Статья Природа и ребенок при общении с ней.
статья на тему

Любимова Инна Геннадьевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского района

 Санкт-Петербурга.

Статья

 Природа и ребенок при общении с ней.

                                      Всё хорошее в людях — из детства!

                            Как истоки добра пробудить?

                                       Прикоснуться к природе всем сердцем:

                        Удивиться, узнать, полюбить!

     Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.   

    Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского района

 Санкт-Петербурга.

Статья

 Природа и ребенок при общении с ней.

                                      Всё хорошее в людях — из детства!

                            Как истоки добра пробудить?

                                       Прикоснуться к природе всем сердцем:

                        Удивиться, узнать, полюбить!

     Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.  

    Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.

     Здоровье ребенка в значительной степени зависит от состояния окружающей его среды и от его собственного поведения, например, умения избегать экологически неблагоприятных участков во время игр, прогулок, не употреблять загрязненную воду, пищевые продукты.
    Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.  Поэтому работая по  этой проблеме с  детьми  можно использовать программу экологического образования  «Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой, с целью формирования у дошкольников основ экологической грамотности, бережного отношения к окружающей природе, которая тесно связана  с проблемой экологической безопасности и здоровья детей.

    Для освоения детьми программы экологического воспитания, её содержание мы используем план совместных действий. Успех определяется тем , на сколько системно он выстроен. Система складывается из трёх основных блоков: совместная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьей.

     Рассматривая совместную  деятельность -  она  включает в себя : диагностику, наблюдение в уголке природы на прогулке, наблюдения за животными и растениями, целевые прогулки и экскурсии, игры, беседы и разговоры с детьми по экологии, рассматривание картин, сбор природного материала, опыты, поисковая деятельность, изобретательная деятельность, ознакомления с трудом  взрослых в природе; формирование обобщенных представлений о природе; классификация представлений о природе; развитие речи; (составление рассказов о природных объектах и явлениях) , экологические досуги, праздники, работа с моделями, ведение календаря, оформление альбомов)

     Самостоятельная деятельность детей- это разные виды игр, экспериментирование, уход за растениями и животными, работа с литературой, энциклопедиями, коллекционирование, изготовление поделок, моделей.

     Содержанием развивающей среды является экологические игры, разнообразные модели, иллюстрации, книги, дневники наблюдений, оборудование для ухода за животными и растениями. В группе мы создали экологическо-развивающие уголок , он представлен зеленой зоной.

    Планировать  совместную деятельность с детьми надо  таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.

     Проводить совместную деятельность не только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии - но и ту в которой представлено  отражение творческих способностей  ребенка: по изобразительной, музыкальной, трудовой деятельности. Удачное сочетание методов, включающий разнообразные исследования действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями и др.

      Вся деятельность взаимосвязана , усложняется как по содержанию, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевали дошкольники. Широко используют чтения детских книг, рассматривания иллюстраций, рисование иллюстраций на экологические темы, а так же экологические праздники и досуги.

Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Только при соблюдении этого условия ребенок  правильно воспримет бережное отношение к природе  , будет заинтересован в соблюдении правил безопасности при общении с ней.

Совместная работа родителей и воспитателя учит обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Так шаг за шагом идёт освоение программы, в процессе реализации накапливается материал, работы детей.

    Для работы с родителями мы  используем  анкетирование , например:

«Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок», «Как выбрать место для летнего отдыха», «Воздух в нашей квартире», «Курение и воздух»  ;изготовляем   папки– передвижки: «Правила поведения в лесу», «Вода и дети», «Дети в лесу», консультации и памятки  для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу», «Как вести себя в природе», активно используем  выставки семейных рисунков и поделок  «Дети и природа», альбомы «Природа глазами детей» и «О ком я забочусь», составление рассказов по рисункам  детей. Дети принимают участие в конкурсах и акциях по природоохранной деятельности.

   В качестве примера мы можем совершить экскурсию в лес.  Объяснить детям , на  сколько полезны прогулки в лесу, как это полезно для их здоровья. Гуляя там дети  рассматривают деревья, кусты, ягоды и грибы, делятся впечатлениями, у них активизируется словарь, богаче становится речь.

    Мы должны предупредить их о правилах поведения в лесу. Как вести себя в экстренных ситуациях и  во время пожара. Для этого можем использовать различные плакаты, карточки, алгоритмы.

   Также   объяснить  детям о том, что только в условиях хорошей пищи, чистой воды и воздуха, доброжелательного отношения людей ,человек может хорошо себя чувствовать, не болеть, быть бодрым и жизнерадостным.

       Рассказать детям о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

       В старшем дошкольном возрасте мы  знакомим  детей  более подробно о явлениях природы, о стихийных бедствиях, таких как : землетрясение  ,наводнение - причиной их  возникновения и возможными последствиями ; с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана), с правилами поведения во время грозы,  с правилами безопасного поведения летом под открытым солнцем, знакомим о солнечном  и тепловом ударе.

     Вода  притягивает детей с самого раннего возраста, как магнит. Дети обожают играть в воде, но важно понимать, что даже самый веселый отдых может обернуться трагедией, если не помнить о потенциальных опасностях. Поэтому  мы должны познакомить дошкольников  о правилах безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; о действиях в случае опасности на воде. Рассказать  о значении воды в жизни растений, животных и человека; о проблемах загрязнения водоемов, о водоочистительных сооружениях  о том, какие действия вредят природе , портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.

     Каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектом природы. Но нужно, чтобы эти правила обращения формировались не в негативной (не рвать, не топтать), а в позитивной форме (как помогать, заботиться). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит по лесу, посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит на себя.

     Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребенка, кажется, бьют через край, имеет смысл направить их в созидательное, творческое русло – русло полезных дел. И общение с природой дает для этого бесконечные возможности.