Програмно-методический материал по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
методическая разработка

Архипова Ольга Витальевна

Задачи:

1. Определить значение воспитания культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста;

2. Изучить особенности проявления навыков опрятности в период адаптации;

3. Сформировать культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programno-metodicheskiy_material.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО

ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

                                                                                                            Автор: 

                                   Воспитатель ГБОУ Детский сад №2683

Архипова Ольга Витальевна

Москва, 2013-2014 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Проблема воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста……………………………………………………………7

1.1 Значение воспитания культурно-гигиенических навыков для детей   раннего возраста…………………………………………………………………..7

1.2 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста…………………………………………………………………12

1.3 Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста…………………………………………………………………………...32

Заключение………………………………………………………………..34

Приложение……………………………………………………………….36

Введение

Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно–гигиенических навыков у детей раннего возраста, так как это необходимые навыки для ребенка, поступающего в детский сад. Адаптация  детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое состояние, что может помочь предотвратить или снизить заболеваемость, а также обеспечит в дальнейшем благополучие в детском саду и семье. Детям, у которых не сформированы навыки по самообслуживанию, тяжело адаптироваться в новой обстановке.

Проблему воспитания культурно-гигиенических навыков можно эффективно решить через организацию различных видов деятельности. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Посредством дидактических игр малыш лучше запоминает, устанавливает причинно–следственные связи, а предметно-манипулятивная деятельность способствует сенсорному развитию, помогает   усвоению способов действия с предметами. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для личностного развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, нужно вырабатывать с раннего возраста. Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной медицины С.Г. Забелин и М.Я. Мудров, которые обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней. Существенный вклад внесли в решение этой проблемы внесли и основоположники отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман, В.Г. Хлопин и др. На основании исследований этих ученых были разработаны педагогические рекомендации по воспитанию культурно–гигиенических навыков в раннем и дошкольном возрасте. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования происходит систематически и в определенной последовательности.

 Во многих программах воспитания и обучения в детском саду отражены задачи по созданию в детском саду условий, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков у детей.

Многие исследователи, занимающиеся проблемами развития самостоятельности, адаптации к условиям детского сада неоднократно подчеркивали необходимость формирования навыков самообслуживания (Е.А.Аркин, Н.М.Аксарина, Н.Д. Ватутина, С.Н.Теплюк и др.). Среди зарубежных авторов можно выделить У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле.

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребенка, адаптации, развития личностных качеств, самостоятельности и т.д. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».

 Постепенно, в процессе формирования культурно–гигиенических навыков малыш начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю. Ребенок понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Во многих исследованиях неоднократно подчеркивалась роль примера взрослых в формировании у детей навыков опрятности.

Противоречие: между актуальностью проблемы и недостаточной разработанностью методики дифференцированного воспитания культурно–гигиенических навыков у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Проблема: каковы педагогические условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Цель исследования: 

- Определить педагогические условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Объект исследования: культурно–гигиенические навыки детей раннего возраста.

Предмет исследования: условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: овладение детьми раннего возраста культурно-гигиеническими навыками будет эффективной, если будет:

- организована привлекательная и удобная обстановка для выполнения  самостоятельных действий;

-   поддерживаться взрослыми интерес и стремление у ребенка быть опрятным.

Задачи:

1. Определить значение воспитания культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста;

2. Изучить особенности проявления навыков опрятности в период адаптации;

3. сформировать культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста.

Методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- наблюдение за самостоятельной деятельностью детей;

- анкетирование родителей;

Глава I. Проблема воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

1.1 Значение воспитания культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые неправильные привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

 В процессе повседневной работы с ребенком необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для него естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.

Формирование навыков личной гигиены предполагает также умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

От года до двух лет детей приучают к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки, учат пользоваться личным полотенцем. Учат малышей, есть ложкой густую пищу, к 1 году 6 месяцам — и суп, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Приучают, есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого), после еды благодарить взрослых (как умеют), задвигать стул.

Нужно содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, валенки, рейтузы, расстегнутые туфли, шорты и колготки). К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и надевать перечисленные одежду и обувь в определенном порядке.

Приучать детей к опрятности, аккуратности. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно, относиться к вещам. Обращать внимание детей на порядок в группе.

Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам).

От двух до трёх лет продолжают учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учат с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

Во время еды нужно побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

К дошкольному возрасту следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В этот период ребенок могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Ребенка нужно научить содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в раннем возрасте, сохраняются на всю жизнь.

Определенное внимание следует уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Нужно напоминать ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.

