Конспект компклесного занятия с использованием ИКТ «Орёл – город первого салюта»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Филина Светлана Федоровна

ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с историей освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков

во время ВОВ через интеграцию познавательной и художественно-эстетической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentatsiya_oryol.zip1.81 МБ
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc62 КБ

Подписи к слайдам:

ОРЁЛ – ГОРОД ПЕРВОГО САЛЮТА


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  №41 г. ОРЛА»

Конспект комплексного занятия с использованием ИКТ

«Орёл – город первого салюта»

(ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с историей освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков

во время ВОВ через интеграцию познавательной и художественно-эстетической деятельности)

                                                                                            Разработали:

                                                                                            воспитатель

                                                                                            Филина С. Ф.

                                                                                            педагог дополнительного

                                                                                            образования по ИЗО:

                                                                                            Абдикаримова О. А.

        ОРЁЛ - 2015

►Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

►Программные задачи: 

Образовательные: познакомить детей с историей освобождения родного города от немецко-фашистских захватчиков во время ВОВ; формировать представления о подвиге воинов-героев, отстоявших Орёл во время великой битвы на Орловско-Курской дуге;  

Развивающие: развивать творческую и познавательную  активность детей посредством  интеграции различных видов художественной деятельности  (рисование в технике монотипии, импровизация под музыку);  

Воспитательные: воспитывать трепетное отношение к празднику Победы,  уважение к заслугам и подвигам ветеранов  ВОВ;  интерес к отражению в рисунках своих впечатлений о ярких исторических событиях прошлого.

►Оборудование и материалы: оборудование для просмотра презентации; минус композиции «Тёмная ночь»; USB (СD)-проигрыватель;  кроватка; пупс, завернутый в пеленку; фото из серии «оккупированный Орёл» (размещены на доске); презентация «Орёл – город первого салюта»; пилотки  и георгиевские ленточки – на каждого ребёнка; шоколадные медали; бумага для пастели темных тонов; гуашь, черные маркеры, кисть щетинная №4, баночки с водой, салфетки, клеенки.

►Предварительная работа: рассматривание альбомов  о ВОВ («Города-герои», «Труженики тыла», «Поклонимся великим тем местам и т. д.); чтение детской художественной литературы о войне (С.М. Георгиевская  «Галина мама», Ю.П.Герман  «Вот как это было», В. А.Осеева «Андрейка» и др.), разучивание песни «Тёмная ночь», стихотворения «Летней ночью на рассвете…».

ХОД РАБОТЫ

Мини-постановка «Тёмная ночь»

■ девочка в роли русской женщины качает кроватку с «ребёнком», остальные дети, стоя полукругом,   под минус композиции «Тёмная ночь»  исполняют первый куплет:

Тёмная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают...

В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь... 

■ фонограмма меняется на другую – звуки разрывающихся снарядов, дети импровизируют, пугаются;  девочка надевает пилотку и подходит к остальным.

Дети:

Летней ночью на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ…

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов

 голодных,

Навсегда лишить всего,

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного.

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли.

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего.

Чтобы было все для немцев,

Для фашистов – иноземцев,

А для русских – ничего…

МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Воспитатель: - Вот так и на нашу орловскую землю пришла та страшная война. Фашисты захватили наш город Орёл на долгие два года.  Здесь они создавали мощные укрепления. Вся земля была изрыта траншеями, всюду  тянулись заграждения из колючей проволоки. Негде было ступить - везде таились мины. (картинки на доске)

Воспитатель: - Как вы думаете,  зачем укреплялись немцы в городе? (ответы детей)

Воспитатель: - Фашисты  хотели из Орла развернуть наступление на столицу нашей Родины. (как называется столица?)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете,  можно было это допустить? Что же пришлось предпринять нашим воинам? (ответы детей)

Воспитатель: - Великое сражение за наш город называлось Орловской дугой. После этой битвы Орёл стали называть городом первого салюта! А вы хотите узнать почему? (ответы детей) Тогда  давайте мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое и еще раз пройдём этот путь  освобождения  с героями тех лет.

(Дети занимают свои места у проектора)

ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

Воспитатель: - Перед вами карта великой битвы за Орёл. Ребята как вы думаете, почему она называется Орловской  дугой? (ответы детей) Правильно, линия фронта, где шли бои, располагалась так, что, когда нанесли её на карту, похожа на дугу. (СЛАЙД № 3)

Воспитатель: - Битва на Огненной дуге была тяжёлой, жестокой. Нашей армии мешали сильные  дожди, которые сделали  дороги труднопроходимыми. (СЛАЙД № 4) Но дивизия генерала Александра Васильевича Горбатова все-таки смогла дойти до города и громить врага. (СЛАЙД №5) За участие в освобождении Орла  Александру Васильевичу установили памятник. (СЛАЙД №6) Ребята, на какой улице он находится?  (Бульвар Победы)

Воспитатель: - Дети, наш город  освобождали несколько армий, которые вошли в Орел с разных сторон. Одной из них  была легендарная стрелковая дивизия генерал-майора Леонтия Николаевича Гуртьева. (СЛАЙД №7)  Бойцы этой дивизии разгромили фашистов  около  города Мценска. (СЛАЙД №8) Но,  к сожалению генерал Гуртьев был ранен осколками минометного снаряда и героически погиб. В Орле в центре города Л.Н. Гуртьеву установлен памятник и его именем назван сквер. Посмотрите, в гордом величии застыл бронзовый воин, ежедневно  напоминая нам с вами о великом подвиге. (СЛАЙД №9)

Воспитатель: - Дети, давайте мы с вами вспомним,  какие еще памятные места есть в нашем городе? Как вы думаете, кто же еще принимал участие в освобождении?

Воспитатель: - Конечно же,  летчики! Им,  героически сражавшимся на подступах к нашему городу установили  после войны памятник на улице … (Комсомольской) (СЛАЙД №10)

Воспитатель: - Правильно, огромную роль в освобождении Орла сыграли воины-танкисты! В районе железнодорожного вокзала проходили самые кровопролитные сражения  танкистов за Орёл.  (СЛАЙД №11)

Воспитатель: -  А уже на следующий день после освобождения Орла на месте современного сквера захоронили героев-танкистов, погибших в боях за Орел и  над  братской  могилой установили боевой танк «Т-70». (СЛАЙД №12) А в доме напротив  бойцы 380-й стрелковой дивизии  водрузили победное Красное знамя. (СЛАЙД №13). Эта традиция жива и по сей день.

 Воспитатель: - Ребята, как вы думаете,  кто еще мог помогать воинам в ходе боев за Орёл? (ответы детей)

Воспитатель: - Огромную помощь советским воинам оказывали местные жители. Они сообщали, где расположены вражеские засады. Именно поэтому, с огромной радостью, со слезами на глазах орловцы встречали своих освободителей! (СЛАЙД №14)

Воспитатель: - А в полночь в столице нашей Родины -  Москве грянули раскаты артиллерийского грома,  и темноту улиц и площадей озарила алая зарница. Это был первый  из победных салютов Великой Отечественной войны. Это был первый салют в честь освобождения Орла! Отсюда и название – «Орёл - город первого салюта!» (СЛАЙД №15)

Воспитатель: - Ну, вот мы и возвращаемся из нашего небольшого путешествия в легендарное прошлое нашего города. Дети, а дожила ли традиция давать салют в честь воинам-освободителям? А какой он? И где сейчас дают салют? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, два раза в год 9 мая и 5 августа в историческом месте образования нашего города, в месте слияния двух рек Оки и Орлика  в честь воинов-освободителей дают победный салют! (СЛАЙД №16)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Победа»

 Мы празднуем Победу!  Шагают на месте.

 Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем 

 Кругом цветы весенние Руки на пояс, повороты туловища,

 Цветут, цветут, цветут!  Руки развести в стороны.

 Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.

 Поют, поют, поют!

 Пусть в мире страны разные  Вдох, круговое движение руками, изображая

 Живут, живут, живут! земной шар.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

ПДО: - Ребята, давайте сейчас все вместе запустим в небо яркий праздничный салют! Как мы можем это сделать? (Ответы детей). Верно, мы его нарисуем. Приглашаю вас в нашу мастерскую (дети присаживаются за столы).

ПДО: - В какое время суток дают салют, почему? (ответы детей)

Вы узнали, где традиционно в нашем городе дают салют Победы. Как называют это место? Какие реки сливаются вместе? (ответы детей)

Когда яркий салют расцветает в ночном небе, что  в это время мы можем наблюдать  в реке? (ответы детей).  Сейчас мы вместе с вами изобразим салют над  нашим городом и его отражение в реке.

Показ педагога с поэтапным объяснением изображения салюта в технике монотипии:

  • Сгибаем лист пополам
  • Линию сгиба превращаем в линию берега, на которой черным маркером изображаем силуэты зданий.
  • Жесткой кистью наносим яркие мазки гуашью в верхней части листа
  • Быстро прижимаем нижнюю часть листа  к верхней  части - получаем отражение салюта
  • «Зажигаем» огни в окнах  темных домов светлой гуашью
  • Рисуем отражение зданий маркером

Самостоятельная работа детей.

ПДО: - Ребята, выходите к доске со своими работами. Какой замечательный салют у вас получился!  

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Воспитатель: - Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее путешествие в героическое прошлое нашего родного города? А что запомнилось больше всего? (ответы детей)

Воспитатель: - Так, почему Орёл называют городом первого салюта? (ответы детей)

Воспитатель: - Дети, воинов, которые освобождали  город Орёл и другие города  нашей Родины  получили государственные награды – ордена  и медали! Ну,  а мы сегодня за вашу активность и трудолюбие  хотим вас тоже наградить! (воспитатели и педагог доп. образования  вручают детям шоколадные медали)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию познавательной активности в первой младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования "Как зимой одеться на прогулку".

Цель: Создание благоприятных условий для формирования у младших дошкольников понятия обобщающего слова «одежда». Задачи:Обучающие.1. Учить дифференцировать виды одежды по временам года: летн...

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ по сенсорному развитию в первой младшей группе в соответствии с требованиями ФГОС «Веселое путешествие»

Цели: 1.Закреплять знание цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый), количество и размер предметов (один, много, большой, маленький). 2.Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание уч...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Белоснежка» за первое полугодие Овсянникова С.П., воспитатель МБДОУ «ДС № 2 «Золотой ключик» города Евпатории Республики Крым», 2018 г. Тема: «Путешествие по Крыму»

Конспектинтегрированного занятия в старшей группе «Белоснежка»за первое полугодиеОвсянникова С.П.,воспитатель МБДОУ«ДС № 2 «Золотой ключик»города Евпатории Республики Кры...

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ для детей первой младшей группы «Репка»

конспект с использованием эелементов икт при работе с детьми младшей группы...

Орел-город первого салюта!

презентация города...

"Белгород - город первого салюта" (презентация)

Краткий описательный рассказ о городе Белгороде. Его история возникноения и достопримечательности....