" Несколько шагов навстречу ФГОС ДО"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Круглый стол
«Несколько шагов навстречу ФГОС ДО»
Цель: достижение необходимого уровня компетентности педагогов ДО на основе системного подхода к ФГОС.
Задачи:
- Показать существенные отличия ФГОС ДО от ФГТ.
- Определить профессиональные компетентности воспитателей ДО исходя из 5 образовательных областей ФГОС.
Новизна: возможность восполнить низкий уровень отмеченной компетентности у значительной части воспитателей, при отсутствии у них реальных условий преодоления отмеченного негативного явления.
Ход мероприятия:
-Специалиста своего дела, профессионала, ценили во все времена. Настоящий специалист работая, затрачивает минимум усилий для получения высокого результата, но вкладывает в процесс и результат всю свою душу, потому что ему нравится эта работа и он получает от нее удовольствие. ФГОС заставляет все больше и больше задуматься о повышении профессиональной компетентности воспитателя ДО. Педагогам необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по самообразованию, делиться опытом друг с другом, осваивать передовые методики. Без этого невозможно внедрить в воспитательно-образовательный процесс ФГОС. Сегодня мы постараемся сделать несколько шагов навстречу ФГОС.
Для этого необходимо разделиться на две команды.
- Перед вами разрезанные картинки. Возьмите по одной части картинки. Сложите их. Мы получили две сюжетные картинки, а значит, у нас образовались две команды воспитателей.
Предлагаем командам ответить на блиц-вопросы:
1 команда: - Я выбрала профессию воспитателя, потому что …
2 команда: - Воспитатель для ребенка – это…
Компетентность специалиста формируется только в деятельности. В современных условиях с особой остротой ставится проблема профессиональной компетентности педагога. Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность» воспитателя?
Давайте отталкиваться от понятных нам с вами вещей. Всем нам знакомо понятие «интеграция».
- Где мы с этим понятием встречаемся? Как применяем в своей профессиональной деятельности?
Так вот профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это такое же интегративное качество личности педагога, включающее систему знаний,
умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач. Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности.
- У меня в руках связка ключей. Я предлагаю открыть ими двери, за которыми находятся профессиональные компетенции воспитателей, которые и формируют компетентность педагога дошкольного образования.
- Этим ключом я открываю дверь, за которой (любовь к детям, доброжелательность, инициативность, толерантность, креативность, коммуникабельность, вариативность,
целеустремленность и.т.д.).
- А теперь давайте подумаем и скажем, что же воспитатель должен оставить за дверями детского сада? (Лень, неуверенность, раздражительность, некомпетентность, формализм, шаблонность, сухость и.т.д.).
- Скажите, пожалуйста, на основании чего мы с вами строим воспитательно-образовательный процесс? ( с 01.01.2014 по ФГОС).
- Что лежит в основе ФГОС? (интеграция). Сегодня мы постараемся смоделировать свою работу в соответствии с этим важным принципом.
- (Воспитатель) Очень важным в работе любого педагога является умение общаться, устанавливать тесный контакт между участниками воспитательно-образовательного процесса. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.
-Возьмите листы бумаги и карандаши, нарисуйте себя, детей и родителей в образе сказочных героев. Расскажите, почему вы представили участников воспитательно-образовательного процесса в образах этих сказочных героев.
-Дети реагируют и понимают интонацию своего воспитателя:
1 команда: Произнести фразу «Иди сюда»
2 команда: Произнести слово «Молодец»
тихо, громко, таинственно, требовательно, возмущенно, удивленно, нежно, иронично, восторженно.
-А теперь задание на сообразительность. Скажите, какое общение можно считать идеальным?
(Общение жестами.)
- Командам дается 5 минут, чтобы придумать и показать жестами следующие сигналы:
1 команда:
мне нужна помощь
прекратите шуметь
поспешите
2 команда
успокойтесь
я иду на помощь
приходите в гости
- Скажите, пожалуйста, какое направление развития личности по ФГТ мы с вами затронули, выполняя задания? (Социально-личностное). Согласно ФГОС оно стало социально-коммуникативное.
- Послушайте притчу.
Как-то одного мудрого учителя спросили ученики, в чем состоит его основная задача. И он ответил им: «Вы узнаете об этом завтра».
На следующий день ранним утром учитель повел своих учеников на прогулку в горы.
С собой они взяли все необходимые для этого вещи. Когда наступил полдень, все уже были уставшими и проголодались. Они решили устроить привал и передохнуть. Учитель достал еду. Это был рис и овощи, которые он приготовил заранее, добавив большое количество соли. Поэтому после такого обеда ученикам очень быстро захотелось пить. Но, воду они выпили по дороге.