Необходимо добиваться того, чтобы ребенок выполнял все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме ему следует разъяснять значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков, потому, что на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Ребенок еще ничего не умеет делать, поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте". Афонькина Ю.А. и Урунтаева Г.А. считают: «Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, ребенку нужно приложить волевые усилия».

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребенка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, ребенок не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребенок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Дети до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим ребенка к выполнению действия.

Очень важно чтоб у ребенка были привиты культурно-гигиенические навыки, так он быстрее станет самостоятельным.

1.2 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудник и т.д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

  В начале обучения ребенка опрятности, существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п.

При формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива, таких как мытьё рук, приём пищи и т.д.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослый должен неоднократно и последовательно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы. Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

Для привития культурно-гигиенических навыков применяются показ, пример (взрослого или ребенка), объяснение, пояснение, поощрение, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении.

«Если вы требуете, — говорил А. С. Макаренко, — чтобы дети за обедом не читали книгу, то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».

Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.

Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючки, полки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отходят от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков, необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?".

Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.

 Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Ребенок двух лет научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В. Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения.

На втором году жизни самое главное из всех навыков опрятности это приучение  ребёнка проситься на горшок и пользоваться им.

Современному человеку сложно представить себе, что детей можно растить без подгузников. Концепция о том, что ребенку нужны подгузники, кажется несомненной, хотя на практике она никак не доказана. Даже более того – концепция о необходимости подгузников повсеместно опровергается личным опытом матерей и отцов из разных стран земного шара. Тысячи людей растят детей без подгузников, просто этот факт не освещен по телевизору. Кроме того, к идее раннего высаживания присоединяется все больше ученых – антропологов, экологов, педиатров, а также обычных родителей. Доктора и педиатры проводят свои собственные исследования, подтверждающие правильность естественных методов.

Бауэр Ингрид, выявила, что в разных регионах Земли «время старта» наступает по-разному. В основном, для традиционных культур оно приходит в первые 6 месяцев жизни ребенка. Некоторые начинают с рождения, некоторые позже. Как правило, среднее время начала – от двух недель до трех месяцев. Есть общая тенденция: после 5-6 месяцев начинать становится все сложнее. Мамы, начавшие в первые недели высаживать ребенка, отмечают, что «процесс» идет хорошо и не жалуются на особые трудности. Лучше начинать высаживать в самые ранние сроки – первые дни или недели.

Начать оставлять ребенка без подгузника лучше постепенно. Можно попробовать оставлять его без подгузника только время от времени. Шаг за шагом, небольшими ступеньками постепенно ребенок освободится от подгузника. Для начала нужно постараться понаблюдать, как ведет себя ребенок, когда «ходит». Было бы идеально, если бы ребенок в это время был без штанишек: голышом или просто в длинной рубашке. Неплохо было бы проследить, как малыш себя ведет, говорить «намекающий звук». Время от времени нужно высаживать ребенка в удобной позе. Снимать подгузник нужно постепенно: для начала, например, с утра, потом с утра и после дневного сна.

Ситуации, в которых удобно постепенно начинать высаживание: с утра, после дневного сна, сразу после кормления, после прогулки, ближе к вечеру (после обеда малыши обычно писают реже), непосредственно перед сном, чтобы ребенок «сходил» и спокойно заснул.

Бауэр Ингрид, считает, матери, которые начинают высаживание после шести месяцев, обычно переживают трудности, т.к. ребенок успел потерять осознание важных мышц сфинктера.

Когда мама видит, что ребенку надо «сделать дело», ей нужно снять с него штанишки и высадить в комфортной позе в подходящем для этого месте. Есть несколько способов, как договориться об этом с малышом, который еще не разговаривает.

1. Наблюдение за образцами поведения ребенка в тот момент, когда он ходит в туалет или только просится.

Пристально и внимательно наблюдая, мама сможет найти основные «образцы поведения» своего малыша – как он обычно ведет себя, когда ходит в туалет или готовится. Можно также найти взаимосвязь с другими моментами жизни малыша – например, со сном, прогулкой или кормлением. К примеру, многие малыши «ходят» сразу после пробуждения и через определенный интервал после кормления.

2. «Сигналы» ребенка или язык его тела.

Как только родители начинают наблюдать, их удивляет, что их ребенок действительно просится и сигналит, когда хочет «сходить». Родители могут увидеть это собственными глазами. Хотя все дети разные, у них есть общие образцы поведения: поеживание, изгибание тела, гримаски на лице, плач или недовольное ворчание, замирание среди обычной активности либо, наоборот, взрыв активности, пробуждение ото сна и т.д.

3. Интуиция.

Применяя метод естественной гигиены некоторое время, многие матери замечают, что они просто чувствуют, когда нужно помочь малышу «сделать делишки».

