрации в книге выполняют следующие функции.

  1. Познавательная функция помогает показать читателю-ребенку реалии той жизни, о которой пишет писатель, рассказать о неизвестных ему прежде предметах, действиях.
  2. Воспитательная функция Те или иные оценочные моменты, отраженные в иллюстрации, более отчетливо понимаются читателем, чем из текста, воздействуя на эмоциональную сферу личности через зрительное восприятие, формируя тем самым определенное отношение к героям и их поступкам. Рисунок может помочь расставить акценты, понять суть описанного события. Иллюстрация несёт в себе высокие художественные образы, дающие ребёнку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т. д., (а через просмотр иллюстрации эти понятия будут наглядными и олицетворенными.)
  3. Эстетическая функция формирует вкус ребенка, дает ему начальное представление об искусстве, иллюстрации недолжны быть низкого художественного уровня.
  4. Дополняющая функция, иллюстрация расширяет понимание текста, уточняет его. Она помогает детям сформировать свое отношение к персонажам, событиям.

В группе детского сада книги находятся в «Книжном уголке», доступны для детей. Воспитатель читает книгу одному ребенку или группе детей, рассматривая иллюстрацию происходит беседа. Например, стихотворение А. Барто «Грузовик»:

Воспитат. спрашивает: - Кто это?  Ребёнок отвечает: -Кот.

Воспитат. спрашивает: - Куда мальчики посадили кота? Ребёнок отвечает: -В машину.

Воспитатель объясняет детям, что так делать нельзя, потому что кот живой, он испугался. Это плохой поступок. На машине перевозят груз.

     В следующий раз при рассмотрении иллюстрации к данному произведению, дети сами больше объяснят, расскажут и покажут.

     Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения.

    Например, после прочтения и рассмотрения иллюстраций к русской народной сказке «Колобок», дети с интересом занимались аппликацией «Колобок на окошке»;

ребята нарисовали овальное «Золотое яичко» после рассмотрения иллюстраций и прочтения русской народной сказки «Курочка Ряба»;

во время беседы при рассмотрении иллюстраций к стихотворению Оксаны Ивановой «Мишка косолапый по лесу идет…», был предложен другой конец стихотворения «Больше я не буду все пугаться, А по лесу с другом весело прогуляться», при помощи пластилинографии дети сделали картину «Друзья медведи»

Педагог в детском саду должен выбирать детскую книгу соответственно возрасту ребенка. Где изображения предметов, человека, животных должны быть конкретными, чёткими, точными, ясными и простыми. Если это мяч, то он непременно должен быть круглым, так как это его основной признак. В рисунке должны быть переданы характер человека и его душевное состояние, отображены моменты движения, определённые жесты, мимика. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него яркая, многокрасочная обложка, цветные рисунки.   

Иллюстрации не только способствуют формированию художественного вкуса, а также развивают у детей интерес к книге, развивают речь детей, обогащают словарный запас, активизируют память, мышление, внимание, воображение и способствуют их развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Технология лэпбук как средство позновательно – речевого развития детей раннего возраста

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, не только эффективно помогает ребёнку овладеть культурой речи, но и способствует более довер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРВЛЕННОСТИ «МУЗЫКА С МАМОЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет ...

Пальчиковые игры, как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста «Моя семья»

Пальчиковые игры, как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста «Моя семья»"Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, ...