Решение задач по речевому развитию в соответствии с ФГОС.
учебно-методический материал на тему

Раздел  курсовой  работы  по  речевому  развитию   воспитанников  ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение   задач   по   речевому  развитию   в   соответствии с  ФГОС.

       Согласно  Федеральному  государственному  образовательному  стандарту дошкольного  образования (ФГОС ДО): «речевое  развитие  включает  владение  речью  как  средством  общения  и  культуры; обогащение  активного  словаря; развитие  связной, грамматически  правильной диалогической  и  монологической  речи; развитие  речевого  творчества; развитие  звуковой  и  интонационной  культуры  речи, фонематического слуха; знакомство  с  книжной  культурой, детской  литературой, понимание на  слух  текстов  различных  жанров  детской  литературы; формирование звуковой  аналитико-синтетической  активности  как  предпосылки  обучения грамоте».

        Речевое   развитие  по   ФГОС  -  становление  коммуникативной   компетенции  ребенка.  Коммуникативная  компетентность  дошкольника проявляется  в  возможности   посредством   речи   решать  задачи  в условиях  разных   видов  деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При  этом  ребенок  ориентируется  на  особые условия  ситуации, в  которой  протекает  деятельность.    Построение   образовательного   процесса   должно  основываться   на адекватных   возрасту  формах   работы  с  детьми. Выбор  форм   работы осуществляется  педагогом   самостоятельно  и   зависит  от   контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и  творческого  подхода  педагога.  Ведущей    формой    работы  по  развитию  речи  детей  является образовательная   ситуация. В  образовательном  процессе  есть  возможность организации  нескольких  образовательных  ситуаций  с  одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но  с  целью  решения  постепенно  усложняющихся  задач  познавательно - речевого характера.  О.М.Ельцова   отмечает, что для развития   игрового  общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.  Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.  А.Г.Арушанова    предлагает   как  форму  речевого  развития  детей – сценарии  активизирующего  общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая  форма  включает  разговоры  с  детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.  Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова  О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н.).   Ситуации   общения  могут  быть  лексическими, вербально оценочными, прогностическими, описательными   в  зависимости  от  поставленной речевой задачи. При  их организации  чаще  всего педагог «идет от детей», то есть  находит  эти   ситуации  в  детской деятельности  и  использует  их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть:  «Что не так?» (цель: упражнять детей  в  умении  соотносить  форму  приветствия  с  ситуацией  ее использования; «Улыбка»(цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) [6].    Примерами  специально планируемых  ситуаций  общения  могут  быть  игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает свои город»  (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение  в  развитии  объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).                                 Реализация   образовательной   области «Речевое развитие» возможна   через  метод  проектов.  Цель  и  задачи   специального тематического  проекта  имеют  направленность  на  комплексное  решение задач, указанных  в  ФГОС  ДО: «Как  рождается  книга» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — авторские детские книги сказок, загадок, лимериков); «Лучше  сам  или  все  вместе?» (цель: развитие  регуляционно - коммуникативных умений (совместно решать бытовые и учебные  задачи, доверять, поддерживать партнеров по деятельности); «Спор хороший  и  плохой» (цель: освоение этикета убеждения и спора) [7].  Такая форма  речевого  развития  дошкольников  как  игра  побуждает детей  к вступлению  в  контакты, является  мотивом  к  коммуникативной деятельности.

Задачи   речевого   развития  в  соответствии  с ФГОС.

  • Владение речью как средством общения
  • Обогащение активного словаря
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической
    и монологической речи
  • Развитие речевого творчества
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  • Формирование звуковой    аналитико – синтетической активности
    как предпосылки обучения грамоте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.

ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...

Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ...

Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО

Представлены методические рекомендации по проведению методического объединения по теме «Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО,  ФГОС НОО ОВЗ и ...