4. Намекающий звук.

Родители часто используют определенные «намекающие звуки» - такие, как «а-а» или «пс-пс». Можно использовать этот звук каждый раз, когда ребенок «ходит». Дети быстро приучаются ассоциировать звук с возможностью «сделать дело». И тогда родитель может издавать этот звук как приглашение, а малыш сам решает, нужна ему сейчас такая возможность или нет. Получается своеобразный «первичный разговор» между взрослым и новорожденным. Некоторые дети даже начинают сами издавать этот звук – но уже как сигнал для взрослого.

Какой бы сигнал не был выбран, важно придерживаться одной линии (по крайней мере, поначалу). Частая смена «намекающих знаков» может запутать ребенка. Намекающие звуки и жесты - это практически еще один язык, на котором можно говорить с малышом, и поэтому здесь очень важно постоянство. По мере того, как ребенок растет, намекающий язык может спонтанно меняться – например, по желанию взрослого или потому, что ребенок изобрел свой звук или жест.

В раннем начале обучения все так или иначе делают ошибки. Иногда не замечают намеков, а иногда высаживают детей тогда, когда они не хотят. Ничего страшного: нужно всего лишь предложить! Малыш должен сам решить, нужно ли ему или ей в данный момент такое предложение. Малыши способны ясно объяснить, что сейчас им не хочется. Они показывают отсутствие интереса так: отворачиваются, отводят свои глаза. Если мама не догадается, ребенок может терпеливо и спокойно ждать.

Чуть попозже ребенок объяснит более отчетливо: выгнет спинку или будет упираться ногами и взмахивать руками, словно пытаясь удалиться. Он также может жаловаться звуками или словами, изворачиваться или недовольно хмурить лицо.

Чтобы не расстраивать ребенка, лучше реагировать на слово «нет» достаточно быстро. Нужно доверять своему малышу, не держать его подолгу в специальной позе. Необходимо уважать детское слово «нет», откликаться на него мягко и охотно. Лучше действительно повторить попытку попозже.

Некоторые родители уверены, что горшок – бесполезное изобретение и что лучше изначально приучать малышей «ходить» туда же, куда и взрослые. Тем не менее, горшочки изобретены довольно давно – и не в западном мире. Даже в «традиционных» культурах, близких к жизни древних цивилизаций, мамы предлагают малышам специальные чаши, расположенные на земле или в жилище. Чаши ставятся в определенных местах, вблизи к жилью и в поле зрения мамы. Подрастая, малыш становится более подвижным и независимым, а затем включается в общую культуру и начинает «ходить» туда же, куда и большие.

Чем младше ребенок, тем проще приучить его к определенному месту. В квартире практично ставить горшки в тех местах, где малыш находится чаще всего. Если ребенку на горшке комфортно, он начнет пользоваться горшком самостоятельно, как только будет к этому достаточно готов. Если ребенок понимает значение горшка и он постоянно доступен для ребенка, это облегчает задачу. Как правило, дети сами начинают садиться на горшок, когда они уже умеют ползать или даже ходить. Кроме того, малыш должен уметь аккуратно приседать. Это не такая простая задача, как кажется «обученному» взрослому. Многие дети обучаются навыкам в полном объеме после первого дня рождения.

Для начала надо показать ребенку горшок, объяснить ему этот предмет. Можно высаживать ребенка на ручках в привычном месте, но время от времени делать это над горшком. Лучше высаживать малыша на горшочек так же, как держали его (ее) на руках, и быть рядом. Поддерживать ее (его) руками, не забывать про «намекающий звук». Нужно учитывать «сигналы» малыша и его (ее) внутренний «график». Дети замечательно учатся на примерах других детей, постарше. В идеале ребенку нужно показать другого малыша того же пола, который немного старше и уже умеет обращаться с горшком.

Ребенок перейдет с горшка во взрослый туалет тогда, когда поймет его значение и почувствует свою готовность. Чтобы комфортно сидеть на большом туалете, малышу нужно подрасти. Ей или ему понадобиться небольшая помощь: специальное сиденье, удобная ступенька, а также наглядное объяснение родителя того же пола.

Многие дети предпочитают делать «дело» в одном и том же, хорошо знакомом месте. Лучше всего использовать один горшок на привычном месте – именно так проще наладить практику в самом начале. Детишки, переживающие стресс или неважно себя чувствующие, тоже получают успокоение от привычных, налаженных методов. Есть дети, которые громко настаивают на «хождении» в одно и то же место. В то же время есть и другие дети, которые с удовольствием высаживаются в самых разных местах.