Тогда им пришлось подняться и осмотреть все вокруг в поисках воды. Учитель в этом не принимал никакого участия. Ученики не нашли воды и решили, что пора вернуться обратно. Вдруг учитель сказал: «Я помню, что источник с пресной водой находился за тем холмом». И тогда ученики радостно последовали в указанном направлении. Они нашли воду, утолили жажду и вернулись обратно. При этом не забыли взять с собой воду и для учителя. Они предложили ему принесенную воду. Как-то одного мудрого учителя спросили ученики, в чем состоит его основная задача. И он ответил им: «Вы узнаете об этом завтра». На следующий день ранним утром учитель повел своих учеников на прогулку в горы. С собой они взяли все необходимые для этого вещи.
Когда наступил полдень, все уже были уставшими и проголодались. Они решили устроить привал и передохнуть. Учитель достал еду. Это был рис и овощи, которые он приготовил заранее, добавив большое количество соли. Поэтому после такого обеда ученикам очень быстро захотелось пить. Но, воду они всю выпили по дороге. Тогда им пришлось подняться и осмотреть все вокруг в поисках воды. Учитель в этом не принимал никакого участия. Ученики не нашли воды и решили, что пора вернуться обратно. Вдруг учитель сказал: «Я помню, что источник с пресной водой находился за тем холмом». И тогда ученики радостно последовали в указанном направлении.
Они нашли воду, утолили жажду и вернулись обратно. При этом не забыли взять с собой воду и для учителя. Они предложили ему принесенную воду, но тот отказался и указал на бутыль с водой
у, но тот отказался и указал на бутыль с водой.
Так и мы с Вами на наших занятиях создаем детям проблемную ситуацию, даем им возможность решить ее самим, а если они затрудняются, то подсказываем пути ее решения.
Проблемные ситуации.
(Звучит музыка из мультфильма «Малыш и Карлсон».)
- «Спокойствие, только спокойствие!» - эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение являются одними из основных моментов в общении. Подумайте и определите, что общего и различного в таких понятиях как:
1 команда: «терпение», «выдержка».
2 команда: «терпеливость», «терпимость».
Приведите примеры ситуаций общения с родителями, в которых они проявили бы:
1 команда: «терпение».
2 команда: «терпимость».
-Скажите, пожалуйста, какие два направления развития личности ребенка мы с вами интегрировали? (Социально-коммуникативное, познавательно-речевое, но по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие.)
-Мы предлагаем вам встать и отдохнуть. Делаем разминку вместе с нами. (Делают разминку под музыку «Солнышко лучистое».)
- А теперь проявите свою фантазию и походу моего рассказа придумывайте и выполняйте движения. Звучит медленная, красивая музыка.
- Какое направление развития личности ребенка мы с вами затронули? (Физическое развитие, по ФГОС без изменения.)
- Мы показали для вас активные и пассивные, но не менее эффективные, формы работы с детьми.
- Какая очень важная компетентность педагога ДОУ следует из этого? (Вариативность форм работы с детьми.)
- Посмотрите на слайд и скажите, какая образовательная область отсутствует? (Художественное творчество.)
-К какому направлению развития личности она относится? (Художественно-эстетическому развитию, по ФГОС без изменений.)
- Мы предлагаем вам мастер класс по технике коллаж.
- У вас на столах лежат картинки. Каждая из команд должна смоделировать сюжет по технике коллаж на дошкольную тему.
- Какую тему вы отобразили в своем коллаже? Какие педагогические компетенции вам для этого потребовались? (Фантазия, креативность.)
Рефлексия.
- Рисуем ладонь, каждый палец-это позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой - для меня было важным и интересным…
Указательный - поэтому вопросу я получила конкретную информацию…
Средний - мне было трудно…
Безымянный - моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец - для меня было недостаточно…
- (Воспитатель) Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонь бабочку, он спросил:
«Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться и принимающую ценности семьи общества, историю и культуру своего народа, доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
А для этого мы должны быть во всем примером своим воспитанникам, и четко следовать моральным и профессиональным принципам. (Раздать профессиональный кодекс.)
Помните о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям. 10 шагов навстречу.
10 шагов навстречу.Все мамы и папы хотят, чтобы их ребёнок рос здоровым, умным, добрым и стал по-настоящему счастливым человеком. Но одной родительской любви и интуиции для этого мало. Ведь в жизни вс...
Навыки воспитания или несколько шагов для преодоления гнева
В этой консультации для педагогов и родителей предлагаю несколько шагов для преодоления детского гнева и негативизма. А также даны рекомендации для родителей, как не поддаться собственному гневу....
Мастер класс " Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны"
Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего тем что:1. Открываются новые творческие и интеллектуальные возможности: позволяет ребенку ...
Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны.
ull;Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». •Сравнительно недавно педагоги стали использовать синквейн как метод развития речи....
Тематическое родительское собрание. Несколько шагов к заботливости.
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление забо...
Консультация для педагогов "Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны"
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать в...
Несколько шагов к развитию речи ребенка. Мнемотаблицы
Материал консультации содержит в себе сведения об использовании мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц для развития речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома....