Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Муравина Елена Вячеславовна

В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей

старшего дошкольного возраста»

Задача формирования образов при речевом общении детей старшего дошкольного возраста решается в тесной взаимосвязи с развитием связной речи. Исследования педагогов и психологов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается не только способность осмысленно воспринимать содержание и нравственный смысл художественного произведения, но и умение выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. можно говорить о том, что у детей формируется понимание образной стороны речи. И в то же время наблюдения показывают существенные несоответствия между способностью детей воспринимать образную речь и абсолютным неумением образно выражать свои мысли, впечатления и переживания.

В работе над формированием образности речи детей старшего дошкольного возраста очень хорошо помогают произведения устного народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.

Дети любят отгадывать загадки и много знают наизусть, но порой заучивают их как стишки, совершенно не задумываясь над образами, скрытыми в загадках. Я решила научить их сочинять собственные описательные загадки.

Сочинять загадки можно буквально обо всем. Необходимо только показать детям, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того предмета, о котором составляется загадка. Например, если сказать "зверь, живет в лесу", то придется долго перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что у него пышный рыжий хвост, сразу станет ясно, что речь идет о лисе. С такой "сочинительной" игры мы начинаем наши прогулки. Во время одевания, детям дается тема загадки: любое дикое или домашнее животное или птица. После того, как мы приходим на участок, дети становятся вкруг и начинают загадывать друг другу по очереди загадки на заданную тему. Наиболее удачные загадки  записываю и помещаю в специально созданный альбом для загадок, который дети сами иллюстрируют. Такая творческая работа учит детей говорить кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Такая нехитрая игра приносит ребятам огромную пользу: развивает их наблюдательность, внимание, заставляет работать детское воображение и, безусловно, помогает формировать образную речь.

Чем больше отгадывать и сочинять загадки вместе с детьми, тем лучше они будут развиваться, тем большее количество информации усвоят.

При знакомстве детей с пословицами и поговорками особое значение придается пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного значений. Очень важно, чтобы дети смогли впоследствии использовать пословицы и поговорки в своей речи.

В своей работе с детьми над пословицами и поговорками, опираюсь на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала применяю такие формы работы, как:

Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».

Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

Нарисуй пословицу (домашнее задание).

Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Затем я показываю рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Таким образом, постепенно образуется копилка рисованных детьми пословиц. Предложила детям сделать альбом из рисунков и записать туда уже известные им пословицы и поговорки. В настоящее время мы совместно работаем над созданием этого альбомом.

Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.

Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы:

• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней» (Саша М.)

• Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил лото и принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить». (Лиза З.)

•Мой папа работает машинистом в метро. Когда я вырасту, я тоже буду водить поезда как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает. (Ваня М.).

Использование пословиц и поговорок в воспитательно-образовательном процессе и при речевом общении активизирует речь детей, способствует развитию умения образно выражать свои мысли.

И, конечно же, замечательным примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, так же начинают задумываться над их прямым и переносным значением.

После прочтения сказки совместно с детьми рассуждаем, при помощи каких языковых средств художественной выразительности сказочник добивается соответствующего впечатления: это может быть и описание природы, и описание внешности героев, характеристика их поступков. Дети старшего дошкольного возраста уже самостоятельно узнают в тексте сказки образные слова и выражения.

Интересен для детей прием устного рисования понравившихся эпизодов сказки.

Очень хорошо способствует более глубокому восприятию использование иллюстраций к прочитанной сказке. Показывая ее детям, стараюсь добиваться от них не просто ответа на вопрос, «что изображено?", а вместе с ними вспомнить, как об этом эпизоде говорится в сказке.

С целью мотивации детей на употребление в речи образных слов и выражений, я использую систему поощрений. Показала детям два рисунка, на которых изображены деревья: одно было абсолютно «голым», т.е. без листьев, а другое с листьями. На вопрос, какое дерево им понравилось больше, ребята ответили, то, которое с листьями. Затем прочитала им два раза один и тот же эпизод из сказки «Сивка-бурка». Первый раз, убрав все средства художественной выразительности, а второй раз, используя образные слова и выражения. На вопрос, какой эпизод сказки показался им интереснее, ребята выбрали второй вариант.

Таким образом, символом речи без образных слов и выражений выступил рисунок дерева без листьев. Для того чтобы сделать дерево нарядным, его нужно украсить листочками. Так и наша речь без образных слов и выражений менее красива и интересна. Предложила детям сделать дерево нарядным, т.е., если ребенку при пересказе эпизода сказки или в речевом общении удается использовать образное слово или выражение, он получает цветной листочек, который в конце занятия приклеивает к веточке дерева. На этом листочке записывается имя ребенка, который этот листочек «заработал» Таким образом, большинству детей целенаправленно хочется использовать образное слово или выражение, чтобы получить цветной листочек.

Перечисленные приемы работы с использованием произведений устного народного творчества, безусловно, помогают в работе над формированием образной речи детей старшего дошкольного возраста. Необходимо только чтобы эта работа велась целенаправленно и систематически.

Список использованной литературы:

1. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – М.: Сфера, 1998.

2. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры и упражнения, конспекты занятий; под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Сфера, 2001.

3. Сакулина Н.П. Рисунки детей к литературным произведениям //Дошкольное воспитание. 1948. - № 4.

4. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по устному народному творчеству для детей старшего дошкольного возраста

КВН по устному народному творчеству для детей старшего дошкольного возраста - одна из форм работы по приобщению детей русскому народному творчеству, русской культуре. КВН - это  итоговое мероприя...

Развитие речи через народное творчество у детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи через народное творчество у детей старшего дошкольного возраста...

Проект мини музея «Русское народное творчество» для детей старшего дошкольного возраста

Проектмини музея «Русское народное творчество»для детей старшего дошкольного возраста  Цель проекта:развивать у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к ...