Первое время, наверное, лучше начинать высаживание днем, а на ночь одевать на ребенка подгузник. Но на самом деле, малыши редко «ходят» во сне; обычно ради дела они просыпаются – даже те, кто ночует в подгузнике. Многие детишки, которых высаживали по ночам, не писали в постель – в отличие от своих старших братишек и сестренок, носивших подгузники первый год или два.

Гормональная система человека устроена так, что по ночам производится меньше мочи, чем в дневное время. Те детишки, которых высаживают по ночам, остаются сухими на протяжении всей ночи с довольно раннего возраста, (после 6 месяцев), особенно если их дополнительно высаживать перед сном. Как только малыш пробудился и начал ворочаться – нужно отнести его «для дела», многим этого достаточно для того, чтобы снова заснуть.

Все детишки по ночам подают очевидные «сигналы»: ворочаются, поеживаются, просыпаются, морщат личико и активно крутятся в кроватке, когда чувствуют «нужное время». Малыши постарше могут проснуться и сесть на кровати или попытаются сползти в кровати вниз. Инстинкт «не ходить там, где спишь», действует как серьезная сила! Если ребенка на ночь оставить в семейной постели он будет чувствовать себя «на седьмом небе», а мама легко проснется, когда ребенок начнет ворочаться. Лучше всего высаживать малыша, когда он (или она) еще не окончательно проснулся и находится в полусне. Малыши, которых высаживают по ночам, спят спокойно, хорошо отдыхают и прекрасно высыпаются. Становясь чуть постарше, они могут спать с вечера до утра, как большие, и «ходить» только утром.

По ночам не всегда удобно идти с ребенком куда-то далеко; эта перспектива обычно не очень нравится детишкам и самим родителям. В этом случае очень удобно поставить горшочек прямо возле кровати, и высаживать ребенка именно над ним.

В первое время можно использовать по ночам подгузники, но не  забывать менять их непосредственно среди ночи – так вы привыкнете ориентироваться на нужное время. Ни один ребенок не любит спать в своих выделениях, но если взрослые игнорируют грязные подгузники среди ночи, малыш может привыкнуть, и тогда обучение пойдет тяжелее – в том возрасте, в котором вы решите начать.

Мамины помощники: отцы, бабушки и другие члены семьи. Лучше всего потребности малыша чувствует именно мама, т.к. у них есть особая, необъяснимая связь. Тем не менее, это не означает, что практиковать высаживание может только мама. Отцы, как и другие родственники, также могут успешно находить с малышом общий язык.

В современном мире, надо признать, не все понимают, что ребенку лучше без подгузников. Понимание со стороны папы – огромная помощь сама по себе, а его участие в высаживании делает папу бесценным помощником. Понимание и поддержка отца действительно важны для мамы, а участие папы в уходе за малышом создает между ними прочную связь. Быть родным и близким человеком для ребенка для отца так же важно, как и для матери. Участие в уходе за малышами на самом деле обогащает и папину жизнь, делает его ближе к своим маленьким деткам. Впрочем, первое время малышу лучше находиться в основном при маме, а папа может оказывать помощь тем, что окружит самых близких своих людей вниманием и заботой. Быть заботливым, сильным папой – отдельное удовольствие для мужчины. Отец может, например, высаживать карапуза время от времени, когда мама замечает «сигналы» - хотя некоторые папы понимают «сигналы» едва ли не лучше, чем мамы.

Лучше малыша постараться одеть попроще – так, чтобы в любой момент можно было высадить ребенка без особых проблем. Здесь подходят комбинезоны с кнопочками внизу, а также штанишки, раздельные с верхом. В некоторых случаях одежда бывает совершенно необходима как социальное условие (например, на прогулке.) Избегайте слишком тесной одежды, она должна быть максимально свободной и просторной. В некоторых случаях имеет смысл купить на размер больше. Иногда наоборот, для ребенка без подгузников подходит размер меньше, т.к. в наши дни одежду специально планируют «под подгузник». Постарайтесь, чтобы одежда не мешала малышу двигаться.

В зимних условиях практиковать высаживание достаточно сложно. Современные родители даже при умеренной погоде предпочитают перекутать ребенка в несколько слоев – так, на всякий случай. Вместе с тем, дети – не такие уж слабые создания. Их не нужно перекутывать так, чтобы малыш был горячим! Вполне достаточно одеть ребенка так же тепло, как и взрослого.

Для детей постарше в холодное время года нужна теплая одежда (как и для маленьких в очень холодные морозы). Надо стараться выходить на улицу после «дела» и учитывать сроки, когда «это» должно случиться в следующий раз. Может быть, имеет смысл для дела зайти домой – и потом снова выйти.

Предпочтительнее, если одежда будет раздельной: куртка отдельно от штанишек. Одевая маленького на прогулку, нужно подобрать вещи так, чтобы в случае необходимости их легко можно было бы снять! Кнопочки и молнии должны расстегиваться быстро и легко. Многие мамы предпочитают на время прогулки одевать ребенку подгузники, т.к. риск простудиться все-таки существует.

Всевозможные сложные моменты, мешающие методу естественной гигиены – а также способы их устранения.

Приучая ребенка к горшку, все мамы время от времени допускают «промахи». Это вполне нормально, правда, в случае позднего обучения (после двух лет) период «промахов» длится до трех – четырех лет. Ребенок, обученный естественной гигиене с рождения, перестает делать «промахи» на несколько лет раньше. Если взрослый постоянно напряжен и взволнован, ожидая возможного «промаха», ему будет очень сложно прислушаться к малышу и настроиться с ним на одну волну. Это можно сделать только в хорошем, безмятежном по-детски настроении. Лучше принять как факт, что при обучении малыша «туалетному делу» промахи неизбежны и вначале это бывает у всех.

Страх перед «промахом» - безусловно, «проблема №1» всех родителей, начинающих практиковать высаживание. Это также основная причина, по которой многие отказываются даже начать. Что самое главное, именно этот фактор затягивает «время промахов» надолго. Если родители панически бояться пропустить нужный момент, они наверняка его пропустят. Но как только их страх перед крохотным «делом» исчезнет, все остальные проблемы потеряют свою остроту.

Колоссальное значение для ребенка имеет реакция взрослого на промахи, случайные пятна, а также на саму необходимость заниматься высаживанием. Это задача родителей – создать у малютки правильное отношение к «делишкам» - причем сделать это так, чтобы у ребенка не возникло страха, вины или отвращения к правильным и природным процессам. Первоначально все детишки настроены позитивно, и поэтому задача родителей заключается в основном в сохранении и поддержании природного мирного оптимизма.

Если ребенок «промахнулся» - это не более страшно, чем, если взрослый случайно разобьет тарелку. Гнев, стыд, злость взрослых здесь абсолютно неуместны - создается картина будущего доверия на всю жизнь. Этот возраст крайне важен для будущего. Любая негативная эмоция по отношению к ребенку далеко небезобидна! Даже если у взрослого и возникли какие-либо нежелательные эмоции, он должен постараться погасить их сам, не выплескивая на ребенка.

Лучше всего относиться к «промахам» мирно и с мягким юмором. Тихое «ох!», направленное в первую очередь на себя помогает сохранять ситуацию спокойной. Единственное, что необходимо в случае промаха – быстрая уборка, и ребенок не должен в ней участвовать, если сам он не выражает такого желания. Все детишки по своей природе социальны, и они делают все как можно лучше в предоставленных им обстоятельствах.

Промахи и пятна – необъемлемая часть обучения. Нет нужды расстраиваться. Тихое «Ох!». Вытираем. Жизнь продолжается.

Высаживание не всегда протекает гладко. Внезапно бывают случаи, когда малыш однозначно отказывается «сходить», протестует резким «Нет!» - и спустя мгновение делает лужу на полу или писает в штанишки. Или начинается полоса «промахов» - когда, казалось бы, приучение хорошо налажено. Это расстраивает родителей и смущает самих малышей. Здесь полезно не переживать, а спокойно поразмыслить, почему такое могло произойти.

Резкие родительские эмоции (особенно осуждение ребенка) не идут на пользу, т.к. они способны сломать установившееся между родителями и детьми хорошее понимание. Нужно постараться всеми силами избежать борьбы с вашей крохой, ведь он (или она) не желает поступать плохо. Сохраняйте дружбу и чуткость, это очень важно и нужно.

Бауэр Ингрид, говорит, запомните: первое и самое главное: ребенок не сопротивляется лично взрослому. Нет, он (она) всего лишь показывает, что что-то идет неверно. Они используют эту ситуацию для того, чтобы что-то вам объяснить. Детишки, воспитанные без подгузников, растут очень чуткими, они в ладу с самими собой и способны выразить свои потребности понятно и однозначно. Изменяя образцы своего поведения в «личном деле», они пытаются обратить внимание взрослого на то, что ситуация чем-то их не устраивает.

Ребенок растет. На глазах он становится взрослее и его поведение изменяется. Так как он (она) меняется, то и родителям, приходится постоянно пересматривать свои взгляды и поведение. Здесь не может быть устоявшихся моделей и привычных поступков; здесь все переменчиво. Самое главное – постоянно сохранять любовь и взаимное уважение. Высаживание, как все в этом мире, переменчиво. Подрастая, малыш может захотеть делать «это» по – новому: в другом месте, в новой позе. В принципе, регрессия иногда возникает спонтанно, как одна из ступеней роста малыша – а потом спонтанно проходит.

Когда количество «промахов» внезапно возрастает, когда ребенок активно сопротивляется, только родитель и ребенок могут определить, что же здесь произошло. Иногда ответ лежит на поверхности, надо всего лишь немного подумать. Иногда ответ приходит не сразу, требует долгих размышлений и творческого подхода, чтобы узнать в чем дело.

Совсем не нужно постоянно быть взволнованными темой высаживания. Тем не менее, многие родители ошибочно делают высаживание своей главной задачей с утра и до вечера. Теперь они с увлечением распознают возможные «сигналы» в любое время суток и через каждые 15 минут стараются высадить ребенка пописать, отрывая его от игры и от исследования окружающего мира.

Поступать так не надо. Начнем с того, что это нарушает природное детское обучение. Во-вторых, если карапуз увлечен какой-либо игрой и родители грубо его оторвали, то, естественно, она или он будет возражать и, вполне вероятно, не захочет писать на таких условиях. Их ждет явное сопротивление – как голосовое, так и движениями всего тела.

Если родители понимают, что проблема – в излишнем энтузиазме, то им несложно найти правильное решение. Притормозить самого себя, отбросить суетливость. Постараться прислушаться к своему ребенку и действовать синхронно с его внутренними ритмами, а не пытайтесь подстроить их под себя.

Даже когда ребенок подрос, все равно можно и нужно сохранять с ним взаимопонимание, быть на одной волне. Постараться помнить природный «график» ребенка. Сажать ребенка на горшок тогда, когда в его деятельности наступает пауза. Быть нежными, мягкими и внимательными. Если ребенок держит в руках какую-либо игрушку, обязательно нужно взять его на горшок вместе с ней – так малыш будет продолжать свое изучение «в процессе». С ребенком постарше уже можно договориться, объяснив ему (или ей) свои намерения. Можно специально дать малышу в руки что-то яркое для изучения. Вот еще хороший совет: иногда проще поднести горшочек к ребенку, чем вести ребенка к горшку!

Когда ребенок отказывается высаживаться и при этом четко сигналит «пора», когда он умеет пользоваться туалетом, но случайно делает «лужу» на полу, у родителя это может вызвать самые разные эмоции. Довольно часто, взрослые, к сожалению, поступают стереотипно – то есть повторяют одни и те же, привычные действия. Пытаются пристыдить, выдать некие назидания и хотят держать все на свете «под колпаком». Эти стереотипы не приносят счастья, они утомляют самих родителей. Они исполняют эти роли потому, что они привычны им еще с их детства. Тем не менее, от «заезженных пластинок» всегда можно отказаться. Не надо действовать машинально! Всегда есть выбор, есть возможность изменить свое поведение в лучшую сторону.

В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Воспитатель учит детей совершать действия в определенной последовательности. Взрослый показывает одному-двум детям, как это делается: «Посмотрите, дети, как я умываюсь, — чисто и аккуратно», — говорит воспитатель, сопровождая каждое свое действие пояснением.
Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Первое время воспитатель проявляет большую активность, чем ребенок. Подведя малыша к умывальнику, воспитатель говорит: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом взрослый незаметно для ребенка помогает ему аккуратно и чисто умыться.

Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что дает возможность усложнять требования, например учить их завертывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения отдельными детьми этим навыком, воспитатель привлекает их к помощи сверстникам, предъявляет более высокие требования к качеству умывания.

Также постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет тех, которые делают это правильно.

По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть.

Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому воспитатели должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное.

Очень важно, чтобы маленькие дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Для этого нужно, чтобы приемы воспитателя обязательно сопровождались словом, объяснением.

Воспитатель закрепляет у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками: «Что же ты не вымыл руки после игры? Как ты будешь держать хлеб, ложку, салфетку? Сразу все запачкаешь. Скорее вымой руки, а мы все посмотрим, какие они чистые». К 3 годам эта привычка может быть сформирована.

Чтобы достигнуть положительного результата в воспитании у детей самостоятельности во время умывания, надо учитывать опыт, накопленный каждым ребенком. Некоторые дети, придя в первую младшую группу из яслей, уже имеют навыки самообслуживания. Это значительно облегчает работу воспитателя. Конечно, и этим детям нужна помощь взрослых, контроль, напоминание. Их воспитатели ставят в пример: «Посмотрите, как Толя хорошо умывается и вытирается». Другие дети стараются подражать ему.

Культурно-гигиенические навыки формируют у детей и в процессе питания: умение самостоятельно и аккуратно есть,- правильно и аккуратно держать ложку и т. д.

Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Воспитатель показывает, как следует пользоваться хлебом, съедая второе блюдо.

Воспитатель ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребенок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к малышу, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи. Все это надо делать незаметно, не отвлекая других детей от еды. И тут воспитатель ставит в пример детей, которые правильно ведут себя за столом, аккуратно, самостоятельно едят.
Воспитатель организует систематический контроль за правильным пользованием салфеткой.

В одевании и раздевании дети 3-го года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности. Педагог объясняет няне, как нужно учить малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду.

Обучая всему этому ребенка, взрослый одновременно побуждает его активно участвовать в самом процессе одевания: надеть носки, рейтузы, валенки, достать из шкафа пальто и др. Помогать раздеваться следует в первую очередь тем детям, которые больше всего в этом нуждаются.
Ребенок слушает, что говорит взрослый, и постепенно начинает делать то же самое. В следующий раз воспитатель помогает больше другому ребенку, а вчерашнего подопечного проверяет. Когда дети станут самостоятельнее, взрослый предлагает им помочь друг другу расстегнуть сзади пуговицы, зашнуровать ботинки, поставить обувь на место.

Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассматривании сюжетных картинок (например, картинка «На прогулку»).

По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания воспитатель постепенно переходит от непосредственной помощи им к напоминанию действий. Главное, воспитатель постоянно отмечает успехи детей: «Витя сегодня оделся первый, и посмотрите, как аккуратно».

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить) и в кукольный театр. Содержание таких игр воспитатели могут придумать сами, используя факты из жизни детей группы. Малыши смотрят, что делают куклы, звери, вспоминают, как они сами все это выполняют; «Я сама умею одеваться», «А я правильно умываюсь, не лью воду на пол» и т. д.

Особое воздействие на чувства детей оказывают художественные произведения (А. Барто «Девочка чумазая» и др.). Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс легким и приятным, можно использовать песенки, потешки.

Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребенка со взрослым. Его добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чуткое и заботливое отношение к детям располагают к себе, помогают устанавливать с ними тесный контакт, вызывают у них доверие к взрослому.
Большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми. В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, повседневные наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей.

Воспитатель вместе с Верой (2 года 1 мес.) и Сашей (2 года 2 мес.) рассматривают картину, на которой изображен мальчик во время умывания.
Воспитатель. Кто это? (Показывает на действующее лицо.) Правильно, мальчик. А что он делает?

Саша. Моет... вот... ручки.

Воспитатель. Да, мальчик моет руки. Посмотрите, он подставил ладошки под воду и трет их вот так (делает круговые движения руками). Покажите, как мальчик моет руки.

Дети шлепают ладошками по тыльной части рук и произносят: «Вот так, вот так».

Воспитатель. Мальчик моет руки, и они будут чистые. А мама его похвалит: «Ах, какой хороший у меня сыночек! Он сам моет руки!»
Наблюдая, как другие выполняют ту или иную работу по самообслуживанию, воспитатель задает вопросы, побуждающие детей обращать внимание на способ реализации трудовой задачи. Например, показ настольного кукольного театра «Игрушки куклы Тани» (Содержание его просто. У Тани много игрушек: кубики, посуда, животные. Она их бережет, после игры убирает на место.) воспитатель закончил вопросами (от лица куклы): «Есть ли у вас, дети, игрушки? Убираете ли вы их после игры, как это делаете?» В заключение воспитатель обобщает ответы детей — беречь игрушки, самим наводить порядок.

Важное значение для воспитания навыков самообслуживания и самостоятельности имеет наблюдение за этим видом труда других детей.
Воспитатель привлекает внимание ребят к внешнему виду Сони (2 года 4 мес):

— Дети, посмотрите на ноги Сони и скажите, туфельки у нее расстегнуты?

— Нет, — слышатся голоса детей.

— Давайте спросим Соню, кто помог ей застегнуть пуговички, — продолжает воспитатель.

— Полина Ивановна (няня), — отвечает Соня.

— Славная у нас няня, добрая, внимательная, — заключает педагог.— Она нам помогает.

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например, в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним.

К полутора годам малыш овладевает простейшими навыками самообслуживания: сравнительно аккуратно пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, с помощью взрослого пытается раздеваться и одеваться.

Дети этого возраста требуют постоянного внимания и опеки, подсказки и напоминаний. Только в совместной деятельности взрослого и ребёнка происходит совершенствование навыков.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

1.3. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

  1. организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
  2. разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
  3. многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;
  4. индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
  5. организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
  6. безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Заключение

К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.

Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

Приложение №1

Анкета для родителей. Навыки самообслуживания.

из книги "Дружная семейка: программа адаптации детей к ДОУ" издательства "ТЦ Сфера"

Что из перечисленного Ваш ребенок умеет? Подчеркните.

  1. ест довольно аккуратно, умеет пережевывать пищу, использует ложку и чашку (возможно небольшое докармливание);

  1. пытается одеваться самостоятельно (без застегивания): надевает нижнее белье, носки, штаны, обувь, шапку и т. д.;

  1. самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком;

  1. просится в туалет, используя слова;

  1. узнает свои вещи;

  1. с помощью взрослого убирает игрушки.

Приложение №2

Рекомендации для родителей:

- Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности  ребенка.

- Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения

- Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

- Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

- Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

- Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

- В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

- Старайтесь использовать игровую ситуацию.

- Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.


Приложение №3

Дидактическая игра с предметами для детей. Кукла Катя проснулась.

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.

Игровые правила. Отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой - маленькие. Называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу.

Игровые действия. Поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание.

Ход игры. Взрослый заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа одежду для маленькой и большой кукол.

На двух кроватках (большой и поменьше) лежат две куклы - Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником. Если в игре участвует несколько детей, нужно посадить детей так, чтобы все видели спящих кукол, все предметы одежды для них и могли свободно выходить по приглашению взрослого.

Взрослый объясняет правила игры:

- Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Правильно. Это Таня.

Взрослый, обращаясь к большой кукле говорит:

- Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Дети, она говорит, что хочет встать, но сначала надо разыскать ее одежду. Что нужно для того, чтобы одеть Катю?

- Платье, майку, трусики, колготки, туфельки.

- Правильно. Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду?

Один ребенок увидел платье. Взрослый прикладывает платье кукле Кате.

- Дети, посмотрите, годится Кате платье? (Дети улыбаются: платье явно мало.) Нет, оно мало. Значит платье не для Кати. Для кого же оно? Наверное оно для куклы Тани. Она еще спит.

Обращаясь к одному ребенку:

- Поищи другое платье.

Ребенок находит платье побольше, примеряет кукле. Все видят, что оно подходит и просят одеть Катю.

- Платье кукле сразу наденем или сначала наденем другие вещи? - спрашивает взрослый, привлекая внимание детей к белью куклы.

- Надо сначала трусики и майку надеть, - отвечают дети.

- Значит, их надо найти. Кто найдет трусики и майку для куклы Кати? Только не ошибитесь!

Один ребенок подходит к шкафу, выбирает одежду: маленькую майку откладывает в сторону, берет большую майку и приносит взрослому.

Таким образом, находят и другие вещи. Приглашая детей к себе, взрослый просит одного надеть на куклу трусы, другого - майку, третьего - платье, застегнуть пуговицы, завязать пояс, при этом дети проявляют как наблюдательность, внимание, так и двигательную активность. Таким же образом можно одеть и другую куклу.

Одетых кукол можно взять для игры на прогулку. Важно, чтобы процесс одевания не был оторванным от дальнейшей деятельности ребенка.

Приложение №4

Дидактическая игра с предметами для детей. Кукла Катя обедает.

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые правила. Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка - грозят пальчиком.

Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.

Ход игры. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит за столом.

- Дети, Катю надо покормить обедом, - говорит взрослый и показывает на стол, за которым сидит кукла. - А здесь стоит посуда. (Указывает на стол, стоящий в сторонке.) Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.

Поочередно по приглашению взрослого дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.

Обращаясь к ребенку:

- Что ты поставишь кате на стол?

- Я поставлю вот это.

- Как это называется?

- Тарелка глубокая для супа.

В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а ребенок ставит перед куклой тарелку.

По просьбе взрослого дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры взрослый просит пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.

Приложение №5

Навыки опрятной еды включают умение:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  2. Не крошить хлеб;
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  4. Не разговаривать с полным ртом;
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  6. Благодарить;
  7. Пользоваться только своим прибором.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

  1. Мыть лицо, уши, руки
  2. Закатать рукава;
  3. Смочить руки;
  4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
  5. Смыть мыло;
  6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  7. Пользоваться расческой.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

  1. Расстегнуть пуговицы;
  2. Снять платье (брюки);
  3. Аккуратно повесить;
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
  5. Снять обувь;
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
  7. Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:

правильно выполненное действие ребенок получал - 3 балла;

действие выполненное с небольшими неточностями -2 балла;

неумение выполнять действие – 1 балл.

Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок по каждому критерию - 21.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (62- 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;

Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический материал и разработанная методика по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, ка...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста

ознакомление родителей с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.создание положительного эмоционального отношения родителей к совместному обсуждению проблемы; повы...

Презентация "Воспитание культуно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (консультация для родителей)

В презентации предоставлен консультатмвный материал для родителей по теме: "Воспитание культурно-гигиеничесих навыков у детей раннего возраста"....

Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...